Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:08, реферат
Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.
Введение
1 Работа пожарного в очаге экстремальной ситуации
2 Классификация ЧС
3Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуация
4 Цели и задачи оказания пожарными экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС
5 Заключение
6 Список литературы
Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.
Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибо поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.
Отличие посттравматической
психопатологии от невротической патологии.
Можно утверждать, что психопатологический
механизм травматического стресса
принципиально отличается от патологических
механизмов невроза. Таким образом,
необходимо выработать стратегии работы
с жертвами, которые охватили бы
и те случаи, когда имеет место
«чисто» травматический стресс, и
те случаи, когда имеет место сложное
переплетение травматического стресса
с другими патогенными
4 Цели и задачи оказания пожарными экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами.
Проведение психотерапии
и психопрофилактики
а) острых панических реакций;
б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.
Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:
1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;
2) находящиеся в изоляции
должны сохранять полное
3) необходимо оказывать себе самопомощь;
4) в случае завалов
пострадавшие не должны
5) следует максимально экономить свои силы;
6) находиться с закрытыми
глазами, что позволит
7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
8) мысленно повторять
фразу: «Я совершенно спокоен»
5–6 раз, чередуя эти
9) высвобождение из «плена»
может занять больше времени,
чем хочется потерпевшим. «
Целью «информационной терапии»
является также уменьшение чувства
страха у пострадавших, т.к. известно,
что в кризисных ситуациях
от страха погибает больше людей, чем
от воздействия реального
Еще одной группой людей,
к которым применяется
поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;
экзистенциальные техники
и методы, направленные на принятие
ситуации утраты, на устранение душевной
боли и поиск ресурсных
Еще одна группа людей, к
которым применяется
В результате осуществления
обширной исследовательской программы
немецкие психологи Б. Гаш и Ф.
Ласогга разработали ряд
Правила для сотрудников спасательных служб:
1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.
Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути».
2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.
Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.
3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.
Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.
Правила первой помощи для психологов:
1. В кризисной ситуации
пострадавший всегда находится
в состоянии психического
2. Не приступайте к
действиям сразу. Осмотритесь
и решите, какая помощь (помимо
психологической) требуется,
3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
4. Осторожно установите
телесный контакт с
5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
6. Профессиональная
7. Дайте пострадавшему
поверить в его собственную
компетентность. Дайте ему поручение,
с которым он справится.
8. Дайте пострадавшему
выговориться. Слушайте его активно,
будьте внимательны к его
9. Скажите пострадавшему,
что вы останетесь с ним.
При расставании найдите себе
заместителя и
10. Привлекайте людей из
ближайшего окружения
11. Постарайтесь оградить
пострадавшего от излишнего
12. Стресс может оказать
негативное влияние и на
Заключение
Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.
Список литературы
Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации, 1998г.
Информация о работе Психологическая помощь в чрезвычайной ситуации