Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:46, реферат
предметы
Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.
Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно – в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции — научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, зашифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основополагающих областях науки. Система ирригации и пирамиды — свидетельство высокоразвитой инженерии и геометрии, искусство бальзамирования — доказательство практических достижений древнеегипетских химиков и медиков.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………3
2. Математика…………………………………………………………………………………………….3
3. Химия………………………………………………………………………………………………………6
4. Медицина……………………………………………………………………………………………….7
5. Астрономия…………………………………………………………………………………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………………………………….11
Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца».
Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интересовало, сможет ли врач его исцелить. Такой подход к делу врача нашел отражение в рекомендациях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой болезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу».
Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью
медицины в Древнем Египте была фармакология.
До наших дней дошло немало различных
рецептов снадобий, изготовлявшихся из
растительных и животных ингредиентов.
В этой сфере наука и точное знание особенно
тесно взаимодействовали с магическими
ритуалами, без которых вообще не мыслилась
древнеегипетская медицина, как и медицина
любой другой древней цивилизации. Следует
отметить здесь же, что врачи изначально
принадлежали к сословию жрецов. Лишь
в довольно поздний период, не ранее Нового
царства, медицинские трактаты выходят
из стен писцовых школ, учреждений светских.
Вероятно, вследствие упадка влияния храмов,
наступившего по окончании Нового царства,
медицина в значительной степени секуляризовалась.
Но религия по-прежнему играла важную
роль в лечении заболеваний, особенно
если речь шла о психологических проблемах.
При лечении всегда читались молитвы,
и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно,
важнее было их произнесение. Люди часто
обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться.
При храмах жили доктора, которые были
одновременно и жрецами. В некоторых случаях
больным разрешалось провести ночь в храмовом
помещении рядом со святилищем. Египтяне
верили, что больного может исцелить чудо.
Если же чуда не произойдет, в этом случае
больному будет послан вещий сон, на котором
врач сможет основать дальнейшее его лечение.
Астрономия
С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относительно обилия паводковых вод. Наблюдения за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в долине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические прогнозы — вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего царства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. Помимо Сета—Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Гор — Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помогали египетским астрономам при определении пространственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже исчислять их продолжительность. Однако эта сторона астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнеегипетский солнечный календарь — поистине шедевр точности древних астрономов. По большому счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле — в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Сетом. Предрассветный восход Сета—Сириуса предвещал долгожданный подъем воды в Ниле и начало нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал деление на три времени года — паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвящался определенным сельскохозяйственным работам. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней добавлялись в конце года, чтобы соотнести его с солнечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не совпадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени накапливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом — один день в четыре года, почти месяц за столетие.
Египетский день состоял из 24 часов, и для измерения времени существовали два вида часов — солнечные и водяные. Кроме того, в ночное время суток время можно было определить и по положению звезд, пользуясь теми же астрономическими таблицами.
Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь — тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.
Заключение
Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.
Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.
Зарождение научных знаний в Египте и
других древнейших государствах не привело
к появлению науки в собственном смысле
слова; можно говорить только о ее элементах,
которые пользовались главным образом
в практических, утилитарных целях. Кроме
того, египетская «наука» очень тесно
связана с мифологией, религией и магией.
Литература
1. Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. – М.:Советская энциклопедия, 1972.
2. Всемирная
история. М.А. Ксенова, С.
3. Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. – М.:АСТ, 2002.
4. История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. – М.:Восточная литература, 1999.
5. История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. – М.:NOTA BENE, 1998.
6. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. –М.: Олма-Пресс, 2000.
7. Ранние цивилизации. Сьюзан Пич, Эни Миллард. –М.:Росмен 1999