Организация по борьбе с пожаром на танкерах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

В соответствии с требованиями Конвенций СОЛАС-74/88 (глава II) и ПДНВ-78/95 (глава VI) организуется борьба за живучесть судна (ОБЖС). В соответствии с требованиями ОБЖС, составляется расписание, которое устанавливает обязанности каждого члена экипажа танкера и организует следующие структуры:
аварийный командный центр во главе со старшим помощником капитана;
две аварийные партии, одна из которых в МКО;
группу разведки и т.д.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Организация по борьбе с пожаром  на танкерах 

 В соответствии с требованиями Конвенций СОЛАС-74/88 (глава II) и ПДНВ-78/95 (глава VI) организуется борьба за живучесть судна (ОБЖС). В  соответствии с требованиями ОБЖС, составляется расписание, которое устанавливает обязанности каждого члена экипажа танкера и организует следующие структуры:

 аварийный командный центр во главе со старшим  помощником капитана;

 две аварийные партии, одна из которых  в МКО;

 группу  разведки и т.д.

 Каждый  член экипажа должен иметь индивидуальную аварийную карточку, в которой указывается место сбора экипажа, обязанности по каждому виду тревоги, местонахождение защитного оборудования. Главным сигналом по всем тревогам является пожарная сигнализация. Должно проводиться систематическое обучение экипажа правилам пожарной безопасности и способам применения всех противопожарных систем, также получение помощи с берега.

 Наиболее  эффективный метод борьбы с пожаром - это предупредить его возникновение. Не всегда легко это сделать из-за различных свойств грузов, штормовой погоды или по другим причинам.

 Однако, соблюдая основные правила и меры предосторожности, можно уменьшить  риск возникновения пожара в жилых  и служебных помещениях.

 Возникновение пожара зависит от трех основных условий, или наличия так называемого "пожарного треугольника":

 а) горючий материал (бумага, дерево, ГСМ и др.);

 б) повышенная температура, нагрев;

 в) кислород для поддержания огня (окисления) - воздух.

 Пожарный  треугольник - это комбинация из трех факторов, которая дает ключ для успешной борьбы с огнем. При отсутствии (устранении) одного из этих элементов - пожар не возникает, либо огонь потухнет.

 При тушении пожара необходимо:

 удалить горючий материал;

 понизить  температуру (охладить) струей воды (лучше  распыленной), СО2;

 исключить поступление кислорода (воздуха).

 На  судах применяются поверхностный  и объемный способы тушения пожара. При поверхностном способе тушения  пожара изоляция поверхности горящего вещества от доступа воздуха осуществляется с помощью огнегасительных средств, а при объемном - прекращением доступа воздуха в помещение или введением в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.

 Вода  применяется при тушении пожаров  практически во всех случаях, за исключением  тушения горящих металлов (алюминий, магний, цинк, натрий), электрооборудования, находящегося под напряжением, карбида и других химикатов. При тушении горящего угля, древесины и особенно волокнистых материалов наибольший эффект достигается за счет прибавления к воде смачивателей. В мелкораспыленном виде воду можно применять при тушении нефтепродуктов.

 При тушении пожара водой необходимо учитывать:

 влияние скапливающейся воды в отсеках на остойчивость и запас плавучести судна;

 вредное воздействие воды на электрооборудование;

 образование удушливого и опасного для жизни людей газа при попадании воды в кислоту;

 порчу пищевых продуктов.

 Водяной пар применяется главным образом  для тушения пожара в малодоступных и закрытых отсеках, помещениях, трюмах, танках (цистернах) и т.п.

 Пена - эффективное средство для тушения горючих, нерастворимых в воде жидкостей (бензина, керосина, нефти, мазута, солярки, масел, жиров), рыбной муки и т.п. Пеной, образованной на морской воде, можно тушить все виды пожаров, за исключением находящегося под напряжением электрооборудования и металлов.

 Углекислый  газ применяется на танкерах для  тушения большинства горящих  веществ в танках (цистернах) и  в других малодоступных и поддающихся герметизации помещениях. Углекислота не электропроводна и не портит грузы при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее горение средство.

 Перед пуском углекислоты в помещение  или отсек должен быть подан сигнал о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена его герметизация.

 Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

 При тушении пожара надлежит учитывать:

 возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих химикатов;

 возможность проникновения ядовитых и отравляющих  газов в соседние помещения;

 отсутствие  примеси пара в дыму при тушении  пожара водой (вода не достигает очага  пожара).

 Для тушения пожаров в жилых и  служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости - пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

 Виды  пожаров 

 В соответствии с Главой VI ПДНВ-78/95 лица командного и рядового состава должны пройти на берегу курс противопожарной подготовки, дополнение к подготовке, требуемой правилом VI/1 (в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием).

 Основными требованиями, предъявляемыми к системам пожарной защиты, является быстрое обнаружение пожара, его локализация с последующим тушением или контролируемым выгоранием. Действия экипажа должны быть направлены на своевременное обнаружение очага пожара и немедленную его ликвидацию. При ликвидации очага пожара необходимо изолировать очаг пожара от источника паров груза, изолировать очаг от воздуха или снизить концентрацию кислорода, охладить очаг, сбить пламя мощной струей воды. Пожары на танкерах подразделяются на следующие виды:

 факельное горение паров груза;

 загорание продуктов, разлитых на палубе;

 горение продуктов на поверхности моря;

 пожары  и взрывы внутри танков;

 пожар в насосном отделении;

 пожар в машинно-котельном отделении. 

 Факельное горение - горение паров, выходящих из танка через смотровое окно или через выпускное устройство газоотводной системы. Загорание возможно от искр дымовой трубы, грозового разряда или разряда статического электричества или от искры при ударе металла о металл. Горение паров возможно при условии, что их концентрация превышает предельную. Факельное горение опасно тем, что вместо выгорающих паров в танк поступает наружный воздух, разбавляя пары до взрывоопасной концентрации.

 Загорание продуктов, разлитых на палубе вследствие перелива груза разрыва грузового шланга или утечки из трубопровода. В этом случае необходимо остановить погрузку, закрыть все клинкеты, прекратив этим поступление груза на палубу.

 Загорание продуктов на поверхности  моря. Прекратить погрузку, отсоединить грузовые шланги, провести герметизацию танкера. С помощью орошения и пожарных шлангов интенсивно охлаждать борта, палубу и надстройку.

 Пожары  и взрывы внутри танка. Сила взрыва в грузовом танке зависит от объема свободного пространства в нем - чем больше пространство, тем мощнее взрыв. При пожаре в танке необходимо заполнить его пространство инертным газом, паром или углекислотой. Охлаждать водой примыкающие к танку палубу, борта переборки, надстройку. Горящий танк и палубу над ним покрыть слоем пены.

 При пожаре в насосном отделении необходимо:

 немедленно  прекратить грузовые операции и закрыть  клапаны трубопровода;

 вывести из действия механизмы насосного  отделения и отключить их электропитание, отсоединить грузовые шланги;

 произвести  полную герметизацию помещений и  выключить вентиляцию;

 включить стационарную систему пожаротушения;

 усилить наблюдение за переборками со стороны  смежных отсеков и помещений  и при необходимости охлаждать  переборки водой из пожарных рукавов.

 Для тушения небольших пожаров в  помещении грузовых насосов могут быть использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и огнетушители.

 Для тушения пожара в машинных и котельном  отделениях необходимо использовать в  первую очередь огнетушители, местные  и переносные пенные и углекислотные  установки, а также водопожарную систему, имеющую стволы с распылительными насадками. Если пожар этими средствами погасить не удается, а также в случае возгорания под пайолами, надлежит применить стационарные системы пожаротушения.

 Стационарные  углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна по указанию главного (старшего) механика. В случаях, не терпящих отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком судна или в его отсутствие вахтенным механиком, о чем следует немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

 Перед тушением находящегося под напряжением горящего электрооборудования необходимо как можно быстрее его обесточить.

 Если  напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует  использовать сухие углекислотные  и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается.

 Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или калошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках. Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи тушить электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой.

Информация о работе Организация по борьбе с пожаром на танкерах