Преступное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:33, реферат

Описание работы

Преступное поведение - сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества.

Работа содержит 1 файл

Преступное поведение.docx

— 34.75 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшее профессиональное образование

«Псковский государственный университет»

 

 

 

 

 

Кафедра технологии обработки материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Преступное поведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила студентка 2 курса

факультета технологии и  дизайна

                                                 Певницкая Юлия

 

 

 

 

 

 

 

Псков, 2012

Преступное поведение - сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым  это общество живёт. Отклонение или  несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Для того чтобы определить что такое - девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию "социальные нормы".

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные  образцы (шаблоны), определяющие то, что  люди должны говорить, думать, чувствовать  и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются "групповыми привычками".

К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 - 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

- не держись со "своими" официально,

- не говори начальству  то, что может навредить членам  группы,

- не общайся с начальством  чаще, чем со "своими",

- не изготовляй изделий  больше, чем твои товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в  обществе в целом. Они называются "общими правилами". Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения  молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно  классифицировать в зависимости  от того, насколько строго соблюдается  их исполнение.

- За нарушение одних  норм следует мягкое наказание  - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный  взгляд.

- За нарушение других  норм жёсткие санкции - тюремное  заключение, даже смертная казнь. 

Определённая степень  неподчинения нормам существует в любом  обществе и в любой группе. Нарушение  дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания1.

В других ситуациях санкции  более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным  штрафом. Социальные нормы выполняют  в обществе очень важные функции. Они:

- регулируют общий ход  социализации,

- интегрируют индивидов  в группы, а группы в общество,

- контролируют отклоняющееся  поведение, 

- служат образцами, эталонами  поведения. 

Каким образом удаётся  достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы - это также и  обязанности одного лица по отношению  к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством  чаще, чем со своими товарищами, малая  группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с  начальством и товарищами. Следовательно, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это ещё  и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне  улицы, а идущие навстречу - по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила  возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают  писаные и неписаные нормы, правила, законы. Следовательно, нормы формируют  систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции  в зависимости от того, в каком  качестве они себя проявляют:

- как стандарты поведения  (обязанности, правила) или 

- как ожидания поведения  (реакция других людей)

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все  нормы, предписанные обществом, то его  поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких же пор некоторое несоблюдение социальных норм не является из ряда вон выходящим поведением? Для этого необходимо обратится к самому понятию "девиация".

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны и терпимы для общества, до сих пор практически не разрешён. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определённо ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов. Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Механизм преступного  поведения

Для криминологии наибольший интерес представляет выработанное психологической и юридической  наукой понятие конкретной жизненной  ситуации как определенного сочетания  обстоятельств жизни человека, непосредственно  влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле – это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить  общественно опасное деяние, способствующее или препятствующее ему.

Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение. Обстоятельства жизни  человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация, весьма различны. Это может быть сравнительно длительное состояние (например, тяжелая  обстановка в семье) или кратковременное  событие (например, конфликт с хулиганом  на улице), различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе2.

Ситуация может охватывать огромные территории (например, при  преступлениях против жизни и  безопасности человечества) или ограничиваться квартирой (например, при бытовой  ссоре). Продолжительность ситуации тоже различна: от нескольких секунд (при  дорожно-транспортном происшествии) до нескольких лет (конфликты на почве  ревности или мести).

В каждой жизненной ситуации необходимо различать объективное  содержание, определяемое происшедшими в действительности событиями, и  субъективное значение, которое придается  ей субъектом в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера и пр. Объективное содержание и субъективное значение ситуации могут  подчас сильно расходиться.

Одно и тоже объективное событие, например невозможность удовлетворения какой-либо потребности, может играть для одного и того же лица в разные моменты (или в одно и тоже время для разных лиц) различную роль. Различие во взглядах с собеседником субъект может воспринять как личное оскорбление, временные материальные трудности некоторые люди расценивают как жизненный крах и прочие. Важно то обстоятельство, что человек обычно поступает в соответствии не с ситуацией в ее объективном смысле, а со своим представлением о ней. Субъективное толкование ситуации тесно связано с мотивационной сферой личности и определяемыми ею целями поведения.

Ситуации могут не только вызывать временные изменения в  поведении, но и стимулировать перестройку  личности. К таким ситуациям относятся  эмоционально насыщенные события, затрагивающие  интересы или совесть личности. К  ним мы относим ситуации общественного  выражения гнева, презрения, восхищения, опасные для жизни ситуации, крушение надежд или, наоборот, порождающие веру в грядущее счастье и прочие.

Человек ведет себя по-разному  в обыденной обстановке и экстремальных, необычных условиях. Поэтому, оценивая его действия, приведшие к преступному  результату, следует выяснить, предвидел  ли он заранее такое стечение обстоятельств  или оно явилось для него неожиданностью. Это необходимо, прежде всего, для  правильного понимания нравственного  облика личности, выяснения ее моральной  и эмоциональной устойчивости. Давая  оценку неправомерным поступкам, следует  также учитывать, что поведение  человека вообще, а тем более в  сложной ситуации зависит не столько  от особенностей нервной системы, сколько  от нравственных качеств, убеждений, наклонностей, индивидуального опыта, тренированности  в преодолении трудностей, влиянии  социальных установок и общественного  мнения.

Столкнувшись перед совершением  преступления с уже знакомой ему  ситуацией, человек получает возможность  не только физически продублировать прошлые поступки, но и воспроизвести  их целевое содержание. Прошлые ситуации отражаются, закрепляются в чертах личности и уже через нее как бы входят в новую ситуацию, превращая ее в известную, «легко решаемую».

Значение субъективного  фактора сильно возрастает в нетипичных ситуациях. Это связано, прежде всего, с неопределенностью, неполнотой первичной  информации, поступающей к индивиду от окружающей его непривычной обстановки3.

Ситуация не во всех случаях  предоставляет человеку вариант  решения, лежащий на поверхности. Эксперименты показали, что при решении сложной  проблемы у человека вообще может  не быть очевидного варианта решения. В таких случаях он должен формировать  новый.

Конечно не каждая ситуация требует такого реагирования на нее, при котором перед лицом стоит  задача осмыслить ее и найти решение. В большинстве случаев решения  принимаются автоматически и  настолько входят в привычку, что  сознательный элемент, ассоциируемый  с идеей выбора, исчезает.

Только новая или редко  встречающаяся ситуация наиболее очевидно заставляет действовать волю человека и вынуждает его сопоставлять различные возможные реакции, вызываемые данной жизненной ситуацией, выбирая  ту из них, которая представляется в  тот момент наиболее подходящей.

Таким образом, в одном  случае побуждение личности к определенному  поведению включает в себя сознательную оценку ситуации и выбор на этой основе варианта поведения, в другом – побуждение функционирует без  предварительного мысленного анализа  последствий и оценки поведения. В последнем случае поиск решения  отсутствует и в качестве мотива поступка выступает стереотипное поведение.

Важным свойством любой  ситуации является ее конкретность, выражающаяся в том, что она существует в  определенных пространственно-временных  рамках.

Ситуации могут охватывать большие территории и сохраняться  в течение длительного времени  либо, наоборот, ограничиваться небольшими пространствами и длиться несколько  мгновений. Пространственно-временные  масштабы ситуации во многом зависят  от характера деятельности конкретных лиц, от их возможностей и направленности их умысла.

Другим свойством ситуаций является их систематичность и известная  повторяемость, что создает необходимые  гносеологические и логические основания  для предвидения их появления  в будущем.

Информация о работе Преступное поведение