Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:49, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и развитие теоретических знаний о работоспособности и эмоциональной стимуляции, а также запредельных формах психического напряжения и мер защиты от них.
В рамках достижения этой цели я поставила следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия работоспособности и запредельных форм психического напряжения;
Привести примеры форм психического напряжения;
Определить основные направления мер защиты от психического напряжения.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Работоспособность и эмоциональная стимуляция…………………….............4
2. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты………….11
Заключение……………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………………..21
Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.
И, наконец, стресс. Это вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека. Это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям. Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры. В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс, как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:
1. Стадия нарастания тревоги – при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т.п.
2. Стадия
сопротивления (стабилизации). Человек
адаптируется к действию
3. Стадия
истощения. Если на втором
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.
В
преодолении стресса
1. Интерналы – люди, рассчитывающие только на свои силы.
2. Экстерналы
– люди, рассчитывающие на помощь
других людей в трудной
Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы – интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.
Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для нее.
Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связанна не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния рецепторного аппарата, находятся внутри организма.
Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. Они представляют собой специально оборудованные помещения, в которых в отведенное для этого время в течение смены проводят сеансы для снятия усталости и нервно-психического напряжения. Также в настоящее время особое внимание уделяется профессии психолога. Каждая компания, которой не безразличны свои сотрудники и которую волнует их работоспособность, имеет своего собственного психолога.
Например, на западе люди уже давно практикуют посещение психологов как семьями, так и отдельно. В России же обращение к психологу рассматривается как какая-либо болезнь либо психическая неуравновешенность. Наверное, этим во многом объясняется больший прогресс практически во всех отраслях в западных странах.
Каждая компания должна следить за психологическим состоянием своих сотрудников. К примеру, степень опасности поражения человека электрическим током во многом зависит от психического состояния человека: человек расстроенный, утомленный, раздраженный, пьяный, психически подавленный подвергается при прочих равных условиях большей опасности, чем нормальный, здоровый и уравновешенный.
Готовность к работе зависит от устойчивых образований — знаний, опыта, способностей и психического состояния на конкретном этапе деятельности, характеризующих состояние психики в данный момент.
Таким
образом, запредельные формы психического
напряжения опасны не только для самого
человека, но и для окружающих его людей.
Поэтому необходимо принимать меры для
защиты от этих ситуаций.
Заключение
В настоящее время психологии человека уделяется особое внимание. Ведь именно психология отвечает за работоспособность человека, которая, в свою очередь во многом зависит от психического состояния человека.
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.
Профессиональное становление личности начинается еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.
Во все времена ценились люди, обладающие высокой работоспособностью. Работоспособность- это не врожденное качество, а скорее навык. Для того, чтобы обладать высокой работоспособностью, человек должен выполнять определенные правила и ни в коем случае не перезагружать себя так, чтобы это все не вылилось в чрезмерные формы психического напряжения. От чрезмерного психического напряжения будет страдать не только сам человек, но и окружающие его люди.
В своем реферате я попыталась раскрыть сущность понятия работоспособности и его стимулирования, также я рассмотрела различные психические состояния человека, последствия эмоциональных перенапряжений и многое другое.
В заключении, я бы хотела сказать, что здоровье человека – это самое важное, психическое здоровье в том числе. Нельзя ставить никакие материальные блага выше нашего здоровья.
Список использованной литературы
7. Л.П.Егорова «Психология
8. Барабаш В. И. К вопросу о запредельных формах психического напряже-
ния. — Вопросы психологии, 2004, № 6, с. 122—126.
9. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 2005, 264 с.
10. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.
— М., 2007, 450 с.