Основные направления охраны воздушной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:17, реферат

Описание работы

Одной из важнейших проблем в природоохранной деятельности является защита атмосферы от загрязнений, которые в значительных масштабах выбрасываются промышленностью, энергетическими производствами и транспортом. Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. Жизнь начинается с дыхания и заканчивается с его прекращением. Газовая оболочка Земли в основном состоит из кислорода и азота.

Содержание

Загрязнение воздушной среды 4
1.1 Источники загрязнения 4
1.2 Основные загрязняющие вещества 4
1.3 Последствия загрязнения 6
2. Охрана воздушной среды 8
2.1 Концепция охраны воздушной среды 8
2.2 Методы охраны атмосферы

Работа содержит 1 файл

реферат охрана воздушной среды.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

  IV) Озоновая дыра в атмосфере.

  На  высоте 20-50 км воздух одержит повышенное количество озона. Озон образуется в  стратосфере за счет молекул обычного, двухатомного кислорода О2, который  поглощает жесткое УФ (ультрафиолетовое) излучение. В последнее время ученые чрезвычайно обеспокоены снижением содержания озона в озоновом слое атмосферы. Над Антарктидой обнаружена «дыра» в этом слое, где содержание его меньше обычного Озоновая дыра обусловила усиление УФ-фона в странах, размещенных в Южном полушарии, прежде всего в Новой Зеландии. Медики этой страны бьют тревогу, констатируя значительное повышение количества заболеваний, обусловленных увеличенным Уф-фоном, таких, как рак кожи и катаракта глаз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Защита  воздушной среды.
 
    1. Коцепция  защиты воздушной  среды.

  Основные  параметры окружающей среды характеризуются  высоким уровнем техногенного загрязнения, которое негативно влияет на здоровье населения и является значимым социальным фактором. Рост, который отмечается в экономике области, реализация национальных проектов, рост социально-экономического благополучия граждан ведет к  увеличению нагрузки на окружающую среду  и увеличению потребления природных  ресурсов. Анализ состояния окружающей нас воздушной среды указывает на необходимость определения долговременной плановой политики. Концепция основных направлений охраны атмосферы в РФ на 2007-2015 гг. разработана рабочей группой, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти нескольких областей и федеральных органов власти, а также представители научной общественности.

    Концепция предлагает определить основной целью экологической политики улучшение качества жизни населения. Основные направления деятельности: совершенствование системы управления; снижение уровня загрязнения воздушной среды, в том числе за счет внедрения новых технологий; сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия; разработка и совершенствование экологических механизмов; обеспечение экологической безопасности за счет снижения риска техногенных аварий; стимулирование научных разработок в сфере охраны воздушной среды; широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического образования на всех уровнях.

  Реализация  концепции осуществляется путем разработки и принятия нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и контроля за их исполнением. Разработан план, в который вошли мероприятия как уже выполняющиеся на протяжении нескольких лет, так и новые. Среди новшеств — формирование системы научных советов по вопросам охраны воздушной среды и рационального природопользования. В процессе выполнения концепции будет продолжена работа по совершенствованию системы государственного экологического контроля; принятие мер по техническому перевооружению мероприятий, рациональное использование природных ресурсов, принятие экологически обоснованных решений, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, принятие мер по экологической безопасности населения.

  Реализация  концепции позволит обеспечить сокращение негативного воздействия на окружающую среду, условия для ее восстановления. Финансирование мероприятий по реализации осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете на данные нужды. 

  2.2 Методы охраны  атмосферы.

  1. Законодательные. Наиболее важным  в обеспечении нормального процесса  по охране атмосферного воздуха  является принятие соответствующей  законодательной базы, которая бы  стимулировала и помогала в  этом трудном процессе. Однако  в России, как ни прискорбно  это звучит, в последние годы  не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин. 

  2. Архитектурно планировочные. Данные  меры направлены на регламентацию  строительства предприятий, планирование  городской застройки с учетом  экологических соображений, озеленение  городов и др. При строительстве  предприятий необходимо придерживаться  правил установленных законом  и не допускать строительство  вредных производств в городской  черте. Необходимо осуществлять  массовое озеленение городов,  т. к. Зеленые насаждения впитывают  из воздуха многие вредные  вещества и способствуют очищению  атмосферы. К сожалению, в современный  период в России зеленые насаждения  не столько увеличиваются, сколько  сокращаются. Не говоря уже  о том, что построенные в  свое время «спальные районы»  не выдерживают никакой критики.  Так как в этих районах однотипные  дома расположены слишком густо  (ради экономии площади) и воздух, находящийся между ними подвержен  застойным явлениям.

  Чрезвычайно остра также проблема рационального  расположения дорожной сети в городах, а также качество самих дорог. Не секрет, что бездумно построенные  в свое время дороги совершенно не рассчитаны на современное количество машин. Нельзя также допускать процессов  горения на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое количество вредных веществ.

  3. Технологические и санитарно-технические.  Можно выделить следующие мероприятия:  рационализация процессов сжигания  топлива; улучшение герметизации  заводской аппаратуры; установка  высоких труб; массовое использование  очистных устройств и др. Следует  отметить, что уровень очистных  сооружений в России находится  на примитивном уровне, на многих  предприятиях они отсутствуют  вовсе и это несмотря на  вредность выбросов этих предприятий. 

  Многие  производства требуют немедленной  реконструкции и переоборудования. Важная задача состоит также в  переводе различных котельных и  тепловых электростанций на газовое  топливо. При таком переходе многократно  уменьшаются выбросы в атмосферу  сажи и углеводородов, не говоря уже  об экономической выгоде.

