Поведения человека в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Цель моего реферата состоит в изучении на основе анализа литературы и интернет-источников поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

1.Дать определение понятию «Чрезвычайная Ситуация»;
2.Описать поведение человека в чрезвычайных ситуациях;
3.Рассказать про групповую панику людей в чрезвычайных ситуациях;
4.Показать методы профилактики панических реакций;
5.Дать информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях..

Содержание

Введение 3
Определение «Чрезвычайная ситуация» 5
Поведение человека в чрезвычайных ситуациях 7
Групповое поведение людей в ЧС. Паника. 10
Методы профилактики панических реакций. 11
Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях. 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение №1 18
Приложение №2 19

Работа содержит 1 файл

чс2.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

    1. Основу профилактики любых психологических  явлений составляет анализ особенностей  возникновения и течения различных  форм индивидуальных и коллективных  реакций страха (паники).

    2. Профотбор лиц для работы на  опасных видах труда и особенно  руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

    3. Обучение проблемам обеспечения  безопасности и воспитательная  работа по формированию в сознании  людей осторожности, предупреждению  и разумному поведению в аварийных  и чрезвычайных ситуациях. Человек,  работающий на опасных производствах должен: 

    - знать свои обязанности по  профилактике ЧС и нести ответственность  не только за возникновение  несчастных случаев, но и за  характер своих действий при  руководстве массами при пожарах  и других ЧС;

    - иметь психологическую готовность  к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

    - знать графики работы смен  и схемы действий в критических ситуациях;

    - участвовать не только в деловых  играх, но и в аварийных играх,  что способствует познанию проблемы  и формированию автоматизма действий  в ЧС.

    4. Основной задачей в ЧС и  во время катастрофы является  сохранение спокойствия людей  и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.

    5. Руководство массой людей составляет  основу профилактики паники. Паническая  реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

    6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. «Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха , и от слабостей, даже от холода и болезней» (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

    7. В острой ситуации или угрожающей  обстановке необходимо убирать  (фиксировать) людей, способных  индуцировать страх и вовлечь  людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В  структуре руководства массой  людей большую роль играет  система оповещения: громкоговорящее  оповещение, световые и звуковые  сигналы, указатели выходов, направления движения и другие средства. Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

 

Информационно-психологические  рекомендации воздействия  на людей в чрезвычайных ситуациях

    Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

    Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и  ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

    Информационные  сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

    Мероприятия по ликвидации последствий стихийных  бедствий желательно «привязывать» к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).

    Недостаток  информации о событии способствует возникновению слухов и любой  дезинформации. Если власть запаздывает  с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

    Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.

    В меньшей степени страдают люди, которые  с самого начала чрезвычайного события  включились в практическую, общественно  полезную деятельность (практически  не остается психических проявлений).

    Необходимо  продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных  ЧС.

 

Заключение

    Итак, в заключении необходимо еще раз  отметить, что чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Как вы уже могли убедиться выше, поведением людей в чрезвычайных ситуациях  руководит стадный эффект и паника.

    Физическая  и психологическая готовность к  встрече с чрезвычайной ситуацией для человека более значима, чем государственные меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться во время урагана, пожара или обвала значит намного повысить шансы уцелеть. Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох. Неосторожный, неподготовленный и неуверенный человек – уже потенциальная жертва.

    Основы  выживания в экстремальных ситуациях  – прочные знания защиты, поведения, первой медицинской помощи.

    Знающий человек, предвидящий потенциальные  опасности катастроф, умеющий защититься и оказать первую медицинскую  помощь всегда менее уязвим, нежели тот, кто полагается лишь на судьбу и везение в жизни.

    Правила безопасности жизни – это предвидеть опасность, по возможности избегать се и при необходимости – действовать.

 

Список литературы

 
  1. Буланенков  С.А., Воронков С.И. и др. Защита населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001
  2. Воздвиженский Ю.М. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях / СПбГУТ. СПб, 1996
  3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02-94 
    «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. 
    Термины и определения основных понятий» 
    (утв. постановлением Госстандарта РФ от 22 декабря 1994 г. N 327) 
    (с изменениями от 31 мая 2000 г.)// http://www.yondi.ru/inner_c_article_id_480.phtm
  4. Психология поведения людей в чрезвычайных ситуациях// http://url4all.net/
  5. Чрезвычайные cитуации//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%
  6. Чрезвычайные ситуации. Основные понятия и определения //http://www.znakcomplect.ru/tehbez9.php
  7. Схемы о чрезвычайных ситуациях// http://www.poisk21.ru/pl_cuks/

 

Приложение №1

 

5

 

Приложение №2

 

6

Информация о работе Поведения человека в чрезвычайных ситуациях