Национальные традиции воспитания культуры безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников. Проведенное исследование позволило теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогические условия использования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников. В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы.

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ Айба.docx

— 22.90 Кб (Скачать)

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

                                                                                                                                                Айба А.К.

                                                                                  Специальность»Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                                                                                                                              Студентка ДЭЭ-102

                                                                                                    Научный руководитель: Цуркин А.П.

Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря  чему они могут функционировать  как средство духовно-нравственного  воспитания школьников. Проведенное  исследование позволило теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогические условия  использования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников. В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы.

Духовно-нравственное воспитание следует понимать как  процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности школьников с целью приобщения их к системе поликультурных духовных ценностей, на создание условий для  поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними, на формирование способности к духовному саморазвитию. Специфическими особенностями духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде являются: направленность на этнокультурные ценности народов, населяющих регион; поликультурный контекст решения задач духовно-нравственного воспитания; использование национальных традиций как регулятора духовно-нравственных межэтнических отношений в регионе; диалог и синтез этнокультурных ценностей и традиций как средства их трансляции. Основными задачами духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде являются формирование поликультурных духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок; знаний о духовно-нравственных нормах поведения в различных культурах, представленных в регионе; опыта духовно-нравственного поведения, включающего умения духовно-нравственного выбора, саморегуляции поведения, культуры межнациональных отношений; этнокультурной ориентировки, толерантного поведения по отношению к представителям других культур.

Национальные традиции являются элементами духовно-нравственной; культуры и обладают значительным; духовно-нравственным потенциалом, который  отражают их классификация (мировоззренчески-ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основные -воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в ученическом коллективе; духовно-нравственной регуляции поведения школьников, и вспомогательные -культурно-просветительская, творческо-развивающая). В то же время национальные традиции обладают значительным воспитательным-потенциалом. Педагогическую сущность национальных традиций отражают их сущностные признаки (эволюционность, социально-игровая сюжетика, ценностная ориентированность, противоречивость отдельных элементов, практико-ориентированный; характер, многофакторность, образовательно-мировоззренческая направленность, эмоциональная насыщенность, устойчивость) и условия эффективного педагогического использования (вариативность; сценарно-игровая технологичность; ценностно-смысловая интеграция в; образовательно-воспитательный процесс; единство воспитательных воздействий школы, семьи и общества; воспитательно-целевая; организация; актуализация опыта эмоционально-ценностных отношений; нормативно-регулятивная направленность).

В течение многих десятилетий идеи народной педагогики рассматривались как узконациональные, примитивные и устаревшие, в связи с чем они недостаточно пропагандировались в воспитании подрастающего поколения. Время показало недальновидность такого подхода. Сегодня образование в России переживает своего рода этнопедагогический бум. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки, корни. Как отмечает академик  Г.Н. Волков, человек, оторванный от национальных корней, теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в свою национальную скорлупу [1].

Воспитание с  опорой на национальные традиции народа, его культуру, обычаи – условие  реализации принципов полиэтнического  образования. Через усвоение народных традиций и идеалов следует идти к концепции взаимозависимого, взаимодействующего мира, научиться видеть то общее, что  объединяет человечество.

Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические  нормы. Недостаточное знание национальных традиций нередко приводит к осложнениям  в общении с представителями  этнических общностей, поэтому важно  знать традиции не только своего народа, но и других этнических групп, особенно тех, с которыми приходится быть в  непосредственном контакте, кто проживает  рядом.

Традиция – явление  общественной психологии, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства  устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев. Традиции – это вошедшие в привычку, стереотипные, т.е. закрепившиеся, формы и правила поведения, которые сложились в давние времена и достались потомкам от предков. Ведь и само значение слова «традиция» (лат. traditio – передача) указывает на преемственный характер таких правил, передающихся из поколения в поколение. Традиции проявляются не только в поступках, одежде, стиле общения, образе жизни, но и в движениях, жестах и других внешних проявлениях психологии людей.

Обычаи и обряды – это те же традиции, хотя и в  разных их видах. Согласно энциклопедическому словарю, обычай – это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. К обычаям относят общепринятые приемы в труде, формы взаимоотношения людей в быту и семье, дипломатические и религиозные ритуалы и другие повторяющиеся действия, отражающие особенности племени, класса, народа.

Обряд – внешнее  оформление обычая. По определению  В.И. Даля, обряд –введенный законом или обычаем порядок в чем-либо. В обрядах подробно обозначаются правила, которые должен знать каждый человек, регламентируется то, что следует или не следует делать в данной обстановке (как подать пиалу чая; кому какое место за столом предназначено; как заключать брак, отмечать рождение и т.д.).

Обычаи и традиции выполняют две общие функции: стабилизируют сложившиеся в  обществе отношения и осуществляют их воспроизводство в жизни новых  поколений. Они имеют место не только в быту, но и в общественной жизни.