  Главным загрязнителем атмосферного воздуха  является транспорт, работающий на основе тепловых двигателей. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, оксид азота, оксид углерода и  др.; износ шин - цинк; дизельные моторы - кадмий. Тяжелые металлы относятся  к сильным токсикантам. Каждый автомобиль выбрасывает более 3 кг вредных веществ  ежедневно. Бензин, получаемый из некоторых  видов нефти и нефтепродуктов, при сгорании выделяет в атмосферу  диоксид серы. Попадая в воздух, он соединяется с водой и образует серную кислоту. Диоксид серы наиболее токсичен, он поражает легкие человека. Оксид углерода или угарный газ, попадая в легкие, соединяется  с гемоглобином крови и вызывает отравление организма. В небольших  дозах, воздействуя систематически, угарный газ способствует отложению липидов на стенках кровеносных сосудов. Если это сосуды сердца, то человек заболевает гипертонией и может получить инфаркт, а если сосуды мозга, то человек имеет потенциальную возможность получить инсульт. Оксиды азота вызывают отеки органов дыхания. Соединения цинка не только поражают нервную систему, но и, накапливаясь в организме, вызывают мутации.

  Основными направлениями работ в области  защиты атмосферы от загрязнения  выбросами автотранспорта являются: а) создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным  и малотоксичным двигателями, в  том числе дальнейшая дизелизация  автомобилей; б) развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; в) снижение токсичности моторных топлив; г) развитие работ по рациональной организации  движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства  с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях.

  В настоящее время автомобильный  парк планеты составляет более 800 млн. автомобилей, а к 2045 г., по расчетам ученых, он достигнет 1,6 млрд. Поэтому даже незначительное уменьшение вредных выбросов в автомобилях окажет значительную помощь природе.

  Большую опасность для здоровья представляет пыль промышленных предприятий, содержащая главным образом металлические  частицы. Так, в пыли медеплавильных заводов содержится окись железа, сера, кварц, мышьяк, сурьма, висмут, свинец или их соединения.

  В последние годы стали появляться фотохимические туманы, возникающие  из-за воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации на выхлопные газы машин. Исследование атмосферы позволило установить, что воздух и на высоте 11 км загрязнен  выбросами промышленных предприятий.

  К трудностям очистки газов от загрязнителей  относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых  в атмосферу, огромны. Например, крупная  теплоэлектроцентраль способна в один час выбросить в атмосферу  до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому  даже при весьма высокой степени  очистки отходящих газов количество загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться  значительной величиной.

  Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих  газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным  по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в  строго ограниченных пределах изменения  концентрации или температуры), в  других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько  способов одновременно. Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

  Всемирная организация здравоохранения в  зависимости от наблюдаемых эффектов определила четыре уровня концентрации загрязняющих веществ по показателям  здоровья:

  Уровень 1 - не обнаруживается прямой или косвенный  эффект на живой организм;

  Уровень 2 - наблюдается раздражение органов  чувств, вредное воздействие на растительность, уменьшение видимости атмосферы  или другие неблагоприятные воздействия на окружающую среду

  Уровень 3 - возможны либо расстройство жизненно важных физиологических функций, либо изменения, которые влекут за собой  хронические заболевания или  преждевременную смерть;

  Уровень 4 - возможны острые заболевания или  преждевременная смерть в самых  уязвимых группах населения.

  4. Контроль качества атмосферного  воздуха

  Проблема  загрязнения воздуха в городах  и общее ухудшение качества атмосферного воздуха вызывает серьезную озабоченность. Для оценки уровня загрязнения атмосферы  проводят анализ и исследования. Наблюдения проводятся сотрудниками местных организаций Госкомгидромета, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, санитарно-промышленных лабораторий различных предприятий. В некоторых городах наблюдения проводятся одновременно всеми ведомствами.

  Основной  величиной экологического нормирования содержания вредных веществ в  воздухе является предельно-допустимая концентрация. ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. При определении ПДК учитывается не только влияние вредных веществ на здоровье людей, но и их воздействие на растительность, животных, микроорганизмы, климат, прозрачность атмосферы, а также на природные сообщества в целом.

  Контроль  качества атмосферного воздуха в  населенных пунктах организуется в  соответствии с ГОСТом 17.2.3.01-86 «Охрана  природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», для чего устанавливают три категории  постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарный, маршрутный, передвижной  или подфакельный. Стационарные посты  предназначены для обеспечения  непрерывного контроля за содержанием  загрязняющих веществ или регулярного  отбора проб воздуха для последующего контроля, для этого в различных  районах города устанавливаются  стационарные павильоны, оснащенные оборудованием  для проведения регулярных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы. Регулярные наблюдения проводятся и  на маршрутных постах, с помощью  оборудованных для этой цели автомашин. Наблюдения на стационарных и маршрутных постах в различных точках города позволяет следить за уровнем  загрязнения атмосферы.

  Для изучения особенностей загрязнения  воздуха выбросами отдельных  промышленных предприятий проводятся измерения концентраций с подветренной стороны под дымовым факелом, выходящим из труб предприятия на разном расстоянии от него. Подфакельные наблюдения проводятся на автомашине или на стационарных постах. Чтобы  детально ознакомиться с особенностями  загрязнения воздуха, создаваемого автомобилями, проводятся специальные обследования вблизи магистралей.  

Информация о работе Основные направления охраны воздушной среды