align="justify">
Обеззараживание
(дегазацию) СДЯВ осуществляют, большей
частью, путём разлива дегазирующих
растворов с помощью машин и механизмов.
Пункты
сбора пострадавших располагают
на незараженной местности с
наветренной стороны от места разлива
СДЯВ. что нсключает распространение ею
паров на людей.
В
целях предотвращения распространения
разлива СДЯВ устраивают земляные валы
или отводные каналы и котлованы для его
сбора.
Всякий
раз, когда бойцы формирований
направляются в очаг поражения
(зону заражения), они должны быгь тщательно
проинструктированы специалистами и врачами.
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
В ЗОНАХ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ
Спасение
людей и имущества при наводнениях
и катастрофических затоплениях
включает: поиск их на затопленной территории,
погрузку на плавсредства или вертолёты
и эвакуацию в безопасные места. В случае
необходимости пострадавшим оказывают
первую медицинскую помощь. Только после
этого приступают к спасению и эвакуации
животных. Материальных ценностей и обрудования.
Порядок спасательных работ зависит от
того, произошло наводнение внезапно или
до этого заранее были проведены соответствующие
мероприятия по защите населения и материальных
ценностей.
Разведовательные
звенья, действующие на быстроходных
катерах и вертолётах, прежде
всего определяют места наибольшего
скопления людей. Небольшие группы
разведчики спасают самостоятельно. Для
вывоза используются теплоходы, баржи,
баркасы, катера, лодки, плоты.
При
поиске на затопленных территории
экипажи плавсредств периодически
подают звуковые сигналы.
После
завершения основных работ по
эвакуации населения патрулирование
в зонах затопления не прекращается. Вертолеты
и катера продолжают поиск.
В
ходе спасательных работ на
воде не допускается пользование
неисправными или неприспособленными
для спасения плавсредствами. Запрещается
перегружать лодки и катера. Высота
их сухого борта должна быть не менее 20
см, а при волнении — не менее 35.
Для обеспечения
посадки и высадки лодей сооружают
временные причалы, а плавсредства
оборудуют сходнями. Подготавливают
и другие приспособления для снятия
людей с полузатопленных зданий,
сооружений, деревьев и других предметов.
Спасатели должны иметь багры, веревки,
спасательные круги и другие необходимые
средства и приспособления, а личный состав,
принимающий непосредственное участие
в спасении людей на воде, должен быть
в спасательных жилетах.
Необходимо
помнить, что входить в лодку,
катер следует по одному, ступая
на середину настила. Во время
движения запрещается меняться
местами, садиться на борта,
толкаться. После причаливания
один из спасателей выходит
на берег и держит лодку за борт
до тех пор, пока все не окажутся на суше.
К
тонущему подплывать лучше со
спины. Приблизившись, взять его
за голову, плечи, руки, воротник,
повернуть лицом вверх и плыть
к берегу. При наличии лодки
приближаться к терпящему бедствие
следует против течения, при ветреной
погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать
человека из воды лучше всего со стороны
кормы. Доставив его на берег, немедленно
приступить к оказанию первой медицинской
помощи.
В
зонах вероятных катастрофических
затоплений и районах, где периодически
возникают
наводнения, руководителей предприятий
и жилищных органов (на основе прогнозирования),
а также население обязательно знакомят
с границами возможных зон затопления
и его продолжительностью, с сигналами
и способами оповещения об угрозе затопления
или наводнения, а также местами, куда
должны эвакуироваться люди.
НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В ЗИМНИХ
И НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
В
первую очередь следует предусмотреть
защиту людей от холода в
районах проведения работ, на маршрутах
движения и, если требует обстановка, в
загородной зоне. Прежде чем приступать
непосредственно к работам, потребуется
расчистить от снега и льда территорию
не только там, где произошла авария (катастрофа),
но и прилегающую, а также дороги, по которым
придется подвозить технику.
Для
защиты людей от непогоды и
низкой температуры используют
сохранившиеся жилые, административные
и другие здания и сооружения, подвальные
помещения. В них утепляют окна. двери,
а при необходимости — стены, потолки,
устанавливают печи или другие отопительные
устройства, при их отсутствии — временные
сооружения полевого типа: навесы, палатки
или строят землянки.
Личный
состав перевозят в автобусах
или автомобилях с крытыми
кузовами. На маршрутах движения
через 15 — 20 км устанавливают пункты обогрева.
Их целесообразно размещать в жилых, административных
зданиях или других, приспособленных для
этих целей, помещениях. На открытой местности
для пунктов обогрева вблизи дорог выбирают
площадки, защищенные естественными препятствиями
(лощины, овраги). Площадки могут быть обнесены
оградой из досок, хвороста или обвалованы
снегом. В зимнее время пункты обогрева
необходимо устраивать непосредственно
вблизи места аварии (разрыва нефтегазопровода,
падения самолета, крушения поезда).
При
выполнении спасательных и других
неотложных работ для проезда
и доставки техники, возможно, потребуется
предварительная расчистка территории.
Для этого применяют снегоочистители,
бульдозеры, грейдеры и уборочные машины.
Это же делается при разливе СДЯВ,
дезактивации в условиях радиоактивного
заражения.
Поливо-моечные
и пескоразбрасывающие машины
в зимнее время оснащают сменным
оборудованием в виде плужного
снегоочистителя или совка-разгребателя.
Использование снегопогрузчиков, роторных
и шнекороторных снегоочистителей наиболее
эффективно для расчистки магистралей
и проездов.
Землеройные
работы в зимних условиях осложняются
также тем, что уже при небольшой
глубине промерзания грунта (свыше
20 — 30 см) разработка верхнего
слоя экскаватором или бульдозером невозможна
без предварительного рыхления. Как правило,
восстановление поврежденных сетей связано
с производством в том или ином объеме
земляных работ.
Большей
частью спасательные и аварийно-спасательные
работы приходится вести круглосуточно,
а это значит требуется освещение в тёмное
время суток. Для освещения места работы
наиболее удобны источноки направленного
или заливающего света - различного типа
прожекторы, которые применяются при освещении
строительных площадок, а также используются
для декоративного освещения улиц , зданий,
памятников.
Кроме
светильников и прожекторов можно
использовать освеьтительные лампы
мощностью 100, 150, 300 и 500 Вт. С этой
целью по периметру места работы
на расстояниии 20 - 30 м лампы
подвешиваются на столбцах или кронштейнах.
В
оснащении спасательных подразделений
необходимо иметь комплекты осветительных
приборов, кабели, треноги или разборные
мачты, которые на автомобилях
перевозят к месту аварии. Питание
светильников электроэнергией осуществляется
передвижными электростанциями. Для кратковременного
освещения можно пользоваться светом
зажжённых фар автомобиля, тракторов,
тягачей.