Радиационная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

5 декабря 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон « О радиационной безопасности населения», который устанавливает государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности. Статья 9 определяет пределы дозовых нагрузок для населения и персонала, причем более жесткие, чем ранее действующие. Эти нормы введены в действие с 1 января 2000 года.

Содержание

1. Радиационная защита населения, опасные радиационные объекты…………. 3
2. Надежность человека – оператора ЧМС……………………………………….. 9
3. Задача……………………………………………………………………………..16
Список литературы ………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Копия обж контрольная.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
justify">7. Нововоронежская  (г. Нововоронеж Ворнежской обл.).

8. Смоленская (г. Десногорск Смоленской обл.).

9. Ленинградская  ( г. Сосновый Бор Ленинградской  обл.).

    В РФ также имеются 9 атомных судов с 15 реакторами. В ВМФ и Минтрансе РФ всего около 250 судов с ядерными энергетическими установками. В пунктах отстоя в ожидании утилизации находятся 183 атомных подводных лодок , причем, 120 из них с более 200 ядерными реакторами стоят с не выгруженным ядерным топливом. ( Данные по состоянию на момент гибели АПЛ «КУРСК» осень 2000 года). Кроме того, 70% АПЛ стратегического назначения нуждаются в ремонте,50% технически и морально устарели, будут выведены из строя к 2005 году. Из оставшихся 75% будут потеряны из-за окончания гарантийного срока корабельных комплексов. 

 

  1. НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ОПЕРАТОРА ЧМС.
 

    Прежде чем приступить к рассмотрению надежности системы "человек - машина", следует пояснить основные положения теории надежности технических систем, поскольку эти понятия надежности (с учетом специфических особенностей человека) применимы к данной системе.

    Под надежностью системы (или ее элемента) понимают свойство выполнять заданные функции в течение определенного времени при заданных условиях работы. Надежность следует понимать как совокупность трех свойств: безотказности, восстанавливаемости и долговечности. Фундаментальным понятием теории надежности является понятие отказа. Под отказом понимают случайное событие, состоящее в том, что система (элемент) полностью или частично утрачивает свою работоспособность, в результате чего заданные системе (элементу) функции не выполняются.

    Оценка надежности системы "человек - машина" может производиться различными методами: аналитическим, экспериментальным, имитационным. На этапах проектирования преобладаю расчетные методы, которые основаны на статистических данных о надежности и скорости выполнения заданных функций оператором, с надежности технических средств, влиянии различных факторов внешней среды на надежность техники, взаимном влиянии оператора и техники и пр.

    В системотехническом методе оценки надежности СЧМ чело представляется в виде компонента системы.

    При этом выделяют следующие случаи оценки надежности системы при взаимодействии технических средств и человека-оператора при допущении, что отказы техники и ошибки оператора являются редкими, случайными независимыми событиями, что появление более одного однотипно; события за время работы системы от t0 до t0 + t практически невозможно, что способности оператора к компенсации ошибок и безошибочно работе - независимые свойства оператора.

   

    Если рассматривать системы по степени непрерывности участия человека в процессе управления, то для каждого из этих типов существуют соответствующие критерии надежности.

    Для систем первого типа таким критерием является вероятность безотказного, безошибочного и своевременного протекания управляемого процесса в течение заданного времени t. Такое протекание процесса возможно в следующих случаях:

1) технические  средства работают исправно;

2) произошел  отказ технических средств, но  при этом: оператор безошибочно  и своевременно выполнил требуемые  действия по ликвидации аварийной  ситуации;

3) оператор  допустил ошибочные действия, но своевременно их исправил.

    Для СЧМ второго типа критерием надежности является вероятность безотказного, безошибочного и своевременного выполнения возникающей задачи. Задача системой может быть выполнена в то; случае, если в требуемый момент времени оператор готов к прием; поступающей информации и, кроме того:

1) в  течение паузы и времени решения  задачи техника работала безотказно, оператор правильно ц своевременно  выполнял требуемые действия  или 2) произошел отказ техники,  но оператор своевременно устранил его и при решении задачи не допускал ошибок, или 3) при безотказной работе техники оператор допустил ошибку, но своевременно компенсировал ее.

