Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:56, контрольная работа
Вопрос 1. Объективная необходимость обеспечения безопасности, государства, общества, личности
Вопрос 3. Концепция национальной безопасности РФ
Семинар 3. Правовые основы безопасности
Вопрос 1. Объективная необходимость обеспечения безопасности, государства, общества, личности
Безопасность
в буквальном смысле слова означает
отсутствие опасности. Понятие «национальная
безопасность» появилось в
В Российской Федерации определение национальной
безопасности впервые появилось в Послании
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию в 1996 г. В этом документе было
подчеркнуто: «Национальная безопасность
понимается как состояние защищенности
национальных интересов от внутренних
и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное
развитие личности, общества и государства».
Теоретические исследования системы
национальной безопасности позволили
российским ученым разработать категориальный
аппарат и общепринятые подходы к её исследованию.
Результаты этих исследований легли в
основу практической разработки «Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации», утвержденной Указом Президента
Российской Федерации № 1300 от 17 декабря
1997 года, а также в её изменения и дополнения,
внесенные Указом Президента Российской
Федерации № 24 от 10 января 2000 года. Сегодня
эти разработки уточнены в ныне действующей
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009
года.
Национальная
безопасность представляет собой сложную,
многоуровневую, открытую, динамическую
систему, в основе которой лежит
триединство отношений базовых
социальных субъектов - личности, общества
и государства. Причем формирование
и функционирование этой системы, обусловлено
воздействием множества факторов: исторических,
географических, этнических, демографических,
социально-политических, экономических,
культурных, религиозных и т.д.
Исходя из содержания и особенностей
тех или иных сфер жизни общества и угроз
безопасности личности, общества и государства,
национальную безопасность принято делить
на политическую, экономическую, социальную,
военную и другие виды безопасности:
- политическая безопасность представляет
собой такое состояние политической системы,
которое гарантирует права и свободы граждан,
социальных групп, обеспечивает баланс
их интересов, стабильность и целостность
государства, его благоприятное международное
положение;
- экономическая безопасность - это такое
состояние жизнедеятельности личности,
социальной группы, общества в целом, при
котором гарантируется защита их материальных
интересов от деструктивных подрывных
действий, гармоничное, социально ориентированное
развитие экономики, обеспечивается способность
государства определять без вмешательства
извне пути и формы своего экономического
развития;
- социальная безопасность - это такое
состояние развития личности, различных
групп населения, общества и государства,
при котором они сохраняют удовлетворенность
своим социальным статусом, а отношения
внутри них и между ними носят не конфронтационный
характер;
- военная безопасность - это устойчивое
состояние защищенности общества и государства
от внешних и внутренних военных угроз.
В основе национальной безопасности государства
лежат национальные интересы, национальные
цели и национальные ценности, которые
юридически закреплены в нормативных
правовых документах, определяющих политическую
и социально-экономическую организацию
общества, государственное и культурное
строительство, единство и сплоченность
конкретной нации.
Национальные интересы выступают производными
от потребностей граждан, их ценностных
ориентаций и обеспечиваются возможностями
экономической, политической, социальной,
военной и других организаций государства,
духовно-нравственным и интеллектуальным
потенциалом общества. Кроме того, составляющими
национальных интересов выступают декларированные
государством установки, содержащиеся
в конституции или конституционных законах.
Национальные интересы государства принято
делить на интересы во внешнеполитической
сфере (международной) и во внутриполитической
сфере (экономической, социальной, духовной,
военной и др.).
Для понимания сущности национальных
интересов можно выделить ряд их характерных
признаков: призваны обеспечить выживание
данного социума, безопасность, устойчивое
и прогрессивное развитие страны; направлены
на решение жизненно важных внутренних
и внешних задач, парирование, нейтрализацию
и предупреждение различных опасностей
и угроз; выступают как мотивы и причины
действий государственных институтов
и социальных групп по достижению поставленных
ими целей; реализация осуществляется
через различные виды политики (внутреннюю
и внешнюю; экономическую, культурную
и др.); представляют собой осознанные,
сформулированные и официально заявленные
приоритеты в той или иной области.
Одним из вариантов классификации национальных
интересов является деление их по социальной
значимости и выделение трех групп национальных
интересов: жизненно важные интересы,
важные интересы и просто интересы. К первой
группе относятся интересы, связанные
с реализацией и защитой таких ценностей,
утрата которых может привести к подрыву
самих основ существования граждан, общества
и государства (суверенитет, государственная
и территориальная целостность, конституционный
строй, обороноспособность страны, нравственное
и физическое здоровье нации и т.д.). Вторая
группа связана с реализацией конституционных
прав и свобод граждан, сохранением социально
значимого достояния общества, преодолением
и пресечением социальной, расовой, национальной
и религиозной розни, организованной преступности
и т.п. К третьей группе относятся все остальные
интересы (как правило, связанные с обеспечением
благоприятных условий для развития общества,
гражданского мира и согласия, реализацией
принципов демократического общества
и социальной справедливости, защитой
окружающей среды, утверждением взаимовыгодного
и добрососедского сотрудничества с зарубежными
государствами и др.). Границы между группами
интересов условны, подвижны. В зависимости
от конкретных условий те или иные интересы
могут приобретать статус жизненно важных
и наоборот.
