Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:24, реферат
После завершения Второй мировой войны (1939-1945 гг.) бурное развитие науки и техники привело к созданию межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и космических аппаратов с последующими принятием их на вооружение. С военной точки зрения они обладали большими возможностями по нанесению ударов по территории противника и ведения различных видов разведки из космоса. Со всей остротой встал вопрос об оказании им эффективного противодействия. В первые 15-20 послевоенных лет взрывное развитие авиационной и ракетно-космической техники стало причиной серьезного обсуждения военным руководством стран по обе стороны "железного занавеса" многочисленных проектов пилотируемых и автоматических средств космического нападения, воздушно-космических и гиперзвуковых бомбардировщиков. Однако с течением времени пришло понимание того, что с реализацией таких проектов связан целый комплекс проблем.
Наземный эшелон СПРН
Первые разработки систем обнаружения спутников (ОС) и предупреждения о ракетном нападении (РО) как составных частей ракетно-космической обороны (РКО) в Советском Союзе начались в 50-x гг. после появления спутников и межконтинентальных баллистических ракет. В этот же период, Радиотехнический институт (РТИ) АН СССР под руководством А.Л. Минца начал разработку первой отечественной РЛС "Днестр" (расчетная дальность обнаружения до 3250 км), которая предназначалась для обнаружения атакующих МБР и космических объектов. После завершения полигонных испытания опытного образца этой РЛС в июле 1962 г. было принято решение (15.11.1962 г.) о создании 4 подобных РЛС на Кольском полуострове (Оленегорск), в Латвии (Скрунда), вблизи Иркутска (Мишелевка) и в Казахстане (Балхаш). Расположение РЛС таким образом позволяло контролировать потенциально опасные направления и отслеживать пуски МБР из Атлантики, с акватории Норвежского и Северного морей и территории Северной Америки на северо-западном направлении, а также с западного побережья США и из Индийского и Тихого океанов на юго-восточном направлении. Строящиеся с конца 1960 гг. по периметру государственной границы СССР первые станции СПРН "Днестр" и "Днепр"должны были создать сплошной радиолокационный барьер протяженностью более 5000 км.
Одновременно в Подмосковье был создан командный пункт, связанный линиями связи с космодромом Байконур, где в то время строился комплекс противокосмической обороны, важным элементом которого был маневрирующий КА, разработанный ОКБ-52 и выведенный на орбиту с Байконура 1 ноября 1963 года. После передачи работ по этой тематике в ОКБ завода имени Лавочкина их первый аппарат под официальным названием "Космос-185" был запущен 27.10.1967 г. ракетой "Циклон-2А" конструкции Янгеля. Уже 1.11.1968 г. спутник "Космос-252" приблизился на расчетное расстояние к спутнику "Космосу-248" и осуществил первый успешный космический перехват. В августе 1970-го получен перехват космической мишени при работе полного состава штатных средств комплекса ИС, а в декабре 1972 г. завершились его государственные испытания. В феврале 1972 года правительственным постановлением была задана разработка комплекса ИС-М с расширенной зоной перехвата (для системы ИС этой зоной были орбиты высотой от 120 до 1000 км). В ноябре 1978 г. он был принят на вооружение, а ЦНИИ "Комета" приступил к разработке ИС-МУ для перехвата маневрирующих целей.
Для управления спутником-перехватчиком был разработан командно-измерительный комплекс (КИП, КБ-1), состоявший из радиотехнического комплекса (РТК) и главного командно-вычислительного центра (ГКВЦ). В отношении построения РТК существовало два мнения, что было обусловлено сложностью определения траектории КА, который в режиме радиомолчания на низкой орбите облетал Землю за 55 минут. При этом в зоне видимости любой наземной РЛС спутник находился всего 10 минут, что было недостаточно для получения данных необходимой точности, а времени на засечки КА на последующих витках могло не оказаться.
По одному из мнений, достаточно точно
определить параметры траектории КА-цели
на первом же витке можно было путем
получения информации от большого количества
узлов ОС на территории СССР. Однако
это предполагало очень большой
объем строительно-монтажных
В ходе работ по созданию СПРН было установлено, что одни и те же радиолокационные средства могут обеспечить определение траекторий ИСЗ и надгоризонтное обнаружение МБР противника. В результате было принято решение вернуться к варианту РЛС метрового диапазонаЦСО-П, предложенный ранее А.Л. Минцем. В это же время (декабрь 1961 г.) на Балхаше прошли автономные испытания этой РЛС, подтвердившие возможность ее использования в качестве базовой станции для построения системы ОС.
