Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 13:13, контрольная работа
Цель данной работы –изучить понятия и правовые аспекты понятий экологической безопасности, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, привести классификацию чрезвычайных экологических ситуаций.
Задачи работы - описать правовой режим экологически неблагополучной территории и экологического бедствия, в котором регламентируется порядок объявления и снятия статуса чрезвычайной экологической ситуации, дать определение аварий и приведены правовые способы борьбы с ними. А так же описать эффективные меры по борьбе со стихийными бедствиями и минимизации ущерба от них.
Введение 3
1 Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зон экологического бедствия
4
1.1 Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации 4
1.2 Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации 7
1.3 Зоны экологического бедствия: природные и техногенные 11
Заключение 14
Список литературы
Российское законодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологического бедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угроза безопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зона экологического риска» и пр.
Чрезвычайная
ситуация – это обстановка, реально
угрожающая жизни значительного
числа людей или их здоровью с
необратимыми последствиями для
трудоспособности, с существенным материальным
ущербом, негативными социально-
Элементами чрезвычайной ситуации являются:
- наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
-
последствия (необратимые,
-
необходимость принятия
Ситуация признается чрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуется кризисностью положения.
Классификация
чрезвычайных ситуаций проводится по
различным единичным и
К
локальной относится
В 2001 г., по данным МЧС России, в стране произошли 233 чрезвычайные ситуации природного характера, 14,5 тыс. опасных экзогенных геологических процессов.
Органы,
уполномоченные в области управления,
контроля и надзора за чрезвычайными
экологическими ситуациями. В систему
этих органов входят: МЧС, геофизическая
служба Российской академии наук, сейсмическая
служба Минобороны России, служба мониторинга
геологической среды МПР
1.3
Зоны экологического
бедствия: природные
и техногенные
Понятие экологическое бедствие было введено ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. Как указывалось выше, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь отсылку к федеральному законодательству (ст. 57).
Экологические бедствия, как и чрезвычайные экологические ситуации, могут быть природного и техногенного происхождения.
Стихийные
бедствия – это землетрясения, извержения
вулканов (например, в результате начавшегося
после сильнейшего
М.М. Брингчук в разработанном проекте Федерального закона «О стихийных бедствиях» определяет таковыми чрезвычайную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей, а затем дает их перечень в приложении к законопроекту. В частности, в число опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, он включает:
-
опасные геофизические явления,
-
опасные геологические явления,
-
опасные метеорологические (
-
опасные гидрологические
- природные пожары, т.е. лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.
Экологические бедствия техногенного характера могут быть результатами крупных аварий (например, на нефтепроводах), масштабного загрязнения окружающей среды и т.п. Наиболее известны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанных с атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительных территорий, авария на Чернобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (на Семипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакции от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных органов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загрязнение цезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафтные и геохимические особенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемые соответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на отселение,- зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.
Основными правовыми средствами предупреждения аварий являются:
экспертиза промышленной безопасности;
определение требований промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов;
деятельности в области промышленной безопасности;
определение требований к техническим устройствам, применяемым на опасном объекте;
производственный контроль на опасном объекте;
надзор в области промышленной безопасности;
юридическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности;
обязательное
страхование ответственности за
причинение вреда при эксплуатации
опасного производственного объекта.
Заключение
В
современной российской ситуации несовершенство
экологического законодательства приводит
к тому, что не обеспечиваются должным
образом такие задачи, как защита
прав людей, оказавшихся жертвами экологических
катастроф и бедствий; соблюдение
прав человека; обеспечение элементарной
экологической дисциплины; ответственность
высших должностных лиц, субъектов
федерации за противоправную экологическую
деятельность; согласование экологических
и экономических интересов
Общая оценка состояния экологического законодательства и влияющих на его развитие факторов позволяет предположить, что даже широкомасштабная, принципиальная реформа не сможет дать ожидаемых результатов, если она натолкнется на отсутствие политической воли, финансовых средств, низкую правовую культуру граждан.
Вместе с тем созрели условия для решения по крайней мере двух проблем, могущих дать значимый результат:
1) разработка принципиально
2) скорейшее принятие
Нецелесообразно
связывать развитие экологического права
формой центрального экологического законодательного
акта. Не столь важно, будет ли он рассматриваться
как основы, закон или кодекс, а возможно,
и серия отдельных законов, имеющая определенную
иерархию. Более существенной является
разработка каталога, перечня правовых
средств реализуемого реально экологического
правового регулирования. Такой перечень
следует подготовить на основе использования
всего опыта отечественного и зарубежного
законодательства, наличных теоретических
и методических разработок, судебной и
административно-управленческой практики
и проведения специальных социально-правовых
исследований.