Причины катастроф и чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:25, лекция

Описание работы

Другая классификация по причинам относит погодные и геологические катастрофы к разряду природных, тогда как катастрофы в результате деятельности человека были определены как неприродные, или техногенные (например, аварии при перевозках, войны, пожары/взрывы, химические и радиоактивные выбросы). В таблице, представленной ниже, представлены статистические данные именно по такой классификации.

Работа содержит 1 файл

Тема I.docx

— 364.07 Кб (Скачать)

Тема  I: Причины катастроф и чрезвычайных ситуаций.

 

Задание. Проанализируйте информацию нижеприведенных таблиц «Статистические данные о частоте катастроф» (по Хван, Хван, 2001) и «Распределение факторов аварийности и травматизма в Российской Федерации» (по Арустамов, 2000). Выводы оформите в письменном виде.

 

1) Существуют многочисленные и разнообразные определения и классификации катастроф Американские Центры контроля заболеваний (CDC 1989) определили три основные категории катастроф: географические, такие как землетрясения и извержения вулканов; явления, связанные с погодой, включающие ураганы, торнадо, высокотемпературные волны, похолодания и наводнения; и, наконец, проблемы, связанные с деятельностью человека, которые охватывают голод, загрязнение атмосферы, промышленные катастрофы, пожары и аварии ядерных реакторов. Другая классификация по причинам относит погодные и геологические катастрофы к разряду природных, тогда как катастрофы в результате деятельности человека были определены как неприродные, или техногенные (например, аварии при перевозках, войны, пожары/взрывы, химические и радиоактивные выбросы). В таблице, представленной ниже, представлены статистические данные именно по такой классификации.

Проанализировав данную таблицу можно  сказать о том, что техногенные  катастрофы, т. е. связанные с деятельностью  человека, имеют наибольшую частоту  совершений, чем природные катастрофы.

За  период с 1938 по 1977 гг. наводнения, ураганы и землетрясения являются причиной наибольшего числа природных катастроф. Причем наводнения -8,15%, чуть меньший процент у землетрясений – 7,22%, и чуть более 5% - ураганы.

Причиной техногенных катастроф  чаще всего становится различный  транспорт. Таким образом наибольший % катастроф приходится на авиацию (23,3%), затем идет автомобильный транспорт (18%), затем судоходство (ок. 13%)  и ж/д транспорт (менее 10%). Пожары и взрывы, которые происходят по вине людей, также имеют згачительный процент случаев – ок. 13%.

В США в период времени с 1938 по 1977 гг. наиболее часто происходили  торнадо (1,98 %), в остальных странах  данного природного катаклизма не наблюдалось, а второй катастрофой по частоте в США были наводнения (1,12%), которые в целом по миру занимали первое место.

Наводнения и торнадо занимали лидирующие позиции в США, как  следствие географического расположения данной страны (она омывается Тихим  и Атлантическим океанами и находится на территории «Аллея торнадо»); так и особенностями климатических зон, в которых расположены США. Гораздо менее частыми были ураганы (0,7%) и землетрясения (0,1%), что также объясняется положением США на континенте.

Наименьшую  долю по частоте занимали метеориты (в США - 0,0001 %,а в остальных странах – либо не наблюдалось вообще, либо доля очень мала).

 

 

 

 

 

2) Основные причины возникновения ЧС:

• внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ  оборудования, низкая трудовая и технологическая  дисциплина;

• внешние: стихийные бедствия, неожиданное  прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

        ЧС могут произойти при следующих  обстоятельствах:

• наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные  вещества);

• действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

• нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

        Анализ причин и хода развития  ЧС различного характера выявил  их общую черту — стадийность.  Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:

• накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

• период развития катастрофы;

• экстремальный период, при котором  выделяется основная доля энергии;

• период затухания;

• период ликвидации последствий.

        В РФ действует много крупных  производств, потенциально опасных  для населения и окружающей  среды, а уровень технологий, контроля  и дисциплины на них в результате  стремительного падения производства  снизился до критической черты.  Экономический кризис только  усугубил ситуацию, а к проблеме  безопасности присоединились экологические.

        Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших  место в России за последние  годы, позволил выделить причины  аварийности и травматизма:

• человеческий фактор — 50,1%;

• оборудование, техника — 18,1%;

• технология выполнения работ — 7,8%;

• условия внешней среды — 16,6%;

• прочие факторы — 7,4%.

        Ниже в таблице показано распределение  факторов аварийности и травматизма.

        Как видно из данной таблицы,  в настоящее время наибольший  удельный вес в общем количестве  аварий, составляют аварии, происходящие  из-за неправильных действий обслуживающего  технического персонала, то есть из-за человеческого фактора (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.

        Аварии и катастрофы в РФ  нередко являются следствием  ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).

Условия внешней среды также  довольно сильно влияют на аварийность  и травматизм в РФ, где наибольшее влияние оказывают опасные природные  воздействия на систему, которые  составляют около 9%.

        В итоге РФ ежегодно тратит  на ликвидацию последствий различного  рода ЧС 1-2% валового продукта. В  будущем эта доля может вырасти  до 4-5%, что превысит такие статьи  расходов, как здравоохранение и  охрана окружающей среды, вместе  взятые.

        Очевидно, что решить эти проблемы  помогут знания в области безопасности  жизнедеятельности и поведения  в чрезвычайных ситуациях, которые  должны:

• повысить подготовку всего населения  России;

• обеспечить учет всех видов ЧС и  их последствий;

• дать полное представление населению  о способах защиты от опасностей;

• обеспечить режимы личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС.


Информация о работе Причины катастроф и чрезвычайных ситуаций