Основанием для начала работ по созданию РЛС дальнего обнаружения (ДО) в 1954 г. явилось специальное решение Правительства СССР о разработке предложений по созданию противоракетной обороны (ПРО) Москвы. Ее важнейшими элементами считались РЛС ДО, которые на расстоянии нескольких тысяч километров должны были обнаруживать ракеты противника, головные части и с высокой точностью определять их координаты. В 1956 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О противоракетной обороне" А.Л. Минца был назначен одним из главных конструкторов РЛС ДО и в том же году в Казахстане начались исследования отражающих параметров головных частей БР, запускаемых с полигона Капустин Яр.
Основой системы ОС являлись два
разнесенных на 2000 км узла, создающих
радиолокационное поле, через которое
должна проходить основная масса
ИСЗ, пролетающих над территорией
СССР. Ведущий узел ОС-1 в районе Иркутска
решал задачи обнаружения и определения
координат спутников с
Вероятность обнаружения спутника
уже на первом витке отвечала заданным
требованиям, однако точность определения
характеристик его траектории, с
учетом возможной дальности действия
головки самонаведения
Таким образом, узлы ОС-1 и ОС-2 должны были иметь станции типа полигонной ЦСО-П. С учетом известных характеристик этой РЛС каждый из узлов системы ОС должен был состоять из восьми секторных станций, интегрированная зона действия которых представляла собой веер в 160 градусов. В ходе дальнейших работ в составе узла ОС появилась новая (промежуточная) радиолокационная ячейка на базе двух РЛС "Днестр", объединенных общей ЭВМ и аппаратурой отображения, управления и технологического обеспечения.
Строительство на узлах ОС-1 и ОС-2 началось весной 1964 г. и в том же году на Балхаше завершились испытания макета РЛС "Днестр", собранного на базе полигонного ЦСО-П. Первой испытанной радиолокационной ячейкой с РЛС "Днестр" стала ячейка №4 в Гульшаде, а в 1968 г. были приняты на вооружение еще 3 ячейки в Гульшаде и 2 в Иркутске. Первая очередь системы контроля космического пространства (СККП) в составе 8 ячеек с РЛС "Днестр" и 2 командных пунктов на узлах ОС-1 и ОС-2 в Иркутске и Гульшаде, была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство в 1971 г. Это позволило создать сплошной радиолокационный барьер протяженностью 4000 км с высотой обнаружения 200-1500 км в той зоне космического пространства, где проходило большинство космических аппаратов потенциального противника.
Но уже в 1966 г. был разработан улучшенный вариант этой станции"Днестр-М". По сравнению с прототипом ее энергетика была увеличена в 5 раз, в 16 раз улучшена разрешающая способность по дальности, которая также возросла до 6000 км., а использование полупроводниковой аппаратуры, кроме передатчика, значительно улучшило показатели надежности и эксплуатационные характеристики. Поэтому все следующие ячейки системы ОС оснащались РЛС "Днестр-М", а принятые ранее модернизировались до его уровня. При этом высота обнаружения спутников возросла до 2500 км. В 1972 г. на обоих узлах были приняты на вооружение пятые ячейки с РЛС "Днестр-М", а все средства (ОС-1, ОС-2, ЦККП) были объединены в единую информационную систему в рамках отдельной дивизии разведки космического пространства.
В 1974 г. на 5 ячейке узла ОС-2 была испытана РЛС "Днепр"(главный конструктор Ю.А. Поляк), являющаяся следующим поколением РЛС систем ОС и РО. Она имела существенно повышенные количественно-качественные характеристики, в связи с чем было принято постановление о доведении предыдущих станций РО и ОС до уровня нового изделия.
В августе 1970 г., через 8 лет после принятия решения о создании РЛС "Днестр", на вооружение Советской Армии был принят комплекс раннего обнаружения (РО) атакующих МБР в составе командного пункта (КПК РО, Москва) и узлов РО-1 (Оленегорск) и РО-2 (Скрунда). В феврале 1973 г. принимаются на вооружение РЛС "Днестр" на узлах обнаружения спутников (ОС) Земли - ОС-1 (Мишелевка) и ОС-2 (Балхаш). Объединенная СПРН начала боевое дежурство в октябре 1976 г. с задачей обеспечения необходимой информацией о потенциально опасных МБР и спутниках для своевременного принятия решения на ответно-встречный удар.
