Прогноз ЧС техногенного характера на территории России в ближайшие 10 – 15 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Часто скрытое выбытие промышленного оборудования переходит в явное путем аварий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Количество техногенных катастроф растет, несмотря на значительное снижение производства. Чрезвычайные ситуации входят в регулярную практику нашей жизни, а МинЧС становится одним из важнейших министерств России.

Работа содержит 1 файл

БЖД №1.docx

— 27.31 Кб (Скачать)

ГОУ СПО Ивановский Энергетический Колледж

 

 

 

 

 

Заочная работа №1

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

Тема: «Прогноз ЧС техногенного характера на территории России в ближайшие 10 – 15 лет»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 26

Антошкина Людмила

Проверил:

 

 

 

 

Часто скрытое выбытие  промышленного оборудования переходит  в явное путем аварий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Количество техногенных катастроф растет, несмотря на значительное снижение производства. Чрезвычайные ситуации входят в регулярную практику нашей жизни, а МинЧС становится одним из важнейших министерств России.

Большой общественный резонанс получили аварии на шахтах и авиационные катастрофы с человеческими жертвами. Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей жизни катастрофы инфраструктурные, грозящие целым населенным пунктам и даже большим городам. Речь идет о выбытии системообразующего крупного оборудования - авариях на ТЭЦ, ГЭС, АЭС, крупных химических и ядерных реакторах, важнейших коммуникациях (нефте – газопроводах, транспортных магистралях) и др.

Крупное оборудование и особо  опасные процессы находятся под  особым контролем - специалисты хорошо понимают, чем грозят их аварии. Но время не щадит никаких машин - их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к аварии, которая со временем обязательно произойдет, если не вкладывать средств.

Например:

Минпромторг попытался внести в бюджет 2012 г. расходы на ликвидацию четырех предприятий, производства которых грозят обернуться техногенными катастрофами и гибелью тысяч людей. Эти огромные военно-химические производства в Волгограде, Красноярске, Свердловской и Тульской областях с каждым днем представляют все большую экологическую угрозу, но денег на их ликвидацию у государства не находится.

На то, чтобы обезвредить  хотя бы одну из таких "экологических  бомб" - волгоградский ОАО "Химпром", - придется потратить около 11,15 млрд рублей. Примерно в такую же сумму обошлось бы строительство футбольного стадиона мирового уровня.

На этом предприятии изготавливалось  химическое оружие. Однако производство, основу которого составлял хлор, было построено без очистных сооружений. Ядовитые отходы сбрасывали в бассейн "Белое море". Предприятие было закрыто в 1987 г., но до сих пор 1,5 млн куб. м ядовитых отходов хранятся всего в 200 м от берега Волги. Однажды они уже попали в реку из-за обрушения дамбы. Чтобы это не повторилось вновь, чиновники предлагают ликвидировать "Белое море" за счет федерального бюджета.

А в Тульской области, в 170 км от Москвы, расположена настоящая  бомба замедленного действия - ФКП "Алексинский  химический комбинат" (АХК). На предприятии  находится более 200 тыс. т отходов  производства взрывчатки. Их необходимо хранить под слоем воды, поскольку, подсохнув, они способны сдетонировать или самовоспламениться. Но вода из прудков-отстойников для хранения отходов стала уходить, некоторые из них высохли. Взрыв может прогреметь в любой момент, и если это произойдет, зона поражения растянется на 5 - 6 км от АХК.

Схожая картина и на красноярском химкомбинате "Енисей". Если сдетонируют отходы этого производства, то взрыв повлечет за собой цепную реакцию - на воздух взлетят соседние биохимический завод, производство синтетических каучуков и целлюлозно-бумажный комбинат. В Минпромторге подсчитали, что в этом случае погибнут до 12 тысяч человек. На ликвидацию взрывоопасных отходов потребуется 2,1 млрд рублей.

В Савеловской области угрозу представляет гексогеновое производство на Красноуральском химическом заводе. За 50 лет в его грунте, стенах и под фундаментами скопился критический объем взрывоопасных веществ. Если они сдетонируют, ущерб составит 50 - 70 млрд руб., а ликвидация опасности потребует лишь 704 миллионов.

Несмотря на огромную опасность, которую представляют эти предприятия, ранее они никогда не оказывались  в центре внимания чиновников, журналистов  и экологов, поскольку информация о них не попадала в открытые источники.

 

Аварии на транспорте

Этот год в России оказался чрезвычайно урожайным на транспортные аварии. Затонул теплоход «Булгария», серию из 11 авиакатастроф завершило крушение ЯК-42 с командой ХК «Локомотив». Однако все эти жертвы ничего кардинально не изменили в ситуации, сложившейся в транспортной сфере, и эксперты признают, что подобные ЧС будут иметь место и в дальнейшем.

Причины катастроф: cтарый транспорт, неблагоприятные климатические условия, технические проблемы, человеческий фактор, резонансные колебания, несовершенство нормативно-правовой базы.

 

Прогнозы: Член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов отмечает, что некоторые катастрофы повторяются из года в год. «К примеру, на железнодорожном транспорте - сходы составов с рельсов в зимнее время. Эта традиция, к сожалению, может быть сохранена. Основная причина – наши климатические зимние сибирские условия. Неприспособленность многих элементов железнодорожного транспорта к зимним условиям создает всплески сходов составов с рельсов, особенно на Урале и в Сибири», - считает эксперт.

Летать на самолетах также  безопасней не станет. «Из-за того, что  малые компании оказываются не в  состоянии, особенно в условиях кризиса, обеспечить слежение за состоянием авиационных  парков и из-за падения квалификации летного состава ситуация с чрезвычайными  ситуациями на авиатранспорте будет  усугубляться. Катастрофы будут продолжаться, и есть признаки того, что не принимаемые  кардинальные решения и ухудшение  психологического состояния летного  состава усилит так называемый «человеческий  фактор», - рассказал Н.Махутов.

 

Аварии на гидротехнических сооружениях

Причины катастроф: превышение нормативных сроков эксплуатации оборудования, не готовность плотин к крупным природным  катаклизмам, не соответствие гидротехнических объектов нормам безопасности.

Прогнозы катастроф: «В первую очередь надо опасаться самых  крупных возможных катастроф - для  России это прорывы плотин на Волге  и на сибирских реках, что может  привести к миллионам жертв», - предупреждает эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин.

 

Разлив нефтепродуктов

Причины катастроф: старение трубопроводов, экстремальные климатические  условия, работа в новых для российских компаний условиях.

Прогноз: член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов считает, что опасность могут представлять нефте-, газо-, химические производства. «В силу повышенного износа и старения оборудования чрезвычайные ситуации здесь будут сохраняться на нынешнем высоком уровне», - заметил он.

 

Аварии в сфере  ЖКХ

Причины: ветхий жилищный фонд, износ оборудования, экстремальные климатические условия, недостаток финансирования, неэффективность действий управляющих компаний.

Прогнозы: Осенне-зимний период ежегодно становится проверкой на прочность для коммунальных служб. «Я знаю, что подготовка к зиме, эти акты о выполненных работах в связи с подготовкой, порой подписываются без проведения всяких работ. Достаточно подписать бумагу, что выполнены работы, и все», - заметил В.Гуменюк.

 

Аварии на ядерных  объектах

Причины катастроф: старение ядерных объектов, низкая квалификация персонала.

Прогнозы: «Вполне можно ожидать аварий на ядерном объекте. Это связано в первую очередь с тем, что ядерные объекты стареют, а также есть вопросы качества обучения как минимум части персонала», - считает руководитель программ «Гринпис» Иван Блоков.

Вторит ему и эксперт  по глобальным катастрофам Алексей  Турчин. Однако он считает, что последствия таких аварий будут не такими губительными, как при прорывах плотин или выделения метана из Арктики, ведущего к потеплению климата.

По оценкам Гринписа, в  России ежегодно на АЭС случается  не менее десяти инцидентов, когда  срабатывает аварийная защита и  глушится реактор.

 

 

 

Электроэнергетика

Причины: износ оборудования, отсутствие резервного генерирующего  оборудования, плохое состояние электросетей.

Прогноз: Аналитик ФГ БКС Екатерина Трипотень говорит, что уровень износа по электросетям и по теплосетям довольно высокий - порядка 50-70%, поэтому технологические происшествия из-за плохого состояния оборудования вполне вероятны. «Электростанции сейчас активно обновляют и модернизируют, хотя тоже есть в эксплуатации турбины довольно старые – начала-середины XX века. Риски техногенных происшествий сохраняются», - отметила эксперт.

 

Обрушение шахт

Причины: выброс метана, обрушение  кровли, нарушение технологий угледобычи, неисправность электрооборудования, человеческий фактор.

Прогноз: Председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев утверждает, что после аварии на «Распадской» безопасность в шахтах осталась на прежнем уровне, хотя Ростехнадзор усиленно ее проверяет и начал применять штрафные санкции к должностным лицам.

Эксперты уверяют, что  ситуация на российских шахтах изменилась к лучшему за последний год. «Тенденции, предпосылки к тому, что могут  произойти техногенные катастрофы на угольных предприятиях, я отношу к маловероятным, если не произойдет какое-нибудь землетрясение», - считает  член Общественной палаты, председатель Российского независимого профсоюза  работников угольной промышленности Иван Мохначук.

Председатель Росуглепрофа отметил, что в последнее время был принят ряд мер, которые могут обезопасить шахтеров, в том числе закон о дегазации, который призван снизить содержание метана в атмосфере, что «ведет к повышению безопасности труда и малой вероятности возможных взрывов, катаклизмов».

 

Выводы

Техногенные катастрофы за последние несколько лет стали  делом обычным, с каждым годом  техническое наследие Советского Союза  стареет и угрожает России новыми катастрофами. Крупнейшие техногенные  катастрофы последних лет, такие  как аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», гибель старого теплохода «Булгария» и падение самолетов-ветеранов, заставляют готовиться к худшему.

 

Список источников информации

    • http://haosworld.ucoz.ru статья «Стратегические проблемы России и ожидаемые локальные катастрофы»
    • http://www.utro.ru статья «России грозят четыре техногенные катастрофы»
    • http://www.chaskor.ru статья «Катастрофы были, есть и будут, но их будет больше»

Информация о работе Прогноз ЧС техногенного характера на территории России в ближайшие 10 – 15 лет