Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:59, реферат

Описание работы

Я выбрала тему: «Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности» так как «жизнь» наивысшая ценность. За ее сохранение борется не только человек, общество, но и государство. Культура безопасности жизнедеятельности помогает избежать многие разрушительные последствия.
Так, по оценкам ученых, в первой половине 21 века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Работа содержит 1 файл

бжд.docx

— 30.04 Кб (Скачать)

1. Введение

Я выбрала тему: «Пути  формирования культуры безопасности жизнедеятельности» так как «жизнь» наивысшая  ценность. За ее сохранение борется  не только человек, общество, но и государство. Культура безопасности жизнедеятельности  помогает избежать многие разрушительные последствия.

Так, по оценкам ученых, в  первой половине 21 века может произойти  эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание  промышленно развитых государств сократить  уровень потребления природных  ресурсов, а большинства развивающихся  государств - темпы прироста населения.

Современный стиль жизни  населения планеты, ведущий к  недопустимому уровню расхода природных  ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется  главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.

Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной  власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с тем единого  мнения среди ученых и практиков  по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности  пока нет. В большинстве случаев  искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и  материальный ущерб, связанные с  иными опасностями, в том числе  и несоблюдением норм здорового  образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП - более 26 тыс. человек, производственного травматизма - около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков - до 300 тыс. человек, суицидов - более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, - более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды - более 28 тыс. человек.

Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения  в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для  этого нужно развивать новое  мировоззрение, систему идеалов  и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать  общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного  типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

2. Составляющие  культуры безопасности жизнедеятельности

Для установления основного  содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть  понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить  эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности  человека, созданных и создаваемых  нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность - необходимое  условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в  целом. В настоящее время, решение  проблем безопасности не возможно без  учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все  сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами  с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в  процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться  только к формированию у населения  знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой  области зависит от качеств и  способностей человека, мотивов его  поведения, уверенности в необходимости  и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств  и свойств отдельных людей, социума  в целом возможно только путем  формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено  Международным агентством по атомной  энергии в 1986 г. в процессе анализа  причин и последствий аварии на Чернобыльской  АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее время сложилось  понимание того, что данная категория  должна быть применима не только к  персоналу потенциально опасных  объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов  их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит  в определяющей степени эффективность  мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность»  людей, социальных групп, общества. Широкий  контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий  обстановки, в которой отдельный  человек, коллектив, сообщество людей  может находиться.

Можно выделить следующие  важнейшие компоненты определения  культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила  поведения членов общества;

духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение  многочисленных определений понятия  «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и  «жизнедеятельность», можно дать следующее  определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое  отношением к вопросам обеспечения  безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью  по снижению уровня опасности.

 

Основные направления  деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение  формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация  деятельности МЧС России;

научно-методическое обеспечение  информационной политики в области  безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения  и специалистов в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных  методов обучения населения и  подготовки специалистов, в том числе  с применением технических средств  массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации  обучения подрастающего поколения  в области безопасной жизнедеятельности;

разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии  спасателя и пожарного.

3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности

Итак, можно назвать такие  составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

- на индивидуальном уровне - это мировоззрение, нормы поведения,  индивидуальные ценности и подготовленность  человека в области безопасности  жизнедеятельности ;

- на коллективном уровне  -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

- на общественно-государственном  уровне - традиции безопасного поведения,  общественные ценности, подготовленность  всего населения в сфере безопасности  жизнедеятельности.

Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение  последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов  и средств ее формирования у населения  страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему.

- На индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение  и воспитание в ходе проведения  занятий по курсу «Основы безопасности  жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине  «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских  корпусах, школах, классах, центрах,  полевых лагерях, а также в  общественных движениях.

- На коллективном уровне  -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов.

- На общественно-государственном  уровне - проведение государственной  политики, развитие общенациональной  идеологии безопасности, нормативной  правовой базы, научно-техническая  деятельность в области управления  рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры  безопасности жизнедеятельности  носит глобальный характер, имеет  многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области  обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать  личность. Ее качества служат определяющими  факторами предотвращения угроз  и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного  поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в  значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.

Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

На каждом уровне можно  выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования.

 

Ведущую роль по организации  формирования КБЖ в соответствующих  сферах должны взять на себя федеральные  органы исполнительной власти. МЧС  России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

При этом решающий вклад  в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- ключевым звеном формирования  КБЖ является обучение, которое  наиболее эффективно в детском  и юношеском возрасте. Обучение  неразрывно связано с воспитанием,  и проводятся они наиболее  интенсивно и всеохватывающе  в образовательных учреждениях  дошкольного, общего и профессионального  образования, деятельность которых в конечном счете подведомственна Минобрнауки России;

- обучение в интересах  формирования КБЖ в образовательных  учреждениях уже сейчас осуществляется  в рамках курса ОБЖ и дисциплины  БЖД;

- осуществляя надзор за  лицензированием образовательных  учреждений дополнительного профессионального  образования, Минобрнауки России имеет возможность содействовать решению вопросов формирования культуры безопасности жизнедеятельности граждан и в ходе их трудовой деятельности, так как повышение квалификации проходят практически все работающие.

Таким образом, Минобрнауки России в состоянии влиять на качество и интенсивность воздействия на всех членов общества и практически на протяжении всей жизни человека как в целях получения ими знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, так и в целях воспитания внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.

Говоря о формирования КБЖ в сфере полномочий МЧС  России, то есть о формировании культуры безопасности в области гражданской  защиты, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров  обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа  ЧС и бытовых пожаров связано  с психологическим, эмоциональным  состоянием и усталостью человека, а остальные - с недостаточной  обученностью и низкой культурой.

Реализуя мероприятия  по формированию культуры безопасности в области гражданской защиты, МЧС России учитывает не только те угрозы, которые напрямую ведут к  гибели человека, но и те, которые  нарушают, ослабляют или создают  предпосылки к деградации системы  обеспечения безопасности в этой области.

Сегодня совершенствование  системы обеспечения безопасности в области гражданской защиты осуществляться посредством: совершенствования  правового обеспечения и административного  воздействия; внедрения научно-технических  достижений в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожаров; формирования культуры безопасности в области гражданской защиты.

Основными направлениями  формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения  в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое  и патриотическое воспитание; надзор и контроль за формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Пути реализации основных направлений КБЖ населения в  сфере полномочий МЧС России показаны ниже:

4. Коммуникационные  технологии и политика в области  КБЖ

В нынешних условиях мощного  информационного воздействия современные  информационно-телекоммуникационные технологии приобретают особую значимость в формировании позитивного отношения  людей к обеспечению БЖД. Существенную роль в решении этой задачи играет создаваемая Общероссийская комплексная  система информирования и оповещения населения в местах массового  пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена  для подготовки населения в области  БЖД, оперативного информирования и  своевременного оповещения граждан  о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга  обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей  на основе использования современных  технических средств и технологий. Внедрение системы повысит действенность  и обеспечит гарантированное  выполнение перечисленных задач  в более короткие сроки, а самое  главное -будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Информация о работе Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности