Работоспособность и эмоциональная стимуляция. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и развитие теоретических знаний о работоспособности и эмоциональной стимуляции, а также запредельных формах психического напряжения и мер защиты от них.
В рамках достижения этой цели я поставила следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия работоспособности и запредельных форм психического напряжения;
Привести примеры форм психического напряжения;
Определить основные направления мер защиты от психического напряжения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Работоспособность и эмоциональная стимуляция…………………….............4
2. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты………….11
Заключение……………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

реферат по БЖД ОРИГИНАЛ!!!.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.

      И, наконец, стресс. Это вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека. Это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям. Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры. В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс, как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

      В развитии стрессового состояния  Селье выделил три этапа:

1. Стадия  нарастания тревоги – при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т.п.

2. Стадия  сопротивления (стабилизации). Человек  адаптируется к действию стрессора  и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.

3. Стадия  истощения. Если на втором этапе  действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

      Характер  стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

      В преодолении стресса проявляются  два поведенческих типа личности:

1. Интерналы  – люди, рассчитывающие только  на свои силы.

2. Экстерналы  – люди, рассчитывающие на помощь  других людей в трудной ситуации.

      Эти характеристики являются, по сути, двумя  полюсами одной шкалы (экстерналы – интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

      Стресс  представляет некоторую угрозу для  жизни, но он и необходим для нее.

      Все эмоциональные проявления характеризуются  направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связанна не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния рецепторного аппарата, находятся внутри организма.

      Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения. Также в настоящее время особое внимание уделяется профессии психолога. Каждая компания, которой не безразличны свои сотрудники и которую волнует их работоспособность, имеет своего собственного психолога.

      Например, на западе люди уже давно практикуют посещение психологов как семьями, так и отдельно. В России же обращение  к психологу рассматривается как какая-либо болезнь либо психическая неуравновешенность. Наверное, этим во многом объясняется больший прогресс практически во всех отраслях в западных странах.

      Каждая  компания должна следить за психологическим  состоянием своих сотрудников. К  примеру, степень опасности поражения  человека электрическим током во многом зависит от психического состояния человека: человек расстроенный, утомленный, раздраженный, пьяный, психически подавленный подвергается при прочих равных условиях большей опасности, чем нормальный, здоровый и уравновешенный.

      Готовность  к работе зависит от устойчивых образований — знаний, опыта, способностей и психического состояния на конкретном этапе деятельности, характеризующих состояние психики в данный момент.

      Таким образом, запредельные формы психического напряжения опасны не только для самого человека, но и для окружающих его людей. Поэтому необходимо принимать меры для защиты от этих ситуаций. 

 

       Заключение

      В настоящее время психологии человека уделяется особое внимание. Ведь именно психология отвечает за работоспособность  человека, которая, в свою очередь во многом зависит от психического состояния человека.

      Личность  развивается, не только согласуясь с  обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.

      Профессиональное  становление личности начинается еще  со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.

      Во  все времена ценились люди, обладающие высокой работоспособностью. Работоспособность- это не врожденное качество, а скорее навык. Для того, чтобы обладать высокой работоспособностью, человек должен выполнять определенные правила и ни в коем случае не перезагружать себя так, чтобы это все не вылилось в чрезмерные формы психического напряжения. От чрезмерного психического напряжения будет страдать не только сам человек, но и окружающие его люди.

      В своем реферате я попыталась раскрыть сущность понятия работоспособности и его стимулирования, также я рассмотрела различные психические состояния человека, последствия эмоциональных перенапряжений и многое другое.

      В заключении, я бы хотела сказать, что  здоровье человека – это самое  важное, психическое здоровье в том числе. Нельзя ставить никакие материальные блага выше нашего здоровья.

 

       Список использованной литературы

  1. А.В.Морозов. «Деловая психология»; СПб; 2002 год.
  2. И.Д.Ладанов «Управление стрессом»; М.; 2005 год.
  3. И.С.Масленникова, Е.А.Власов, А.Ю.Постнов «Безопасность жизнедеятельности»; СПб; 2006 год.
    1. О.Н.Русак «Безопасность жизнедеятельности» 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство "Лань"; 2000год.
    1. Под общ ред. С.В.Белова «Безопасность жизнедеятельности»; 2-е изд., М.: Высшая школа; 2005 год.
    2. В.Н.Дружинин «Экспериментальная психология». - СПб.: Издательство «Питер», 2007 год.

       7. Л.П.Егорова «Психология индивидуальных  различий», М., 2006 год.

     8. Барабаш В. И. К вопросу о запредельных формах психического напряже-

         ния. — Вопросы психологии, 2004, № 6, с. 122—126.

               9. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 2005, 264 с.

              10. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 2007, 450 с. 

Информация о работе Работоспособность и эмоциональная стимуляция. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты