Правовые основы безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:56, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Объективная необходимость обеспечения безопасности, государства, общества, личности
Вопрос 3. Концепция национальной безопасности РФ

Работа содержит 1 файл

Семинар 3 нац безопасность.docx

— 25.68 Кб (Скачать)

Семинар 3. Правовые основы безопасности

 

Вопрос 1. Объективная необходимость  обеспечения безопасности, государства, общества, личности

Безопасность  в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Понятие «национальная  безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые  термин «национальная безопасность»  был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта  Конгрессу, где он обосновал присоединение  зоны Панамского канала интересами «национальной  безопасности» США. В 1947 г. конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был  создан существующий и поныне Совет  национальной безопасности (СНБ). В  СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она  как бы включалась в привычную  для советского времени категорию  «обороноспособность». 
   В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 г. В этом документе было подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства». 
   Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 года, а также в её изменения и дополнения, внесенные Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года. Сегодня эти разработки уточнены в ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 года.

Национальная  безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит  триединство отношений базовых  социальных субъектов - личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой системы, обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д. 
   Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность принято делить на политическую, экономическую, социальную, военную и другие виды безопасности: 
   - политическая безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение; 
   - экономическая безопасность - это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов от деструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития; 
   - социальная безопасность - это такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный характер; 
   - военная безопасность - это устойчивое состояние защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. 
   В основе национальной безопасности государства лежат национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, которые юридически закреплены в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации. 
   Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической, политической, социальной, военной и других организаций государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах. 
   Национальные интересы государства принято делить на интересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитической сфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.). 
   Для понимания сущности национальных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: призваны обеспечить выживание данного социума, безопасность, устойчивое и прогрессивное развитие страны; направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, культурную и др.); представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области. 
   Одним из вариантов классификации национальных интересов является деление их по социальной значимости и выделение трех групп национальных интересов: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы. К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства (суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации и т.д.). Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п. К третьей группе относятся все остальные интересы (как правило, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и др.). Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот. 
   Значительное влияние на осознание и формирование национальных интересов оказывают национальные ценности - это фундаментальные нормы, выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для существования и развития нации. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями обществ. Мир ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. 
   Иерархия национальных интересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели - это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальные цели - наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяются и формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов. Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защиты национальных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства. 
    Система обеспечения национальной безопасности государства создается и развивается в соответствии с Конституцией и другими нормативными - правовыми актами государства. Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы (субъекты) и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение национальной безопасности. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами. В каждом государстве, как правило, создается специальный орган, координирующий эту деятельность (например, Совет Безопасности Российской Федерации, созданный весной 1992 г.).

Таким образом, национальная безопасность - это показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов не может значительно снизить  качество ее жизни и не создает  угрозу ее существованию

 

Вопрос 3. Концепция национальной безопасности РФ

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В ней сформулированы важнейшие направления и принципы деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности России. 

Чем же была вызвана необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России? 

Во-первых, наличием кризисных явлений в  экономической сфере, в системе  общественных отношений и в военной  области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих интересов. 

Во-вторых, отсутствием духовной основы, способной  объединить общество, которое нуждается в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей. 

В-третьих, необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативная правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства. 

В-четвертых, Концепция национальной безопасности как политический документ должна стать основой для разработки конкретных программ и организационных документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности. 

Концепция национальной безопасности России в структурном отношении состоит из введения, четырех разделов и заключения. 

В первом разделе — "Россия в мировом сообществе" — отмечается, что в настоящее время положение на международной арене характеризуется прежде всего усилением тенденций к формированию многополярного мира. На его нынешнем этапе еще сильны рецедивы попы ток создания структуры международных отношений, основанной нл односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики. 

Нынешний  этап в развитии международных отношений  открывает для Российской Федерации  новые возможности обеспечения  своей безопасности. Созданы предпосылки для демилитаризации международных отношений, укрепления роли права в урегулировании спорных межгосударственных проблем, уменьшилась опасность прямой агрессии против Российской Федерации. 

Наметилась  тенденция к усилению сотрудничества между Россией и рядом стран — участниц Содружества Независимых Государств. Расширилась сфера общих интересов России со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие распространению оружия массового уничтожения, международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем глобального характера, включая ядерную и радиационную безопасность. Все это значительно увеличивает возможности обеспечения национальной безопасности России невоенными средствами — за счет дого-ворно-правовых, политических, экономических и других мер. 

В то же время влияние России на решение  кардинальных вопросов международной  жизни, затрагивающих интересы нашего государства, значительно уменьшилось. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях. 

Со  значительными трудностями связан процесс создания модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы на принципах, выдвинутых по инициативе России. Перспектива расширения НАТО на Восток является неприемлемой для нашего государства, поскольку представляет собой угрозу его национальной безопасности. Россия оказывается в определенной изоляции от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-тихоокеанском регионе. Все это неприемлемо для нее как для влиятельной европейско-азиатской державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихооке-анском регионе. 

Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества. Главная причина этого — сохранение кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство, нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы. Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны. 

Нарушена  прежняя система обороны, а создание новой идет медленно. 

Вместе  с тем Россия имеет все предпосылки  для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Она обладает значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, определяющим способность страны к устойчивому развитию. Наше государство занимает уникальное стратегическое положение на Евроазиатском континенте, обладает значительными запасами сырья и ресурсов. В стране сформированы основные институты демократической государственности и многоукладной экономики. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств, имеет многовековую историю и культуру, свои национальные интересы и традиции. 

Все эти факторы, с учетом наличия у Российской Федерации мощного потенциала ядерных сил, создают предпосылки для обеспечения надежной национальной безопасности страны в XXI веке. 

Важное  место в Концепции занимает второй раздел, который называется "Национальные интересы России". В нем подчеркивается, что национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества. 

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов  личности, общества и государства. 

На  современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. 

Интересы  общества включают в себя упрочение  демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. 

Интересы  государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства. 

Совокупность  основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре. 

Национальные  интересы России в оборонной сфере  заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве. 

В Концепции  подчеркивается, что существующая военная  организация для государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства для обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации. 

Третий  раздел Концепции — "Угрозы национальной безопасности Российской Федерации". В нем отмечается, что новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны. 

Основной  причиной возникновения угрозы национальной безопасности России в Концепции названо кризисное состояние экономики. Угрозой безопасности России в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, являются увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на небольшую группу богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. 

Несмотря  на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы национальной безопасности России в оборонной сфере. С учетом глубоких изменений в характере отношений Российской Федерации с другими ведущими державами в Концепции сделан вывод о том, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для нашей страны в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы. 

Серьезную угрозу представляет собой распространение  ядерного и других видов оружия массового  уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. 

Одновременно  расширяется спектр угроз, связанных  с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения. 

Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность. 

Информация о работе Правовые основы безопасности