Основные принципы здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Основные принципы здорового образа жизни
• Рациональное питание
• Повышение защитных сил организма
• Высокая двигательная активность
• Благоприятный психологический климат
• Преодоление вредных привычек
• Правильный режим труда и отдыха
• Соблюдение правил личной гигиены

Работа содержит 1 файл

Основные принципы здорового образа жизни.docx

— 31.03 Кб (Скачать)

Срс № 2  Осанова Аружан

Пх-104

 Основные принципы здорового образа жизни

  • Рациональное питание
  • Повышение защитных сил организма
  • Высокая двигательная активность
  • Благоприятный психологический климат
  • Преодоление вредных привычек
  • Правильный режим труда и отдыха
  • Соблюдение правил личной гигиены

 

Биоритмы человека.

 

Биоритм — это циклические  явления жизнедеятельности любого живого организма. У человека их три: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Наличие биоритмов не зависит  от расы, национальности, социального  положения и места нахождения человека. Их количество и продолжительность  едины для всех.  
Кроме того, все ритмы человека скоординированы со сменой дня и ночи.  
В течение всей жизни с самого рождения нас сопровождают три биоритма, движущихся подобно медленным внутренним часам:  
- физический ритм (продолжительность - 23 дня);  
- эмоциональный ритм (продолжительность - 28 дней);  
- интеллектуальный ритм (продолжительность - 33 дня). 

Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает  наивысшей фазы. Затем он резко  опускается вниз, достигает исходного  пункта (критической точки), и переходит  в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается  наверх, где начинается новый ритм. 

ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ- Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. Под воздействием этого биоритма оказываются также предприимчивость, динамичность, уверенность в собственных силах и мужество

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для  тех людей, чьи профессии связаны  с общением. В фазе подъема человек  более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая  в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ, прежде всего, затрагивает способность  работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия  духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко  себе представить, какой эффект он имеет  на стадии подъема: поддержка любой  интеллектуальной деятельности, хорошее  усваивание учебного материала и  информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения  квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем  на фазе спада. 

 

 

Анализатор

Концепция анализатора. Анализаторы – физиологические системы, обеспечивающие восприятие, проведение и анализ информации из внутренней и внешней среды и формирующие специфические ощущения.

По  И.П. Павлову в каждом анализаторе  выделяют три отдела:

  • Периферический отдел анализатора представлен рецепторными образованиями органов чувств. Он воспринимает действие раздражителя и обеспечивает генерации возбуждения в нервных волокнах. Благодаря рецепторам достигается обнаружение, восприятие раздражителей, кодирование информации и ее передача на афферентные волокна.
  • Проводниковый отдел образован афферентными нейронами и проводящими путями мозга. В этом отделе происходит распределение направления потоков и отсеивание избыточной информации, ее перекодирование и преобразование.
  • Центральный конец анализатора – это участки коры больших полушарий, воспринимающие афферентные сигналы, выполняющие их детектирование, опознавание образов, высший анализ поступающей информации и ее интеграцию.

Один  из принципов классификации анализаторов – их подразделение по характеру  ощущений, возникающих в результате воздействия на соответствующие  рецепторы. По этой классификации выделяют: обонятельный, вкусовой, слуховой, зрительный, вестибулярный, тактильный, температурный  и другие анализаторы.

                 Зрительный анализатор

Зрение (зрительный анализатор) - это совокупность структур, воспринимающих световое излучение (электромагнитные волны длины 390-70 нм) и формирующих зрительные ощущения. Оно позволяет различать освещенность предметов, их цвет, форму, размеры, характеристики передвижения, расстояние, на котором они расположены, пространственную ориентацию в окружающем мире. Через данный анализатор поступает 80-90% всей информации об окружающей среде.

             Слуховой и вестибулярный анализаторы

Слух (слуховой анализатор) - это совокупность механических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания. Орган слуха (периферический отдел слухового анализатора) - ухо, которое преобразует различные параметры звука (интенсивность, частоту, длительность) в активность периферических и центральных слуховых нейронов, на основе чего строится субъективное восприятие характеристик звука (громкость, высота, продолжительность). Бинауральный слух - это способность слышать одновременно двумя ушами и определять локализацию источника звука.

