Основные проблемы Топливно - энергетического комплекса Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Основополагающая роль в реализации приоритетов социально-экономического развития страны принадлежит промышленности, обеспечивающей устойчивое функционирование других отраслей, удовлетворяющей потребности населения в потребительских товарах и определяющей экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность.

Содержание

1.Краткая характеристика Топливно – энергетического комплекса РБ..….….2
2. Основные проблемы Топливно – энергетического комплекса РБ………….3
3. Прогноз развития ТЭК РБ на ближайшие годы……..……………………...6
4. Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат мой.doc

— 83.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

Реферат

                       по дисциплине: Основы энергосбережения

на тему: Основные проблемы Топливно - энергетического комплекса Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФЭУТ, 1-й курс, ЗГС-2                                                                             Е.А. Роева

 

 

 

Принял                                                                                                       Н.П. Кохно         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Краткая характеристика Топливно – энергетического комплекса РБ..….….2

2. Основные проблемы Топливно – энергетического комплекса РБ………….3

3.  Прогноз развития ТЭК РБ  на ближайшие годы……..……………………...6

4. Список литературы……………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика Топливно – энергетического комплекса РБ

Основополагающая роль в реализации приоритетов социально-экономического развития страны принадлежит промышленности, обеспечивающей устойчивое функционирование других отраслей, удовлетворяющей потребности населения в потребительских товарах и определяющей экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность.

Промышленная политика страны в 2006 - 2015 годах осуществлялась и будет осуществляться в соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 1998 г. N 246 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 14, ст. 362), где в качестве основной цели развития промышленного комплекса определено обеспечение устойчивых высоких темпов роста на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего за счет кардинального улучшения ее качества. Предусматривается опережающее развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих производств с использованием ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий при государственной поддержке развития важнейших для экономики республики организаций и усилении ответственности за эффективное использование такой поддержки.

        Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. ТЭК включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Отрасли комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве республики.

       Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) . ТЭК состоит из двух отраслей: электроэнергетики и топливной промышленности, включая все системы инфраструктуры, как этих отраслей, так и сопряженных с ними отраслей и производств. Основным направлением развития электроэнергетики является повышение эффективности использования энергии, как средства для снижения затрат общества на энергоснабжение. В РБ разработаны основные направления энергетической политики. В ТЭК составляются топливно-энергетические балансы.

В основе построения топливно-энергетических балансов лежат следующие принципы:

*Надёжное обеспечение энергией всего процесса социально-экономического развития страны.

*Энергетическая безопасность и ослабление зависимости республики от внешних поставок энергоресурсов.

*Повышение экономической и технической эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса.

*Диверсификация энергоснабжения.

Потребности РБ в энергоносителях определяются с учётом роста ВВП и снижения энергоёмкости и приближения этого показателя к его уровню европейских стран. В РБ потребляются следующие виды энергии: тепловая, электрическая, причём наблюдается рост потребления энергии во всех секторах экономики.

 

 

Основные проблемы Топливно – энергетического комплекса РБ

1.    Недостаточность обеспеченности собственными топливно-энергетическими ресурсами.

2.    Зависимость от поставок энергоресурсов из одной страны.

3.    Моноструктура топливно-энергетического баланса страны с большой долей в нем природного газа.

4.    Физическое и моральное старение основного оборудования предприятий энергетики.

5.    Резкое колебание цен на топливно-энергетические ресурсы.

 

         В условиях ограниченности собственной ресурсной базы, актуальными являются проблемы энергетической безопасности республики. Под энергетической безопасностью подразумевается гарантия надежного и бесперебойного энергоснабжения страны в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Проблема обусловлена тем, что мы покупаем более 80 % топлива за границей (преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспечивает энергетической безопасности, без которой не может быть и независимости политической.

Необходимыми условиями достижения энергетической независимости и безопасности государства является не только наличие резерва электрической и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и соблюдение некоторых критериев. Первый — если энергетика страны основывается на импорте топлива, то закупки не должны осуществляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна развиваться только на одном виде топлива.

Что касается  первого критерия: практически все топливо для энергосистемы завозится как и прежде из России, хотя за последний год у Республики Беларусь появился новый поставщик нефти - Венесуэла. Мы вплотную подошли и к нарушению второго критерия энергетической безопасности. Согласно ему, доля природного газа не должна превышать 60—65 %, так как электростанции на газе работают в режиме непрерывной доставки топлива, а отсутствие альтернативы требует больших и экономически неоправданных запасов резервного топлива (например, мазута) или строительства громадных газовых хранилищ.

Более того, в развитых странах для обеспечения энергетической безопасности государства создается резерв — избыток энергетических мощностей не менее 15% по сравнению с пиковой нагрузкой.

Стратегия развития энергетики Беларуси предусматривает совершенствование топливно-энергетического баланса страны исходя из необходимости замещения монопольного вида топлива - природного газа. Планируется снижение его доли в топливно-энергетическом балансе республики за счет вовлечения в баланс угля, ядерной энергии и собственных энергоресурсов.  

Министерство энергетики Беларуси проводит постоянную работу с государствами-поставщиками и государствами - транзитерами топливно-энергетических ресурсов по направлениям, способам и маршрутам поставок, развития межгосударственных магистральных систем нефте-, газо- и электроснабжения, обеспечивающим альтернативные варианты поставок энергоресурсов, а также увеличение объемов их транзита через территорию республики. Эта работа ведется как на политическом уровне, так и на уровне крупных энергетических компаний.

