Обеспечение военной безопасности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

Современная эпоха представляется в перспективе исторически длительным периодом становления принципиально нового типа жизнедеятельности человеческого сообщества, формирование многополюсного мира. Сегодня мы можем говорить об одновременном функционировании различных общественных систем, их ассимиляционном взаимодействии и взаимопроникновении. Таким образом, формируется новое качество мировой цивилизации, где война, военное насилие постепенно исчерпывают свою роль как средства политики.

Содержание

1. Основные источники военной опасности в современных условиях
2. Направления обеспечения военной безопасности России
3. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности

Работа содержит 1 файл

Обеспечение военной безопасности.docx

— 40.74 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Сибирский государственный медицинский  университет» Министерства здравоохранения  Российской Федерации

 

 

 

 

Кафедра мобилизационной  подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Применение военной силы для обеспечения безопасности РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1.      Основные источники военной опасности в современных условиях

2.      Направления обеспечения военной безопасности России

3.      Задачи государства в области обеспечения военной безопасности 

 

 

  Современная эпоха представляется в перспективе исторически длительным периодом становления принципиально нового типа жизнедеятельности человеческого сообщества, формирование многополюсного мира. Сегодня мы можем говорить об  одновременном функционировании различных общественных систем, их ассимиляционном взаимодействии и взаимопроникновении. Таким образом, формируется новое качество мировой цивилизации, где война, военное насилие постепенно исчерпывают свою роль как средства политики.

Вместе с тем, современный  мир находится пока на начальном  этапе становления ненасильственной цивилизации. Действует ряд факторов, как способствующих этому переходу, так и противодействующих ему. Последними выступают такие факторы: сохранение социально-экономических, геополитических и идеологических антагонизмов; открытое противоборство политических сил и структур; возникновение новых центров силы и наращивание их мощи; сохранение ориентации многих государств на военно-силовые подходы; превалирование на региональных, локальных уровнях дестабилизирующих тенденций; отставание субъективного "прозрения" человечества от объективной реальности и т.д.

Неоднозначность хода и перспектив мирового развития обусловлены в  общем двумя основными обстоятельствами.

Первое: сохранение до последнего момента в качестве базовых линий  мировой политики противоречий между  Западом и Востоком, ведущими западными  государствами и развивающимися странами, что может привести к  их резкому обострению и возрастанию  военной опасности.

Второе: нарастающие изменения  в конфигурации военно-политических связей, что проявляется в  ослаблении влияния бывшего СССР и в определенной мере США на мировую политику, выходе на первые роли интегрирующейся Европы, вызревании предпосылок для военно-политической конфронтации между Севером и Югом, обострении борьбы за региональную гегемонию на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Таким образом, вопрос о военной  безопасности России остается важным и актуальным.

Цель лекции: рассмотреть  основные источники военной опасности  и направления обеспечения военной  безопасности России. 

 

1.      ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ                                                     

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В общем виде военная безопасность представляет собой состояние защищенности граждан, общества и государства  от военной агрессии со стороны других государств.

Определение источников военной  опасности и военных угроз  базируется на определенной методике. При этом следует определить основополагающие понятия.

Военная угроза – это намерения государства получить односторонние выгоды в ущерб другому с использованием средств вооруженного насилия. Содержание угрозы определяют два компонента: намерения и средства (см. рис.1).

Намерения – совокупность определенных целей государства, направленных на получение односторонних выгод насильственным способом.

Средства – военный потенциал государства.

Военная опасность – неявно выраженная военная угроза,  возможность нанесения военного ущерба.

Рис. 1.

Намерения

Средства

Военная угроза

Нет

Нет

Нет

Есть

Нет

Прямая

Есть

Есть

Прямая

Нет

Есть

Косвенная

(военная опасность)


 

 

Намерения, являясь субъективным компонентом, сами по себе угрозы не представляют. Однако их появление инициирует создание стратегических наступательных вооружений и их наращивание до уровня, достаточного для реализации намерений. Образно  говоря, намерения являются той пружиной, которая раскручивает весь механизм угрозы. Следовательно, именно они определяют величину угрозы.

С другой стороны, наличие  мощного военного потенциала при  отсутствии агрессивных намерений  представляет собой военную опасность. Поскольку намерения – это  динамичный компонент, то с изменением политической ситуации в стране, могут  измениться и намерения.