Равновесие (вестибулярный анализатор) обеспечивает восприятие информации о прямолинейных и вращательных ускорениях движения тела и изменениях положения головы в пространстве, а также о действии земного тяготения. Ему принадлежит важная роль в пространственной ориентации, поддержании позы и регуляции движений.

               Обонятельный анализатор

Обоняние (обонятельный анализатор) позволяет определять присутствие в воздухе или в воде пахучих веществ. Он способствует ориентации организма в окружающей среде и совместно с другими анализаторами формированию ряда сложных форм поведения.

    Вкусовой анализтор

Вкус (вкусовой анализатор) обеспечивает возникновение вкусовых ощущений. Его главное назначение заключается как в оценке вкусовых свойств пищи, так и в определении ее пригодности к употреблению, а также в формировании аппетита.

Тактильная рецепция, болевой и температурный анализаторы

Осязание (тактильная рецепция) заключается в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией и т.д.

3) Виброболезнь

Вибрационная болезнь - профессиональное заболевание, возникающее при систематической  работе на вибрирующих станках, машинах, стендах, и тому подобном оборудовании. Травмирующее действие вибраций зависит  не только от интенсивности и длительности воздействующих на организм механических колебаний упругих тел, конструкций, сооружений, но и от общего функционального  состояния организма. Утомленность, холод, напряженность в положении  тела при неправильной рабочей позе ухудшают переносимость вибраций. В  последнее время медицина способна выявлять людей, которые вовсе не переносят вибраций.

Вибрационная болезнь  возникает постепенно и зачастую довольно длительное время не сказывается  плохо на работоспособности. Основные ее симптомы: головная боль, ощущение шума и тяжести в голове, раздражительность, плохой сон, быстрая утомляемость, непостоянные в начале заболевания, боли и слабость в кистях рук, ломота, судороги и  сведение в пальцах, расстройства чувствительности, спазм сосудов, нарушения трофики (питания тканей) и др.

В течении вибрационной болезни  обычно различают три стадии. В  первой - болезненные проявления исчезают после кратковременного перерыва в  работе и отдыха. Во второй, для которой  наиболее характерны нарушения питания  тканей, показано освобождение от работы и соответствующее лечение с  последующим рациональным трудоустройством, которое определяется трудовыми  экспертными комиссиями. В третьей  стадии, где наряду со значительными  изменениями со стороны центральной  нервной и сердечно-сосудистой систем (спазм венечных сосудов сердца, гипертония), имеются выраженные изменения  в процессах обмена веществ, возможно возникновение необратимых органических изменений.

Вибрации и сотрясения оказывают вредное влияние на организм человека, вызывают виброболезнь - неврит. Под воздействием вибрации происходит изменение в нервной, сердечно-сосудистой и костно-суставной  системах : повышение артериального  давления, спазмы сосудов конечностей  и сердца. Это заболевание сопровождается головными болями, головокружением, повышенной утомляемостью, онемением  рук. Особенно вредны колебания с  частотой 6-9 Гц, частоты близки к  собственным колебаниям внутренних органов и приводят к резонансу, в результате происходят перемещения  внутренних органов (сердце, легкие, желудок) и раздражению их.

 

Формы трудовой деятельности и энергетические затраты человека

Виды трудовой деятельности человека можно классифицировать следующим  образом.

1.      Труд, требующий значительной мышечной активности.

2.      Групповая форма (конвейер), сопровождающаяся монотонностью, ритмом, определённым темпом, и зачастую связана с быстрым утомлением и нервным истощением.

3.      Механизированные формы труда.

4.      Автоматизированный труд. Характеризуется монотонностью и утратой творческого начала.

5.      Умственный труд. Характеризуется повышенным вниманием, большим объёмом информации, повышенным сенсорным напряжением, эмоциональностью, нервным напряжением, усиленным минеральным обменом в клетках мозга, возможностью стрессовых ситуаций.

В свою очередь умственный труд имеет следующие формы.

1.      Труд диспетчера (повышенное нервное напряжение вследствие большой личной ответственности, особенно на атомных электростанциях (АЭС) и в авиации).

2.      Управленческий труд (личная ответственность, большой объём информации).

3.      Творческий труд (эмоциональное напряжение, память, внимание).

4.      Труд преподавателя, медработника (контакт с людьми, большой объём информации, эмоциональное напряжение).

5.      Труд студентов и учащихся (повышенное внимание, память, стрессовые ситуации).

Любой вид трудовой деятельности имеет следующие фазы изменения  трудоспособности:

·         1 фаза - врабатывание (для физического труда затраты времени от нескольких минут до 1,5 часа, для умственного труда до 2,5 часов);

·         2 фаза - высокая работоспособность (примерно 2-2,5 часа);

·         3 фаза - снижение работоспособности (характеризуется утомлением, ухудшением внимания, расстройством слухового и зрительного анализаторов, увеличением числа ошибок).

Статистически самая высокая  производительность труда отмечается в такие дни недели как вторник, среда и четверг.

Работоспособность человека зависит также от смены и времени  внутри смены:

1.      максимальная работоспособность в 1 смене с 8 до 12 часов, во второй смене с 14 до 17 часов;

2.      минимальная работоспособность отмечается в ночной смене, примерно с 3 до 5 часов.

При организации своего труда  желательно соблюдать следующие  рекомендации:

1.      рабочее место должно отвечать требованиям эргономики и технической эстетики;

2.      сочетать физический труд с умственным, соблюдать чередование работы и отдыха, учитывая, что умственный труд требует более частых, но коротких перерывов, а физический наоборот.

Традиционный, официально принятый подход к проблеме восстановления энергетических затрат человека гласит, что на определённый объём работы необходимо затратить  определённое количество энергии, которая, в свою очередь, должна быть восстановлена  строго определённым количеством пиши.

По существу, пищеварение  представляется "печью", где сжигаются "дрова" - белки, жиры и углеводы, имеющие рассчитанное количество энергии (1 грамм жира даёт 9,3 ккал, 1 грамм  углеводов и 1 грамм белка - по 4,1 ккал). В соответствии с этим энергия  расходуется:

1.      на обеспечение жизнедеятельности (вместе с терморегуляцией) - примерно 50-60% (1 ккал на 1 кг массы тела в час, а во время сна примерно 0,93 ккал на 1 кг массы тела в час);

2.      на согревание и усвоение пищи - 10-15%;

3.      на трудовую и иную физическую активность - 30-40%.

Энергозатраты - очень лабильный (подвижный) показатель и зависит  от многих параметров: пола, возраста, характера производственной деятельности и т.д. Средние величины энергозатрат в зависимости от физической нагрузки при выполнении разного вида работ  приводятся в табл. 1.2.

Таблица 1.2 - Энергозатраты  человека

Группа труда

Расход энергии на 1 кг массы тела в сутки, ккал

Мужчины

Женщины

Интеллектуальный, умственный труд 
(педагоги, врачи)

35

30

Механизированный труд 
(токари, аппаратчики)

45

35

Частично механизированный труд 
(штукатуры)

50

40

Тяжелый физический труд 
(лесорубы, землекопы)

55

-


 

 

При сбалансированном питании  энергию организм человека должен получать в среднем:

·         из углеводов, примерно 63%;

·         из жиров, ориентировочно 22%;

·         из белков, примерно 15%.

Ниже, в табл. 1.3, приведены  расчётные нормы необходимого количества калорий, белков, жиров и углеводов  в зависимости от тяжести труда.

Таблица 1.3 - Научно обоснованные нормы энергопотребления в день для разных групп взрослого населения (в килокалориях и граммах)

Информация о работе Основные принципы здорового образа жизни