Следует отметить, что различные этнические культуры имеют много схожего, что позволяет  людям прийти к взаимопониманию. Никто не будет отрицать высокой  гуманности таких, к примеру, традиций, как ответственность за воспитание детей, уважительное отношение к  женщине матери, почтение к старшим, забота о госте и др. Эти нормы  общечеловеческой нравственности не являются специфическим достоянием какого-нибудь одного народа.[2]

Идеал совершенной  личности у разных народов включает ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), трудолюбие. Вместе с тем у всех народов порицаются такие пороки, как злоба, зависть, леность, корысть, приспособленчество и предательство.

Доброй традицией  у разных народов являются благопожелания, например:

–       в качестве приветствия мусульман не говорят: «Салам алейкум» («Мир тебе») – «Алейкум ассалам» («И тебе мир»), а русские – «Здравствуйте!»;

–       при расставании дагестанцы желают: «Пусть не погаснет твой очаг!» или «Да исполнятся все желания твоей души!» У русских есть выражение «скатертью дорога», что раньше служило пожеланием, чтобы дорога была сытой (т.е. чтобы человек не голодал в пути) и гладкой (без «ухабов», неприятностей);

–       при встрече с человеком, занятым работой, туркмен скажет:   «Пусть каждое зерно станет тысячей» или «Пусть хорошо взойдет семя»; русский – «Бог в помощь»; табасаранец – «Пусть удесятерятся твои силы» и т.д.

Сегодня, в век  унификации многих сторон нашей жизни, этнические традиции не утратили своих  позиций. Поскольку в каждой культуре есть свои законы, нормы и правила  поведения, то при взаимодействии с  представителями других народов нужно быть этнокультурно-компетентными.

Одним из источников изучения жизни каждого народа служат его праздники с определенными  обрядами, песнями и играми. Они  выражают в себе быт народа, его  понятия о природе, о нравственности, его верования, историю и поэзию. Народные праздники образуют так называемый годовой праздничный круг и связаны, во-первых, с трудовой деятельностью человека, во-вторых, с сезонными изменениями в природе и, в-третьих, с важными для народа событиями и датами.

Многие праздники  разных народов имеют сходство, которое  особенно проявляется в традиционно  насыщенной спортивно-развлекательной программе. Таковы, например, татарский Сабантуй, чувашский праздник по случаю сева Акатуй или старинный бурятский праздник Сурхарбан, который устраивают в июне по случаю отгона стад на летние пастбища. Праздничную программу составляют национальные виды спорта: стрельба из лука, борьба, конные скачки.

Образовательные учреждения могут способствовать возрождению  традиций. Большой популярностью пользуются такие праздники, как проводы зимы – Масленица, осенняя ярмарка; также согласно народным обычаям можно организовать празднование Нового года. Внеклассные мероприятия могут проходить в виде посиделок, вечёрок, конкурсов знатоков народных традиций. На уроках рисования или ручного труда можно предложить детям, например, сделать писанки (расписать гуашью, лаком, фломастерами яйца, сваренные вкрутую, или пустые, выдутые,или выточенные из дерева), вылепить«жаворонков» – обрядовое печенье; на занятиях по физкультуре – поиграть в народные игры, устроить состязания по национальным видам спорта и т.д.

В качестве примера  приведем игру путешествие «Русская ярмарка», внеучебное мероприятие для 1–4_х классов, в ходе которого дети знакомятся с традициями, ремеслами, музыкальным творчеством русского народа.

В различных помещениях образовательного учреждения располагаются  «станции», по которым поочередно «путешествуют» группы детей.

 

 

 

1. Станция  «Игровая».

На этой станции  скоморохи и затейники (учащиеся старших классов) организуют с детьми различные народные игры и забавы, например бой мешками, набитыми соломой, перетягивание каната, подвижные игры.

2. Станция  «Мастерская ремесленников».

«Мастеровые люди» (старшеклассники) рассказывают о народных изделиях, способах их изготовления, предлагают детям самостоятельно выполнить  ту или иную поделку (например, расписать посуду, вылепить игрушку).

3. Станция  «Музыкальная».

Детей встречают  красные девицы и добрые молодцы. Они исполняют народные песни  и танцы, вместе с детьми разучивают игру-хоровод «Ворон».

4. Станция  «Театральная».

Детей встречает  тетушка-рассказчица (старшеклассница или учитель). Вместе с Петрушкой (куклой за ширмой) загадывает детям загадки, разучивает с ними небылицы, потешки. Дети смотрят небольшой кукольный спектакль по мотивам народных сказок.

Использование этнопедагогических идей и средств позволяет приобщить  детей к вечным истинам и ценностям. При этом важно помнить, что воспитывать детей на народных традициях бессистемно, от случая к случаю бессмысленно. Необходимо органично встроить их в образовательно-воспитательную работу школы, соотнося воспитательные возможности народной педагогики с требованиями сегодняшнего времени.

Список  литературы

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. –1997. – № 2.
  2. Лебедева Н.М. и др. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. – М., 2003.

 

[83%]-Антиплагиат


Информация о работе Национальные традиции воспитания культуры безопасности