Комплекс РО-2 ("Скрунда") с
модернизированной РЛС "Днестр-М"
начал функционировать в 1969 г. Он
осуществлял контроль воздушного и
космического пространства над Западной
Европой и Северной Америкой и
обеспечивал время
Непрерывное совершенствование существующих
и разработка новых РЛС привела
к тому, что на 4 узлах появились
дополнительно станции "Днепр"
и модернизировались
В 1972 г. на узле РО-2 ("Скрунда") началось строительство второй модернизированной РЛС раннего обнаружения "Днепр-М", которая в 1977 г. начала боевое дежурство. Параллельно с ее строительством была модернизирована первая РЛС "Днестр-М" до уровня "Днепр-М". В итоге к концу 1979 г. РО-2 имел две РЛС типа "Днепр-М", которая от РЛС "Днестр-М" внешне отличалась, в основном, приемной частью. Две разнесенные антенны общей площадью 900 кв. м. были расположены под углом 120 град. между собой. Аналогично выглядел и комплекс РО-5 (Николаев, Украина).
Следующим этапом развития СПРН стала РЛС "Дарьял", разработка которой велась с условием обеспечения возможности ее совместной работы с существующими РЛС типа "Днестр" и "Днепр". Приемник и передатчик РЛС "Дарьял" были разнесены между собой на 1,5 км. Первое приемное устройство этой станции под названием "Волга" появилось в Оленегорске (1975 г.) и работало совместно с РЛС "Днестр-М", использовавшейся в качестве передатчика. Строительство РЛС типа "Дарьял" и "Дарьял-У" (улучшенная) планировалось в Скрунде (Латвия), Мукачево (Украина), Печоре, Енисейске, Мишелевке (Россия), Балхаше (Казахстан) и Габале (Азербайджан).
В 1985 г. началось строительство
После распада СССР были потеряны почти все станции типа "Дарьял". РЛС в Енисейске противоречила договору ОСВ-2, что было признано Россией, и ее строительство было прекращено. По требованию правительства Украины не было завершено строительство и узла в Мукачево. Строительство РЛС типа "Дарьял" в Мишелевке и Балхаше не завершилось по финансовым причинам. В мае 1995 г. американской фирмой Control Demolition Incorporated была взорвана и РЛС в Скрунде. В настоящее время из всех РЛС "Дарьял" действуют только станции на узлах РО-30 (Печора) и РО-7 (Габала, Азербайджан), которая по соглашению с правительством этой страны 99% времени работает только на прием.
РЛС "Днепр-М" на узле РО-2 ("Скрунда") использовалась по назначению до 31 августа 1998 г. и 1 сентября того же года начались работы по ее демонтажу. После их завершения 19.10.1999 г. было подписано соглашение о передаче земельных участков, оставшихся инженерных сооружений и военного городка под юрисдикцию Латвии. В июне 2000 г. руководство Латвии, из-за отсутствия средств на содержание военного городка "Скрунда-2", приняло решение о его консервации.
Для использования в составе
узлов системы раннего
Одновременно началось сооружение командного пункта раннего обнаружения (КПК РО) в подмосковном г. Солнечногорск. Необходимость его создания показали результаты полигонных испытаний станции, которая выдавала данные с низким уровнем достоверности и большим количеством ложной информации. В связи с низкими возможностями ЭВМ станций "Днестр" работа с такой информацией от 2 узлов РО непосредственно на центральном КП Генерального штаба была невозможна. Поэтому состав КПК РО был определен как двухмашинный комплекс с управляющей ЭВМ и ЭВМ обработки данных с системой передачи данных для связи с узлами РО. Кроме того, он оснащался несколькими табло отображения ракетно-космической обстановки и технического состояния систем, центральным пунктом управления и передачи команд на узлы и пультами операторов дежурной смены по числу узлов раннего обнаружения. Государственные испытания Мурманского узла завершились в августе 1968 г., Рижского - в январе 1969 г., а в декабре 1969 г. началась опытная войсковая эксплуатация комплекса силами дивизии раннего предупреждения.