Оповещение о ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:28, реферат

Описание работы

В работе рассмотрена российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), которая призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Система оповещения населения и ее место в структуре РСЧС…………..4-9
2. Сигналы оповещения и действие населения по ним…………………....10-17
3. Действия должностных лиц по сигналам ГО……………………………17-19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

БЖД Оповещение о ЧС.docx

— 31.98 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Система оповещения населения и ее место в структуре РСЧС…………..4-9

2. Сигналы оповещения и действие населения по ним…………………....10-17

3. Действия должностных лиц по сигналам ГО……………………………17-19

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных  бедствий, аварий, катастроф, вооруженных  конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах  ЧС, созданием сил быстрого развертывания  на все ЧС, где бы они ни происходили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система оповещения населения  и ее место в структуре РСЧС.

Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях предназначена для передачи экстренных сообщений в случае аварий, техногенных и природных катастроф, а также применения оружия массового поражения.

Оповестить население - значить  предупредить его о надвигающемся  наводнении, лесном пожаре, землетрясении  или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время - главный фактор. В  экстремальных условиях терять его  никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой  другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного  пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинствопредприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

Хотелось бы напомнить, что  в Великую Отечественную войну  для оповещения населения об опасности  нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная  сеть и сирены. В целом такая  система оповещения удовлетворяла  требованиям того времени. Сигналы  воздушной тревоги и ее отбоя  подавались своевременно, население  слышало их отчетливо.

Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных  средств и спасательных взводов.

Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны  смешанные авиационные отряды.

Особого внимания в силах  МЧС заслуживает Государственный  Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.

Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом  – 10 мин., зимой – 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой – 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист  и 2 водителя (автобуса и специальной  машины).

Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.

Для уверенного получения  сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады  держали репродукторы постоянно  включенными в сеть. Метроном круглые  сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда  появлялась необходимость, звучал голос  диктора. Люди узнавали о налетах  вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в  той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда  «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.

В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась  гражданская оборона (1961 г.), людей  учили, если звучит сирена - это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения  с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

Шло время, менялась международная  обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и  расширить систему оповещения.

Структура РСЧС

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах  и ведомствах, в учреждениях, в  организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается  на соответствующих руководителей  органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные  руководители являются по должности  начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность  за организацию и осуществление  мероприятий ГО, создание и обеспечение  сохранность и накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств  защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств ликвидации ЧС, обучение населения и персонала  предприятий к действиям в  чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы  в управления по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая  включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому  административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или  органы, выполняющие родственные  функции. Они планируют, разрабатывают  и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных  чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового  и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и  стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил  и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются  в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками  и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Штаб является органом  управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

организация и обеспечение  непрерывного управления ГО при любых  авариях, катастрофах и стихийных  бедствиях;

своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения  прилегающих населенных пунктов  о возникновении ЧС;

разработка плана ГО;

осуществление мероприятий  по защите трудового коллектива;

обучение личного состава  формирований ГО, рабочих и служащих;

поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и  ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются  службы:

связи и оповещения;

охраны общественного  порядка;

противопожарная;

аварийно-техническая;

убежищ и укрытий;

медицинская;

противорадиационной и противохимической  защиты;

автотранспортная;

материально-технического снабжения  и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости  от специфики предприятий и наличия  структурных подразделений для  их организации.

 

2. Сигналы оповещения и действие  населения по ним.

Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление  движения носителя, но и время его  подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и  объектов.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны  о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской  обороны объектов централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и  радиовещания, применением специальной  аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным  сетям, а также через местные  радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются  ориентировочное время начала выпадения  радиоактивных осадков, время подхода  зараженного воздуха и время  подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

Сигналы, поданные вышестоящим  штабом, дублируются всеми подчиненными штабами.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении  непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».

В штабах гражданской обороны  городов могут устанавливаться  разнообразная сигнальная аппаратура и средства связи, которые позволяют  с помощью пульта включать громкоговорящую  связь и квартирную радиотрансляционную  сеть, осуществлять одновременный вызов  руководящего состава города и объектов народного хозяйства по циркулярной  телефонной сети, принимать, распоряжения вышестоящих штабов и передавать свои распоряжения и сигналы оповещения штабам гражданской обороны объектов и населению.

Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником  данного города (района). По радиотрансляционной  сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная  тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками  заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться  всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.

По этому сигналу объекты  прекращают работу, транспорт останавливается  и все население укрывается в  защитных сооружениях. Рабочие и  служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией  и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям  безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом  месте и в самое неожиданное  время. Во всех случаях следует действовать  быстро, но спокойно, уверенно и без  паники.· Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу· значительно  сокращают потери людей.

Информация о работе Оповещение о ЧС