Одной из наиболее важных и сложных проблем электроэнергетики является старение основного оборудования электростанций. В настоящее время 60 % оборудования практически выработало свой технический ресурс, работоспособность его поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно возрастают. Согласно оценкам специалистов,  более половины электростанций нашей страны выработали свой ресурс, к 2010 г. необходимо будет заменить порядка 80 % установленных мощностей. Следовательно, требуется широкомасштабное техническое перевооружение отрасли с использованием передовых технологий.

Развитие белорусской энергетики осуществляется в соответствии с Концепцией энергетической безопасности. Для ее реализации в ближайшей перспективе разработана и реализуется программа модернизации производственных фондов энергосистемы, энергосбережения и увеличения использования местных топливно-энергетических ресурсов.
Уже сегодня модернизируются действующие тепловые электростанции и строятся новые крупные энергоисточники с применением новейших, главным образом,  парогазовых, технологий, а также небольшие ТЭЦ  на  промышленных предприятиях. Начаты работы по сооружению каскадов гидроэлектростанций на основных реках Беларуси, общая  мощность которых к 2020 году составит более 200 МВт.

В ближайшее десятилетие будет продолжено строительство энергоисточников, работающих на местных видах топлива, активизируется использование возобновляемых источников энергии, а также строительство и ввод в эксплуатацию атомной электростанции мощностью около 2000 МВт, ряда тепловых электростанций на угле общей мощностью около 800 МВт.

Получит развитие системообразующая сеть белорусской энергосистемы, а также межгосударственные линии электропередачи.

Для увеличения надёжности обеспечения потребителей республики природным газом, а также транзита газа через территорию страны активизирована  модернизация и строительство подземных газохранилищ.

На реализацию указанных проектов в 2006-2020 году потребуется порядка 19  млрд. долларов США. Осуществление многих энергетических проектов потребует привлечения кредитных ресурсов и инвестиций, в том числе иностранных. Министерство энергетики рассматривает различные инвестиционные модели финансирования, в том числе по общепринятым финансовым схемам.

Модернизация энергетики, реализация энергоэффективных проектов в других отраслях экономики позволит более полно использовать имеющийся у нас потенциал энергосбережения и снизить энергоемкость ВВП к 2010 году на 31 %, к 2015 году - на 50 % и к 2020 году - на 60% от уровня 2005 года. В результате по уровню энергоемкости ВВП республика максимально приблизится к аналогичному показателю развитых стран, который в настоящее время в 2,5 – 3 раза ниже (0, 24 кг у. т./доллар США), чем в Беларуси.

 

В стране созданы условия для достаточного и надежного энергообеспечения с целью устойчивого развития экономики. Активизация интеграционных процессов с Российской Федерацией, в частности полное выполнение обязательств в рамках Единого топливно-энергетического баланса между Беларусью и Россией, позволила создать условия для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.

Электроэнергетика Беларуси – одна из ведущих и развитых отраслей экономики, имеющая традиционно высокий технический и инженерный потенциал и обеспечивающая динамичное развитие различных сфер экономики. Представлена конденсационными станциями (47% установленной мощности), теплоэлектроцентралями (50%), а также    блок-станциями, малыми теплоэлектроцентралями на базе действующих паровых котельных, гидроэлектростанциями небольшой мощности – общей установленной мощностью около 7,8 тыс. МВт.

Все электростанции объединены высоковольтными линиями электропередачи в единую энергосистему, связанную с энергосистемами России, Украины, Литвы, Польши и других стран.

В республике проводится активная последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов (за 2001–2005 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась на 25,5%).

Доля местных топливно-энергетических ресурсов в общем балансе валового потребления в настоящее время составляет 15% и постоянно повышается. Начата проработка нового проекта – строительство теплоэлектростанции на древесном топливе, а также теплоэлектростанции на каменном угле, как замещающих природный газ видах топлива. Получило развитие строительство малых гидроэлектростанций.

На территории Республики Беларусь функционируют 2 крупных нефтеперерабатывающих предприятия – ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Объем первичной переработки углеводородного сырья на нефтеперерабатывающих заводах республики в 2005 г. составил 19,8 млн. т (темп роста к 2004 г. – 107,3%). Введение в эксплуатацию установки каталитического крекинга в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и завершение строительства комплекса гидрокрекинга в ОАО «Нафтан» позволило достичь на предприятиях глубины переработки нефти 67–69%. В 2006 – 2008 гг. прогнозируется переработка углеводородного сырья в объеме более 20 млн. т ежегодно, в 2009 – 2010 гг. – по завершении реконструкции ОАО «Нафтан» – в объеме 22,3 млн. т ежегодно.

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов республики, предусматривающая создание комплексов глубокой переработки нефти, позволит изменить ассортимент выпускаемой продукции в сторону увеличения выхода светлых и сократить выработку темных нефтепродуктов, увеличить объемы поставок сырья организациям химического комплекса, снижая тем самым их зависимость от импорта.

      

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз развития Топливно-энергетического комплекса

Прогноз развития Топливно-энергетического комплекса дан в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. N 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 104, 5/4432), в которых определена ориентация на использование парогазовых технологий, малых ТЭЦ, ускоренное проведение реконструкции нефтеперерабатывающих организаций, снижение напряженности топливно-энергетического баланса страны за счет увеличения доли использования местных энергоресурсов. За последние годы осуществлена модернизация и техническое перевооружение ряда объектов комплекса, введены в строй новые мощности, построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом крупных районных центров страны. Однако оборудование, составляющее техническую основу организаций комплекса, не соответствует условиям энергетической безопасности.

Информация о работе Основные проблемы Топливно - энергетического комплекса Республике Беларусь