Значительное влияние на осознание и
формирование национальных интересов
оказывают национальные ценности - это
фундаментальные нормы, выражающие особую
значимость определенных духовных и материальных
благ для существования и развития нации.
Содержание ценностей обусловлено культурными
достижениями обществ. Мир ценностей -
это, прежде всего, мир культуры в широком
смысле слова, это сфера духовной деятельности
человека, его нравственного сознания,
его привязанностей - тех оценок, в которых
выражается мера духовного богатства
личности.
Иерархия национальных интересов страны
определяет и систему ее национальных
целей. Национальные цели - это основополагающие
ориентиры в деятельности государства,
общества и отдельных граждан по реализации
и защите национальных интересов. Национальные
цели - наиболее подвижный элемент в системе
национальной безопасности, они определяются
и формируются в обществе через призму
национальных ценностей и интересов. Национальные
цели переводят в практическую плоскость
вопросы защиты национальных ценностей
и интересов, определяют приоритеты внутренней
и внешней политики государства.
Система обеспечения национальной безопасности
государства создается и развивается
в соответствии с Конституцией и другими
нормативными - правовыми актами государства.
Основу системы обеспечения национальной
безопасности составляют органы, силы
(субъекты) и средства обеспечения национальной
безопасности, осуществляющие меры политического,
правового, организационного, экономического,
военного и иного характера, направленные
на обеспечение национальной безопасности.
Полномочия органов и сил обеспечения
национальной безопасности, их состав,
принципы и порядок действий определяются
соответствующими законодательными актами.
В каждом государстве, как правило, создается
специальный орган, координирующий эту
деятельность (например, Совет Безопасности
Российской Федерации, созданный весной
1992 г.).
Таким образом, национальная безопасность - это показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов не может значительно снизить качество ее жизни и не создает угрозу ее существованию
Вопрос 3. Концепция национальной безопасности РФ
Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. В ней сформулированы важнейшие направления и принципы деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности России.
Чем же была вызвана необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличием кризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в военной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих интересов.
Во-вторых, отсутствием духовной основы, способной объединить общество, которое нуждается в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.
В-третьих, необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативная правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.
В-четвертых, Концепция национальной безопасности как политический документ должна стать основой для разработки конкретных программ и организационных документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности.
Концепция национальной безопасности России в структурном отношении состоит из введения, четырех разделов и заключения.
В первом разделе — "Россия в мировом сообществе" — отмечается, что в настоящее время положение на международной арене характеризуется прежде всего усилением тенденций к формированию многополярного мира. На его нынешнем этапе еще сильны рецедивы попы ток создания структуры международных отношений, основанной нл односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики.
Нынешний этап в развитии международных отношений открывает для Российской Федерации новые возможности обеспечения своей безопасности. Созданы предпосылки для демилитаризации международных отношений, укрепления роли права в урегулировании спорных межгосударственных проблем, уменьшилась опасность прямой агрессии против Российской Федерации.
Наметилась тенденция к усилению сотрудничества между Россией и рядом стран — участниц Содружества Независимых Государств. Расширилась сфера общих интересов России со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие распространению оружия массового уничтожения, международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем глобального характера, включая ядерную и радиационную безопасность. Все это значительно увеличивает возможности обеспечения национальной безопасности России невоенными средствами — за счет дого-ворно-правовых, политических, экономических и других мер.
В то же время влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни, затрагивающих интересы нашего государства, значительно уменьшилось. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической и военной областях.
Со
значительными трудностями
Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества. Главная причина этого — сохранение кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство, нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы. Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны.
Нарушена прежняя система обороны, а создание новой идет медленно.
Вместе с тем Россия имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Она обладает значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, определяющим способность страны к устойчивому развитию. Наше государство занимает уникальное стратегическое положение на Евроазиатском континенте, обладает значительными запасами сырья и ресурсов. В стране сформированы основные институты демократической государственности и многоукладной экономики. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств, имеет многовековую историю и культуру, свои национальные интересы и традиции.
Все эти факторы, с учетом наличия у Российской Федерации мощного потенциала ядерных сил, создают предпосылки для обеспечения надежной национальной безопасности страны в XXI веке.
Важное место в Концепции занимает второй раздел, который называется "Национальные интересы России". В нем подчеркивается, что национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.
Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.
На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.
Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.
Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.
В Концепции подчеркивается, что существующая военная организация для государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства для обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации.
Третий раздел Концепции — "Угрозы национальной безопасности Российской Федерации". В нем отмечается, что новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны.
Основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России в Концепции названо кризисное состояние экономики. Угрозой безопасности России в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, являются увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на небольшую группу богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации.
Несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы национальной безопасности России в оборонной сфере. С учетом глубоких изменений в характере отношений Российской Федерации с другими ведущими державами в Концепции сделан вывод о том, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для нашей страны в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.
Серьезную угрозу представляет собой распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах.
Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность.