Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:59, реферат

Описание работы

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию “О национальной безопасности“ говорится, что обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, являются одним из основных направлений государственной политики.

Осуществление этой функции Российского государства возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сегодня можно сказать, что в целом РСЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.

Подтверждением этому - десятки примеров ликвидации многих опасных и сложных ЧС, таких как Курильское землетрясение 1994 г., Сахалинское 1995 г., радиационная авария под Томском и десятки др. проведенных операций.

Серьезным испытанием Российской системы спасения стало землетрясение в пос. Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. К аварийно-спасательным работам были привлечены более 1600 человек, 230 единиц техники, в том числе 30 авиационных. В те трагические дни удалось спасти 406 человек, из-под завалов извлекли около двух тысяч тел погибших.

Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий ЧС, их трансграничный характер, появление новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.

Вся деятельность РСЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.

Факт проведения высшего руководящего органа МОГО и тот факт, что министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу был принят президентом Ассамблеи говорит о признании вклада России в решение задач, определенных международными программами и проектами по проблемам гражданской защиты.

МЧС России уделяет много внимания международному сотрудничеству.

Деятельность МЧС, профессионализм российских спасателей высоко оценен руководством ряда государств. 12-я Генеральная Ассамблея МОГО также высоко оценила деятельность МЧС России.

В соответствии с Федеральным Законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, определены основные нормативно-правовые понятия, цели и задачи безопасности жизнедеятельности.

Статьей 3-й определено, что целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

А 1-й статьей Федерального закона определены основные понятия:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 4 ФЗ определены цели и задачи РСЧС.

Обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами и т. д. возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

        разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

        осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

        обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

        сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

        подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

        прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

        создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

        осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

        реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

        международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Статья 15. На органы управления РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях,

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Министерство Чрезвычайных Ситуаций (МЧС) России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление РСЧС, штабом, координирующим усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Работа министерства в области защиты населения и территории от ЧС ведется по 3 основным направлениям:

        осуществление комплекса мер по уменьшению риска возникновения ЧС и ущерба от них;

        обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени;

        оперативное реагирование на ЧС.

Статья 8. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Статья 10. Правительство Российской Федерации на основании Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) — российский комплекс современных систем наблюдения, информирования и оповещения, создается в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». На май 2011 года построено и введено в эксплуатацию 596 терминальных комплексов ОКСИОН в 37 информационных центрах, установлено 2590 плазменных панелей, 1035 устройств типа «бегущая строка».

Весь комплекс находится в управлении ФГБУ ИЦ «ОКСИОН» — (федеральное государственное бюджетное учреждение Информационный центр Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания). Начальник ФГБУ ИЦ «ОКСИОН» — Балема Николай Евгеньевич.

Система делится на пункты уличного оповещения населения (ПУОН) и на пункты, расположенные в помещениях (ПИОН). Они состоят из огромных плазменных или жидкокристаллических экранов, камер видеонаблюдения, звукоусиливающего оборудования, оборудования для радиационного и химического контроля (ПРХК).

По оценке экспертов МЧС, создание ОКСИОН позволит обеспечить гарантированное информирование в области безопасности жизнедеятельности более 35 млн человек, сократить в 1,2 раза время доведения нужной информации и уменьшить затраты из федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий возможных террористических актов.

                   Сокращение сроков гарантированного оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

                   Повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

                   Обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций, касающихся их поведения в процессе локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

                   Повышение уровня культуры и подготовленности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

                   Обеспечение регулярности передачи информации, необходимой для обучения населения безопасному поведению;

                   Усиление информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

                   Повышение эффективности мониторинга обстановки путем осуществления профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Информация о работе Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера