Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:41, реферат
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Поражающие факторы в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера и защита от них……………………………………………...4
1.1 Аварии на химических и радиационно-опасных объектах……….6
1.2 Аварии на взрывопожароопасных объектах………………………7
1.3 Аварии на гидродинамических объектах…………………………..8
1.4 Аварии на транспорте………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………..12
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Поражающие
факторы в чрезвычайных
характера
и защита от них………………………………………
1.1 Аварии
на химических и радиационно-
1.2 Аварии
на взрывопожароопасных
1.3 Аварии
на гидродинамических объектах…
1.4 Аварии
на транспорте……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..12
Ведение
Современный человек на протяжении
своей жизни находится в
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные
воздействия факторов природной
среды проявляются главным
ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:
К сожалению, количество аварий во всех
сферах производственной деятельности
неуклонно растет. Это происходит
в связи с широким
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.
Основные причины аварий:
В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.
Крупные аварии на химически опасных объектах (ХОО) являются одними из наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к массовому отравлению и гибели людей и животных, значительному экономическому ущербу и тяжелым экологическим последствиям.
Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО, нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической дисциплины производственного процесса. К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.
Радиационная авария – авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.
Для достижения
целей защиты населения устанавливаются
основные пределы допустимых доз, т.е.
наибольшее значение индивидуальной эквивалентной
дозы за год, которая при равномерном
воздействии в течение 50 лет не
вызовет в состоянии здоровья
персонала неблагоприятных
Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.
Пожаром принято
называть неконтролируемое горение
вне специального очага, могущее
привести и (или) приводящее к гибели
и поражению людей и
Пожары классифицируются по нескольким признакам:
1) по масштабам:
- отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);
- группы отдельных пожаров;
- сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки);
- огненный шторм – особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;
2) по месту возникновения:
- пожары в городах и населенных пунктах;
- пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;
- ландшафтные пожары.
Гидродинамический
объект – искусственное
Причинами прорыва
гидротехнического или
Защита населения
от поражающего действия волны прорыва
и как следствие ее – наводнений
– включает ряд мероприятий: прогнозирование
поражающего действия волны прорыва
плотин и возможных зон затопления;
ограничения строительства
Аварии на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для уменьшения
последствий возможной аварии пассажиры
должны строго соблюдать правила
поведения в поездах. В вагонах
запрещается: проводить
Аварии в метрополитене.
Чрезвычайные
ситуации на станциях, в тоннелях, в
вагонах метрополитена
Аварии на автомобильном транспорте.
Автомобильный
транспорт является источником повышенной
опасности, а безопасность участников
движения во многом зависит непосредственно
от них самих. Одним из правил безопасности
является неукоснительное выполнение
требований дорожных знаков. Если же вопреки
принимаемым мерам не удается
избежать дорожно-транспортного
Пассажир, сидящий на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать "скорую помощь" и ГИБДД.
Аварии на авиационном транспорте.
Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.