Исходя из вышеизложенной методологии анализа военной  угрозы и военной опасности, можно  констатировать: с учетом глубокого  изменения характера отношений  Российской Федерацией с США, КНР  и другими ведущими державами, угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом периоде практически отсутствует. Складывается теоретико-идеологическая база современного военно-политического мышления, основанного на отказе от жестко конфронтационных идеологических схем. Значительно расширяется социальная база утверждения новых военно-политических подходов и на Востоке, и на Западе. Современные антивоенные, антиядерные движения, охватывая широкие разнородные социальные слои и возрождая антимилитаристские традиции, оказывают существенное влияние на политику государств. Тем самым как бы свертывается и духовно-идеологическая, субъективная основа генезиса и функции войны как продолжения (осуществления) политики.

Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества  с Россией, и военная опасность  сохраняется.

Основные источники военной  опасности сформулированы в военной  доктрине РФ. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние источники  военной опасности:

·         существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от российских границ;

·         международный терроризм, развитие его взаимосвязей с политическими экстремистскими группировками в России и в других странах СНГ, возможность захвата террористами ядерного и других видов оружия массового поражения;

·           распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологий их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;

·         возможность применения (в том числе и несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения;

·         сохранение или создание крупными державами (их коалициями)   мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к территории России регионах;

Даже при отсутствии агрессивных  намерений против России такие группировки  представляют собой потенциальную  военную опасность. Расширение НАТО на Восток и превращение этого  блока в доминирующую военно-политическую силу в Европе создает угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных  ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной  эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.

·         возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами;

·         технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей по применению "критических" технологий для создания вооружений и военной техники новых поколений. Это может привести к развертыванию качественно нового этапа гонки вооружений и созданию вблизи государственной границы Российской Федерации потенциала внезапного удара по экономическим центрам и военной инфраструктуре России;

·         нападения на военные объекты России, находящиеся на территории других государств.

Существуют и внутренние источники военной опасности:

·         снижение боеспособности Вооруженных Сил РФ, их мобилизационной готовности;

·         отсутствие механизмов действенного политического и гражданского контроля за деятельностью силовых структур;

·         углубляющийся разрыв между потребностями безопасности и экономическими возможностями страны;

·         снижение военно-промышленного потенциала до уровня, ставящего под вопрос саму возможность обеспечения Вооруженных Сил  современными вооружениями и военной техникой.

В конечном счете, внутренние угрозы оборонной безопасности России  кроются в незавершенности реформирования  военной  организации государства, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны, не разработанности современных подходов к военному строительству и несовершенстве его нормативно-правовой базы.

На современном этапе  это проявляется в крайне остром состоянии социальных проблем в  Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях  и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении  степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в  целом - снижением возможностей военной  организации государства по обеспечению  оборонной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, наличие источников военной опасности обусловливает  выработку и осуществление целого ряда мероприятий, направленных на обеспечение  военной безопасности России.

 

2. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Национальные  интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, направленном на сохранение и развитие достаточного оборонного потенциала, который позволял бы предотвращать и сдерживать агрессию либо отражать ее.

Военное строительство должно учитывать изменение баланса  сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности  государства, обеспечивая адекватное реагирование на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации.

Главной целью обеспечения военной безопасности Российской Федерации является совершенствование военной организации государства для обеспечения возможности адекватного реагирования на угрозы и вызовы XXI века при рациональных затратах на национальную оборону.

Характер этих угроз требует  сосредоточения усилий в военном  строительстве государства на совершенствовании  механизма его планирования, уточнении  задач Вооруженным Силам России, другим войскам, воинским формированиям  и органам, оптимизации их структуры  и состава, расширении их профессионального  ядра, совершенствовании правовых основ  и введении современных подходов к экономическому и финансовому  обеспечению военного строительства  с учетом необходимости формирования системы коллективной безопасности в рамках СНГ.

Россия не стремится поддерживать количественный паритет по вооружениям  и вооруженным силам с ведущими государствами мира и ориентируется  на реализацию принципа реалистического  сдерживания, в основе которого лежит  решимость адекватно использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения развязывания агрессии. В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает приоритет  политико-дипломатическим, экономическим  и другим невоенным средствам.

Поэтому важнейшим направлением обеспечения военной безопасности является развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики и исключении применения военной силы или угрозы ее применения. 

Однако пока ненасилие  не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации  требуют наличия достаточной  для обороны военной мощи.

Вооруженные Силы Российской Федерации являются главным элементом всей системы  военной организации государства  и играют основную роль в обеспечении  военной безопасности Российской Федерации  силовыми методами.

Информация о работе Обеспечение военной безопасности РФ