Мониторинг среды обитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Содержание

Введение 3
1. Понятие среды обитания и виды её загрязнения. 4
2. Организация систем мониторинга в России. 10
3. Методы и средства контроля среды обитания. 17
4. Методы контроля энергетических загрязнений 19
5. Обработка результатов и оценка экологической ситуации 20
6. Аналитическая часть 21
7. Предложения и мероприятия по улучшению среды, ожидаемый эффект от реализации предложенных мер. 23
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

КР по БЖ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 Таким образом, в систему  экологического мониторинга входят  наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением

Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

Для этого необходимы:

  • развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды;
  • совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
  • совершенствование системы      показателей, создание методологии экологического мониторинга Российской      Федерации, а также техническое и материальное обеспечение деятельности      системы экологического мониторинга;
  • обеспечение достоверности и сопоставимости, данных экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и      регионам страны;
  • совершенствование системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
  • проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
  • выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и населения;
  • инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;
  • формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со     стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;
  • формирование системы государственных      кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и      территорий традиционного природопользования;
  • обеспечение открытости      информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;     
  • бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной  для их безопасности;
  • информационное обеспечение  учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов,      программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

 Распределение функций мониторинга  по различным ведомствам, не связанным  между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

    ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • мониторинг загрязнения  абиотического компонента

окружающей природной среды;

  • мониторинг биотической      компоненты окружающей природной среды;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • обеспечение создания и  функционирования экологических информационных систем.

При этом распределение функций  между центральными органами федеральной исполнительной власти осуществляется следующим образом.

     Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,

поверхностных вод суши, морской  среды, почв, околоземного космического

пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной

среды.

     Роскомзем: мониторинг земель.

     Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и

Роскомвоз): мониторинг недр (геологической  среды), включая  мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

     Рослесхоз: мониторинг лесов.

     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и

картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России).

     Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды

обитания на состоянием здоровья населения.

     Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и

источников воздействия на нее  на военных объектах; обеспечение  ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.

В системе официального экологического мониторинга задействованы мощные профессиональные силы. Нужен ли еще общественный экологический мониторинг?

Есть ли для него место в общей  системе мониторинга, существующей в Российской Федерации?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим уровни экологического мониторинга, принятые в России (рис. 3).

    

    

Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение

ответственности между государственными органами в  РФ

В идеальном случае система импактного мониторинга должна

накапливать и анализировать детальную  информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий.

Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных — по воде, ежегодных или более редких — по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах.

В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)

И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man and Biosphere)

Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных (4) источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе.

Таким образом, на экологической карте  ясно обозначены "белые пятна", где систематические наблюдения не проводятся. Более того, в рамках сети государственного экологического мониторинга отсутствуют предпосылки к их организации в этих местах. Именно эти "белые пятна" могут (а часто и должны) стать объектами общественного экологического мониторинга. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на консолидацию усилий всех участников.

 

3. Методы и средства  контроля среды обитания.

Основными показателями при почвенном мониторинге являются кислотность, потеря гумуса, засоление, загрязнение нефтепродуктами.

Кислотность почв оценивается по значению водородного показателя (рН) в водных вытяжках почвы. Оптимальные диапазоны рН для растений от 5,0 до 7,5. Если кислотность меньше 5, то прибегают к известкованию почв, при рН более 7,5—8 используют химические средства для снижения рН.

Содержание гумуса определяют по окисляемости органического вещества. К навеске почвы добавляют окислитель (чаще всего хромлик) и кипятят. При этом органическое вещество, входящее в состав гумуса, окисляется до CО2 и H2O. Зная количество окислителя, определяют количество органического вещества. В последнее время применяют анализаторы углерода, в которых происходит сухое сжигание органического вещества в токе кислорода с последующим определением выделившегося СО2.

Антропогенное засоление почв проявляется  при недостаточно научно обоснованном орошении, строительстве каналов и водохранилищ. Самый простой метод обнаружения засоления основан на измерении электрической проводимости. При контроле за загрязнением почв нефтепродуктами определяют масштабы загрязнения, оценивают степень загрязнения, выявляют токсичные и канцерогенные загрязнения.

Основными стандартными методами контроля за состоянием загрязнения вод являются определение химического потребления кислорода (ХПК) и биохимического потребления кислорода (БПК). ХПК — это величина, характеризующая общее содержание в загрязненной воде органических и неорганических восстановителей, реагирующих с сильными окислителями. БПК — это количество кислорода, требуемое для окисления находящихся в воде органических веществ в аэробных условиях, в результате происходящих в загрязненной воде биологических процессах.

Методы контроля за состоянием загрязнения атмосферы. Для анализа примесей, содержащихся в атмосфере, применяют газоанализаторы. Газоанализаторы позволяют получить непрерывные по времени характеристики загрязнения воздуха и выявлять максимальные концентрации примесей, которые могут быть не зафиксированы при периодическом отборе проб воздуха по нескольку раз в сутки.

В настоящее время во всем мире повышенное внимание уделяется использованию  и разработке лазеров для дистанционного анализа загрязнений атмосферы. Приборы, представляющие собой сочетание лазера и локатора, называются лидарами. С их помощью изучают пространственное распределение примесей в воздухе.

Методы химического и физико-химического  анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздухе, почве, воде). Оценка устойчивости природных экосистем к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации. Биоиндикация – это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Позволяет выявить экологические нарушения еще при таких уровнях загрязнения, которые не представляют опасности для населения, проживающего на окружающей территории.

Информация о работе Мониторинг среды обитания