Мыслительная деятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:29, реферат

Описание работы

На протяжении всего существования человечества не угасает стремление людей к постижению окружающего мира, себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать наш мир, раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физических и интеллектуальных возможностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......3

1.Общее понятие о мышлении……………………………….......................................4

2.Основные виды мыслительной деятельности……………………………………....7

3.Творческое мышление как особый вид мыслительной деятельности………...…10

4.Мышление и безопасность…………………………..……………………………..13

Заключение……………………………………………………………........................14

Литература…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БЖД.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.

Есть особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. Он получил название «аутистическое мышление». Это название происходит от слова «аутизм», которое переводится на русский язык любым из следующих словосочетаний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных переводах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания. Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безудержной фантазии представляет и решает какие-либо задачи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мышление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит решение какой-либо задачи, не соответствующее этой действительности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.

 

Творческое мышление как особый вид мыслительной деятельности

Творческое мышление  –  один  из  интереснейших  феноменов,  выделяющих человека из мира  животных.  Уже  в  начале  жизни  у  человека  проявляется настоятельная потребность самовыражения  через  творчество,  человек  учится мыслить  творчески,  хотя  способность  к  такому   мышлению   не   является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из  способов активного познания  мира,  и  именно  оно  делает  возможным  прогресс,  как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Творческое мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.

Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда  преобладает  образное  мышление,  эта  способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из  подручных  материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом  она,  как  правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не  каждого  человека  мы  можем  назвать личностью творческой. Творчески мыслящий человек — это всегда необычная, неординарная личность, не похожая на большинство других людей. Типичные персональные отличия творчески мыслящей личности от нетворческой личности чаще всего проявляются в следующем.

Творчески мыслящий человек — это (в большинстве случаев) критически настроенный человек, который склонен не только критиковать мышление других, но и критически относиться к собственному мышлению. Критика окружающих людей со стороны такой личности вызывает, как правило, отрицательную реакцию. В связи с этим у творчески мыслящей личности далеко не всегда складываются вполне благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.

Творчески мыслящая личность — это также человек, который сознательно стремится быть непохожим на окружающих людей и, следовательно, почти всегда ведет себя не так, как ведут себя большинство других людей. Используя образное выражение, в адрес такого человека иногда говорят, что он «не боится быть белой вороной». По этой причине окружающие люди часто воспринимают и оценивают творчески мыслящего человека как странного, необычного в своих действиях и поступках и довольно часто (без должных на то оснований) считают таких людей не вполне нормальными и приписывают им отклонения в психике. Творчески мыслящая личность обычно не терпит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в этих условиях не может работать нормально.

Творчески мыслящие люди нередко обладают и некоторыми детскими чертами характера, например, повышенной обидчивостью, упрямством, даже капризами. Психологическая природа этого явления, то есть своеобразного сочетания творческой одаренности с детскими чертами характера, до конца не выяснена, но оно нередко наблюдается у творчески одаренных людей.

Наконец, творчески мыслящие люди не боятся привлекать к себе повышенное внимание и быть непохожими на окружающих людей. Напротив, повышенное внимание к ним со стороны окружающих людей, особенно внимание к тому, что они делают, и высокая оценка их достижений стимулируют их творческую активность.

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных  диагностике и  развитию  креативности,  исследователи  замечали,  что   препятствием   к проявлению креативности и творческого мышления могут выступать  страх  оказаться  "белой  вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей,  К.Халл  и  Р.Томпсон),  моральные запреты, однообразие решаемых задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не  только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

 

Мышление и безопасность

Человеческое здоровье и безопасность принято рассматривать в связи с влиянием окружающей среды (инфекция, воздействие стихий, социального окружения) или, в крайнем случае, в связи с эмоциями и чувствами, но не в связи с мыслью - ведь она лишь отражение действительности в сознании человека. Однако, наша мысль может и правильно, и неправильно служить нам; именно неправильное употребление порождает стресс и болезнь.

Умение создавать абстракции повышает эффективность мышления. Например, восприятие информации о съедобности или несъедобности, опасности или безопасности чего бы то ни было способствует нашему выживанию.

  Но то же свойство опять-таки может привести к стрессу, за который придётся расплачиваться спокойствием и здоровьем. Правоверный магометанин может умереть с голоду, отказываясь съесть свиную отбивную. А человек, узнавший, что у него СПИД, движется к смерти много быстрее пребывающего в неведении. Постоянно думая о свойствах болезни, он ослабляет защитные силы организма, роет себе яму. Но не свойство мысли классифицировать приводит к трагической развязке. Всему виной употребление мысли.

Парадокс человеческого мышления состоит в том, что могущественные созидательные свойства мысли, выходя из-под контроля, становятся не менее могущественными источниками саморазрушения.

Другое "опасное" качество мысли - способность конструировать с помощью образов наше будущее и прошедшее. Оно не только позволяет нам правильно принимать решения, но то и дело ввергает в самые неприятные ситуации из прошлого, терзает, бьет по нервам. Но если наша мысль вдруг будет лишена возможности строить модели, мы не должны уподобляться животным. Античный учитель стоицизма, давая урок своим ученикам, перепуганным ужасным штормом, указав на корабельную свинью, спокойно жующую корм, сказал: "Вот в такой невозмутимости должен всегда пребывать мудрец!". Да, спокойствие животного было вызвано его неспособностью умственно смоделировать кораблекрушение и гибель в пучине моря, в то время как от учеников требовалось умение контролировать действия собственного рассудка. От них требовалось умение мыслить.

Таким образом, наше  здоровье и безопасность напрямую зависят от мышления, причём от правильного мышления, которому необходимо учиться всяческими способами. 

 

                                                        Заключение

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно изучается многими науками - логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.);  эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей.

Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Смирнов В.М. Физиология человека.- М.: Медицина, 2002

2.      Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.:2003

3.      Интернет-ресурс.Общая психология (http://all-psychology.ru/ppp/ myshlenie. html)

4.      Белявская В.Ф. Путь к здоровью и счастью - Мысль лечит (статья http://bibliotekar.ru/vanga/13.htm)

 

 

 

 

 



Информация о работе Мыслительная деятельность человека