Правовая основа защиты населения России от ЧС. Средства защиты населения от ЧС мирного и военного характера (СИЗ, СКЗ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в связи с возрастанием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения, проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации настолько объемны, что возведены в ранг государственной политики. Учебный материал занятия содержит первичные сведения о системе защиты населения и территорий в условиях мирного времени и дает наиболее общие рекомендации по созданию, восстановлению и развитию звеньев РСЧС на всех уровнях. Он может служить основой для наращивания первичных знаний о системе защиты населения и территорий руководящим составом РСЧС и специалистами МЧС России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Правовая основа защиты населения России от ЧС……………………...4
Средства защиты населения от ЧС мирного и военного характера…...9
Средства коллективной защиты…………………………………..10
Средства индивидуальной защиты…………………………….…12
Заключение………………………………………………………………….…16
Список используемых источников…………………………………….…….17

Работа содержит 1 файл

БЖД.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра хозяйственного права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Правовая основа защиты населения России от ЧС. Средства защиты населения от ЧС мирного и военного характера (СИЗ, СКЗ).

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр.ЮП-12-1

К.Ю.Романова

 

Проверил:

Преподаватель

А.И.Пинаев

 

 

ЧИТА 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Правовая основа защиты населения России от ЧС……………………...4
  2. Средства защиты населения от ЧС мирного и военного характера…...9
    1. Средства коллективной защиты…………………………………..10
    2. Средства индивидуальной защиты…………………………….…12

Заключение………………………………………………………………….…16

Список используемых источников…………………………………….…….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Защита населения и  территорий от ЧС является одной из основополагающих функций государства. Законодательной и нормативной правовой основой в области организации и функционирования предупреждения и ликвидации ЧС является Конституция Российской Федерации.

В настоящее время в  связи с возрастанием угрозы возникновения  чрезвычайных ситуаций различного происхождения, проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации настолько объемны, что возведены в ранг государственной политики. Учебный материал занятия содержит первичные сведения о системе защиты населения и территорий в условиях мирного времени и дает наиболее общие рекомендации по созданию, восстановлению и развитию звеньев РСЧС на всех уровнях. Он может служить основой для наращивания первичных знаний о системе защиты населения и территорий руководящим составом РСЧС и специалистами МЧС России.

Цель данной контрольной  работы – рассмотреть правовые основы и средства защиты населения России от ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ОТ ЧС

В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление  мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями,  эпидемиями и ликвидации их последствий является предметом  совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономных областей и округов.

Конституция Российской Федерации  провозгласила Россию демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления, в котором человек, его права  и свободы объявлены высшей ценностью, возлагая при этом на государство  обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Статьи 71 и 72 Конституции  РФ определили, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, оборона  и безопасность, а в совместном ведении РФ и субъектов РФ –  осуществление мер по борьбе с  катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации и последствий.

На основании этих положений  Конституции РФ определены полномочия Правительства РФ по координации  деятельности по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации последствий; участие в разработке и реализации государственной политики в области  обеспечения безопасности личности, общества и государства. 

Правовая основа защиты населения  страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.

Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.       

 Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Расходы, связанные с реализацией  названого закона, покрываются в  пределах и за счет ежегодного выделяемых на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, администрациями  предприятий, учреждений, организаций.

Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение  задач защиты населения и территорий.      

 Законом определены три основные  цели в области защиты населения  и территорий1:

- предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.            

 

 

Законом также определены основные понятия в области защиты населения  и территорий2:

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;

Зона чрезвычайных ситуаций – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное  снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. 

Планирование и осуществление  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению  безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций3.

Федеральный закон является актом, устанавливающим общие организационные  и правовые нормы в области  защиты населения и территорий от ЧС.

Ряд положений Федерального закона носит организационно-правовой характер, они определяют одновременно и организационные принципы и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

К ним относятся положения:

  • о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, ее составе и основных задачах;
  • о гласности и информации в области защиты населения и территорий от ЧС, о принципах защиты населения и территорий от ЧС;
  • о системе государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • о привлечении Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, применение сил и средств органов внутренних дел для ликвидации ЧС;
  • о государственной экспертизе, надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • о порядке финансирования материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Ряд положений следует  рассматривать как правовые нормы. К ним относятся:

  • полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ м органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС;
  • обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Содержатся в Федеральном  законе и чисто организационные  вопросы определения границ зон  чрезвычайных ситуаций, вопросы подготовки населения в области защиты населения  и территорий от ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА

В развитие закона Постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24 июля 1995 г. № 738 определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области защиты от ЧС, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в условиях ЧС. Подготовке подлежат: население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся школ и студенты вузов и колледжей, руководители и специалисты организаций.

В 1998 г. принят ФЗ «О гражданской обороне». Этот закон определяет ГО как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Основным документом, определяющим объекты и срок подготовки работников конкретных организаций к переходу с мирного на военное время, является план ГО организации. Главная цель плана – обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов их семей.

Проблемами ЧС в международном  масштабе занимается Международная  организация гражданской обороны (МОГО), созданная в 1931 г. В соответствии с уставом цель МОГО – развитие  и совершенствование ГО, методов  и технологических средств, позволяющих  предупредить или уменьшить последствия  опасностей мирного и военного времени4.

Основные принципы защиты населения в ЧС:

- укрытие населения в  защитных сооружениях (средства  коллективной защиты);

- использование средств  индивидуальной  и медицинской  защиты;

    1. Средства коллективной защиты (СКЗ)

 

К средствам  коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные  укрытия (ПРУ), простейшие укрытия5.

Убежища – это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех поражающих факторов ЧС мирного  и военного времени. В убежище  укрывающиеся люди не используют средства индивидуальной защиты кожи и органов  дыхания.

Противорадиационные укрытия  – это сооружения, защищающие людей  от ионизирующего излучения, заражения  радиоактивными веществами, каплями  АОХВ и аэрозолей биологических  средств.

Укрытия простейшего типа – это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется  много  времени, но они могут эффективно защищать людей от определённых факторов ЧС.

К защитным свойствам убежищ предъявляются определённые требования:

  1. убежища должны обеспечивать надёжную защиту от всех поражающих факторов ЧС (строительство, эксплуатация);
  2. ограждающие конструкции должны иметь необходимые термические сопротивления для защиты от высоких температур;
  3. убежища должны быть соответственно оборудованы для пребывания в них людей в течение двух суток;
  4. ПРУ должны обеспечивать расчётную кратность ослабления ионизирующего излучения;

Информация о работе Правовая основа защиты населения России от ЧС. Средства защиты населения от ЧС мирного и военного характера (СИЗ, СКЗ)