Психологическая помощь в чрезвычайной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

Содержание

Введение
1 Работа пожарного в очаге экстремальной ситуации
2 Классификация ЧС
3Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуация
4 Цели и задачи оказания пожарными экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС
5 Заключение
6 Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 34.30 Кб (Скачать)

Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто  страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно  для профессионалов, работающих с  жертвами, целым рядом проблем, вызванных  самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в  виду, например, отсутствие средств  к существованию, отсутствие работы и пр.

Наличие почти у всех пациентов  чувства потери, ибо поскольку  часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад  в нозологическую картину травматического  стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.

Отличие посттравматической психопатологии от невротической патологии. Можно утверждать, что психопатологический  механизм травматического стресса  принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место  «чисто» травматический стресс, и  те случаи, когда имеет место сложное  переплетение травматического стресса  с другими патогенными факторами  внутреннего или внешнего происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Цели и задачи оказания пожарными экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных  нервно-психических нарушений; повышение  адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных  нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению  должна основываться на принципе интервенции  в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а  не с синдромами.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое: со здоровой частью населения в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление –  психотерапия и психопрофилактика  лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности  ведения спасательных работ в  зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что  пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется  психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое  поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная  терапия» реализуется через систему  звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том,  что окружающий мир идет к  ним на помощь и делается  все, чтобы помощь пришла к  ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции  должны сохранять полное спокойствие,  т.к. это одно из главных  средств к их спасению;

3) необходимо оказывать  себе самопомощь;

4) в случае завалов  пострадавшие не должны принимать  каких-либо физических усилий  к самоэвакуации, что может  привести к опасному для них  смещению обломков;

5) следует максимально  экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми  глазами, что позволит приблизить  себя к состоянию легкой дремоты  и большей экономии физических  сил;

7) дышать медленно, неглубоко  и через нос, что позволит  экономить влагу и кислород  в организме и кислород в  окружающем воздухе;

8) мысленно повторять  фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения  с периодами счета до 15–20, что  позволит снять внутреннее напряжение  и добиться нормализации пульса  и артериального давления, а также  самодисциплины;

9) высвобождение из «плена»  может занять больше времени,  чем хочется потерпевшим. «Будьте  мужественными и терпеливыми.  Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства  страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях  от страха погибает больше людей, чем  от воздействия реального разрушительного  фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:

поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального  возбуждения, тревоги, панических реакций;

экзистенциальные техники  и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических  возможностей.

Еще одна группа людей, к  которым применяется психотерапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях  является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно  влияет на требования, предъявляемые  к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть  умением своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть  эмпатическими способностями, умением  организовать и провести занятия  по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и  взаимопомощи в условиях кризисных  и экстремальных ситуаций имеет  большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

В результате осуществления  обширной исследовательской программы  немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста  или добровольца, работающих в экстремальной  ситуации. Эти рекомендации полезны  как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовки спасателей и сотрудников специальных служб.

Правила для сотрудников  спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему,  что вы рядом и что уже  принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему  и скажите, например: «Я останусь с  вами, пока не приедет «Скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован  о том, что сейчас происходит: «Скорая  помощь» уже в пути».

2. Постарайтесь избавить  пострадавшего от посторонних  взглядов.

Любопытные взгляды очень  неприятны человеку в кризисной  ситуации. Если зеваки не уходят, дайте  им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Осторожно устанавливайте  телесный контакт.

Легкий телесный контакт  обычно успокаивает пострадавших. Поэтому  возьмите пострадавшего за руку или  похлопайте по плечу. Прикасаться к  голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

Правила первой помощи для  психологов:

1. В кризисной ситуации  пострадавший всегда находится  в состоянии психического возбуждения.  Это нормально. Оптимальным является  средний уровень возбуждения.  Сразу скажите пациенту, что вы  ожидаете от терапии и как  долго продлится работа над  проблемой. Надежда на успех  лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к  действиям сразу. Осмотритесь  и решите, какая помощь (помимо  психологической) требуется, кто  из пострадавших в наибольшей  степени нуждается в помощи. Уделите  этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких  пострадавших.

         3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите  телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку  или похлопайте по плечу. Прикасаться  к голове или иным частям  тела не рекомендуется. Займите  положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь  к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте  пострадавшего. Расскажите, какие  меры требуется принять для  оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность  успокаивает. Расскажите о вашей  квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему  поверить в его собственную  компетентность. Дайте ему поручение,  с которым он справится. Используйте  это, чтобы он убедился в  собственных способностях, чтобы  у пострадавшего возникло чувство  самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему  выговориться. Слушайте его активно,  будьте внимательны к его чувствам  и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему,  что вы останетесь с ним.  При расставании найдите себе  заместителя и проинструктируйте  его о том, что нужно делать  с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из  ближайшего окружения пострадавшего  для оказания помощи. Инструктируйте  их и давайте им простые  поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо  чувство вины.

11. Постарайтесь оградить  пострадавшего от излишнего внимания  и расспросов. Давайте любопытным  конкретные задания.

12. Стресс может оказать  негативное влияние и на психолога.  Возникающее в ходе такой работы  напряжение имеет смысл снимать  с помощью релаксационных упражнений  и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным  тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас  сделать?» Если вы испытываете чувство  сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Психотерапия в очаге  чрезвычайной ситуации, 1998г.

 


Информация о работе Психологическая помощь в чрезвычайной ситуации