    Для систем третьего типа критерий надежности такой же, как и втором случае. Задача системой может считаться выполненной, если:

1) в  требуемый момент времени техника  находится в исправно состоянии,  не отказала во время выполнения  задачи, действия опера торов  были безошибочны и своевременны, или 2) не готовая ил отказавшая  техника была своевременно восстановлена, а операторы " допустили ошибок;

3) при  безотказной работе техники оператор  до пустил ошибку, своевременно  компенсировал ее.

    Широкое и многообразное применение техники предъявляет более высокие требования к ее соответствию человеческим возможностям. Современные человеко-машинные системы следует рассматривать как сложные автоматизированные системы, в которые наряду с контурами чисто автоматического регулирована состоящими только из технических звеньев, включены функционируют контуры, замыкаемые через человеческое звено.

Система "человек-машина" в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора на каждой из этих стадий способствует достижению максимальной эффективности и безопасности.

    Технические системы становятся  взаимосвязанными только благодаря  наличию такого основного звена,  как человек. Согласно данным, примерно 20-30% отказов прямо или  косвенно связаны с ошибками  человека; 10-15% всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека.

Ввиду этого, анализ надежности реальных систем должен обязательно включать и человеческий фактор.

Надежность  работы человека определяется как потребность  успешного выполнения им работы или  поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

Ошибка  человека определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может явиться причиной повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормального хода запланированных операций.

    В реальных условиях в большинстве систем независимо от степени их автоматизации требуется в той или иной мере участие человека.

    Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки квалификации или опыта.                                     Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дат истинной картины.

    Ошибки по вине человека могут возникнуть в тех случаях, когда оператор или какое-либо лицо стремится к достижению ошибочно! цели; поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

    Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадия взаимодействия в системе "человек - машина" можно классифицировать следующим образом:

1. Ошибки  проектирования: обусловлены неудовлетворительны" качеством проектирования. Например, управляющие устройства индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские  ошибки: возникают при неправильном  выполнении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки  изготовления: имеют место на  этапе производства вследствие (а)  неудовлетворительного качества  работы, например неправильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготовления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки  технического обслуживания: возникают  в процессе эксплуатации и  обычно вызваны некачественным  ремонтом оборудования или неправильным монтажом вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесение  ошибок: как правило, это ошибки, для которых трудно установить  причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки  контроля: связаны с ошибочной  приемкой как годного элемента  или устройства, характеристики  которого выходят за пределы  160 допусков, либо с ошибочной  отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки  обращения: возникают вследствие  неудовлетворительного хранения  изделий или их транспортировки  с отклонением от рекомендаций  изготовителя.

8. Ошибки  организации рабочего места: теснота рабочего помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки  управления коллективом: недостаточное  стимулирование специалистов, их  психологическая несовместимость,  не позволяющие достигнуть оптимального  качества работы.

    Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния. Интенсивность ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.

    Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека.

    Соотношение между качеством  работы человека и действующими  нагрузками показывает, что зависимость  частоты появления ошибок от  действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство операторов работают неэффективно (так задание кажется скучным и не вызывает интереса) и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется, главным образом, такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п.

    Под системой понимается целостное  множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой  определенными отношениями и  взаимодействующих таким образом,  чтобы обеспечить выполнение системой некоторой достаточно сложной функции (достижение цели).

    Целостность означает, что относительно окружающей среды система выступает и соответственно воспринимается как нечто единое.

    Признаком системности является структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели.

    Обязательными компонентами любой системы являются составляющие ее элементы (подсистемы). Само понятие элемента условно и относительно, так как любой элемент, в свою очередь, всегда можно рассматривать как совокупность других элементов.

    Поскольку все подсистемы и элементы, из которых состоит система, определенным образом взаиморасположены и взаимосвязаны, образуя данную систему, можно говорить о структуре системы. Структура системы - это то, что остается неизменным в системе при сохранении ее состояния, при реализации различных форм поведения, при совершении системой операций и т.п.

    Любая система имеет, как правило, иерархическую структуру, т.е. может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположенных в порядке постепенности. При анализе тех или иных конкретных систем достаточно оказывается выделение некоторого определенного числа ступеней иерархии.

    Системы функционируют в пространстве и времени. Процесс функционирования систем представляет собой измерение состояния систем, переход ее из одного состояния в другое. В соответствии с этим системы подразделяются на статические и динамические.

Информация о работе Радиационная защита населения