Нравственное здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:47, реферат

Описание работы

Начиная с середины 80-х годов прошедшего XX в. в российском обществе наблюдается постепенный процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Таким образом, происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию в определенном стабильном положении и препятствовал социальным катаклизмам.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе достаточного числа образованных, честных и порядочных людей.

Содержание

Введение
3

1 Нравственное здоровье 4

2. Формирование взаимоотношения полов 6
2.1. Половое воспитание и взаимоотношения полов
6
2.2. Брак и семья
9

3. Культура взаимоотношений 13
3.1. Аспекты взаимоотношения полов и брака
13
3.2. Традиции семьи
16

Заключение
20

Список использованной литературы
22

Работа содержит 1 файл

реферат нравст.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Семья – группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, имеющих общие расходы и доходы. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, поэтому семья – есть морально-правовой союз мужчины и женщины.

     Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Семья – первый коллектив, играющий огромную роль в создании здорового образа жизни. В этом заинтересовано общество и государство.

     Семейная  жизнь, ее уклад определяет здоровье членов семьи как прямо, так и  косвенно. В счастливых семьях продолжительность  жизни выше, а болезни встречаются  реже. Здесь формируются основы характера  человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям, формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющих на здоровье: режим отдыха, питания, психоэмоциональный климат.

     Счастье в семейной жизни зависит от способности  сохранить в течение всей совместной жизни заботливость, доброту, внимание, ответственность, отзывчивость; умения ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета. Легкомысленное отношение к семье и браку может уродовать личную жизнь.

     Основной  функцией семьи является ее репродуктивная функция – это рождение и воспитание детей, обеспечивающее смену поколений, передача своим детям нравственных ценностей и норм, трудовых навыков.

     Как отметили представители Управления ЗАГС Кабинета министров РТ, по статистике мужчины готовы к вступлению в брак в возрасте 25 – 34 лет, женщины «созревают» гораздо раньше: в 18 – 24 года.

     Брак, заключенный в возрасте от 20 до 24 лет, соответствует как законам  биологии и медицины, так и законам  общественного развития. Разница  в возрасте между мужем и женой  желательна, лучше, если муж старше жены на 5–6 лет. Вредны ранние, а также слишком поздние браки.

     Юноши, учитывая свое материальное и финансовое положение, наличие жилья и др., придерживаются мнения о возрасте вступления в брак 25 – 30 лет (93,3% - РТ, 95% - РФ). У девушек мнения значительно расходятся: 53,8% желанным возрастом вступления в брак считают период 20 – 25 лет (РФ – 49%), остальные 46,2% – 25 – 30 лет (РФ – 51%).

     В большинстве городских семей, состоящих  из двух или трех поколений, контакты членов семьи нередко бывают затруднены из-за психоэмоциональной напряженности. Члены семьи мало общаются друг с другом, контакты подавлены просмотром телевизионных передач. Все эти причины оказывают существенное влияние на устойчивость семьи и неблагоприятно влияют и на здоровье населения в целом.

     Взаимное  уважение супругов, забота друг о друге, детях и старых членах семьи –  вот признаки здоровой семьи. Надо помнить, что брак не решает всех проблем  личности и не может восполнить несовершенство других сторон образа жизни.

     В сознании молодежи РТ семья по-прежнему занимает одно из первых мест в системе ценностей (76%), уступая только здоровью (86%). В первую пятёрку вошли также любовь (71,4%), материальная обеспеченность (57%), надёжные друзья, круг общения (48%). Среди факторов, влияющих на брачно-семейные установки молодежи, безусловно, определенная роль принадлежит семье. Более половины молодых людей (60%) считают родительскую семью образцом для подражания.

     Многие  молодые люди, размышляя о создании собственной семьи, за отправную точку берут семью своих родителей, независимо от того, как они сами к ней относятся. В этой ситуации влияние установок родителей на установки детей даже не нуждается в комментариях: человек всегда строит умозаключение, исходя из имеющихся образцов, даже если не принимает их.

     Раннее  начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные  между юношами и девушками, еще  не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, и дети, рожденные у таких родителей, слабыми.

     Снижению числа потенциальных рождений способствует также распространение нерегистрируемых сожительств, так называемых «гражданских браков» и разводов.

     Здоровый  образ жизни связан с умелым планированием  семьи, основанным на идее сохранения здоровья людей. Планирование – это рождение ребенка в тот срок, когда для этого появились необходимые условия в семье. Характер взаимоотношений супругов определяет рождаемость, сказывается на исходе беременности, влияет на различные показатели здоровья. По наблюдениям врачей здоровые дети рождаются от женщин в возрасте 25–35 лет и от мужчин в возрасте 24–40 лет.

     Мнения  о количестве будущих детей у  молодежи РТ различаются. 21,7% юношей склонны  к однодетной семье, 61,7% – двухдетной, 16,7% – трехдетной. 67,3% девушек желают иметь двухдетную семью и 32,7% – трехдетную.

     По  данным Управления ЗАГС РТ в Казани, регистрация актов о рождении в 2010 году увеличилась на 9 процентов. Если смотреть в целом по Татарстану, среди лидеров оказались Казань (родилось более 16 тысяч человек), Набережные Челны (более семи тысяч) и Нижнекамский район (более трех тысяч). Следом идут Альметьевский район (более двух тысяч), Елабужский (более тысячи) и Сабинский (400 человек).

     Избавление  от нежеланного ребенка посредством  аборта приносит зачастую непоправимый вред здоровью женщины. Первый аборт  в 15 случаях из 100 становится причиной вторичного бесплодия.

     Серьезной проблемой для семьи является невозможность иметь детей. Эксперты отмечают, что 15-17 % семей в России не способны иметь детей (в РТ около 7%), 5-6 миллионов женщин стоят в очереди на экстракорпоральное оплодотворение.

     Никуда  не уйти и от того факта, что половые  отношения, являющиеся потенциальным  источником рождаемости, вышли за границы брака; это обусловило появление внебрачной семьи. Внебрачные связи возникают фактически при вступлении женщины и мужчины в половые отношения, которые могут сопровождаться различными интересами и намерениями. В нашей стране существует процедура признания и установления отцовства при рождении детей вне брака. Тем самым закон признает семью, состоящую из родителей и детей и в том случае, когда не было официально оформленного брака. Государство оказывает поддержку всякой семье, в том числе и внебрачной. Подчеркнем, что признание и поддержка внебрачной семьи никак не связаны с оправданием свободной любви. 
 
 
 
 
 

3. Культура взаимоотношений 

3.1. Аспекты взаимоотношения  полов и брака

     Проблемы  возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между полами, другие имели более широкое распространение.

     Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных  половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и  наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

     Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой  угрозе для выживания людей: росту  числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия – более строгая форма брачных отношений, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

     По  мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и  принял форму полигамии (многобрачия).

     Полигамия – форма брака, когда одно лицо имеет брачные отношения с  несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю  человечества вошли две формы  полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

     Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к  дальнейшему упорядочению брачных  отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

     На  Руси переход к семье, состоящей  из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

     Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические  уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

     С развитием общества значительная часть  нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних  регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

     В настоящее время выделяют следующие аспекты семьи:

  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

     Социальный  аспект в определении понятия  семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма  о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество».

     На  разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали  территориальный и экономический  аспекты. Например, во Франции «в понятие  семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка».

     Однако  при всей важности социально-экономической  функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может  вести и отдельный человек, и  группа лиц, не связанных отношениями  родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи.

Информация о работе Нравственное здоровье