Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:16, контрольная работа
В последние десятилетия антропогенное давление на окружающую среду резко возросло. В регионах с интенсивно развитой промышленностью реки превратились в сточные канавы, происходит интенсивное загрязнение почвы и атмосферного воздуха.
К семидесятым годам ХХ века становится очевидной необходимость разработки методов контроля за состоянием среды обитания. Эту задачу призван решить мониторинг (от латинского monitor – напоминающий, надзирающий). Этот термин впервые прозвучал в 1971 г. в связи с подготовкой Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. Мониторинг - это понятие, уже ставшее интернациональным, имеет более давний российский синоним – “контроль” (от фр. control
Введение……………………………………………………………..3-4
Организация систем мониторинга в России………………………5-11
Методы и средства контроля среды обитания: контактные, дистанционные и биологические методы, оценки качества воздуха,
воды и почвы……………………………………………………….12-15
Методы контроля энергетических загрязнений………………….16-18
Обработка результатов и оценка экологической ситуации……..19-22
Заключение………………………………………………………….23-24
Список литературы………………
Тема: «Мониторинг среды обитания».
воды
и почвы……………………………………………………….
Введение
В
последние десятилетия
К
семидесятым годам ХХ века становится
очевидной необходимость
1. Наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;
2. Обеспечение
заинтересованных организаций
Эти цели осуществляются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств, через систему наблюдения –
«Мониторинг среды обитания» учеб.пособие ч.1. 2007г. г. Владивосток
Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), порядок функционирования которой определяется соответствующим Положением, утвержденным Правительством России.
Настоящая работа раскрывает сущность мониторинга. Уделено внимание методам и средствам контроля среды обитания, подробно рассмотрен вопрос контроль за энергетическими загрязнениями, дана оценка экологической ситуации.
«Мониторинг
среды обитания»
учеб.пособие ч.1. 2007г.
г. Владивосток
Организация систем мониторинга в России
Согласно государственному стандарту, понятие «мониторинг» определяется как «система мероприятий наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения» (ГОСТ Р 22.1.02 – 95).
Объект мониторинга – природный, техногенный или природно-техногенный объект, в пределах которого осуществляются регулярные наблюдения за почвой, водой, биотой, атмосферным воздухом с целью контроля их состояния, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования изменений в них и оценки.
Задачи мониторинга среды обитания заключаются в следующем:
1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
3) наблюдение за состоянием среды обитания и происходящими в ней
процессами;
4) оценка
фактического состояния
5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов
антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной
среды, наблюдение за состоянием среды обитания.
Мониторинг подразделяют на несколько основных видов:
- экологический мониторинг;
- глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух
материков;
- импактный мониторинг, обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.
- национальный, проводимый на территории одного государства, на примере
России;
- региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например, внутреннем море и его побережье;
- локальный,
проводимый на сравнительно
Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)
Понятие "мониторинг" является многоплановым и применяется во многих сферах общественной жизни. Как правило, под мониторингом понимается систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений. Любой вид мониторинга включает в себя проведение наблюдений, их оценку, а также прогноз изменения состояний с учетом анализируемых данных наблюдений.
Предметом регулирования, является проведение государственного мониторинга окружающей среды, который представляет собой важную функцию государственного экологического управления. Под государственным мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В Законе о гидрометеорологической службе мониторинг определяется несколько иначе: под мониторингом окружающей среды, ее загрязнения понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и проходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Таким образом, мониторинг окружающей среды в соответствии с законодательством о гидрометслужбе охватывает не только наблюдения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды, но и наблюдения за природными явлениями и процессами.
На
основании проведенного анализа
положений действующего законодательства,
можно сделать вывод, что понятие
"мониторинг" применительно к
окружающей среде употребляется
в нескольких контекстах: во-первых,
это наблюдения за загрязнением окружающей
среды, во-вторых, мониторинг использования
отдельных компонентов
В целях проведения социально-гигиенического мониторинга используются данные государственного мониторинга окружающей среды, в том числе, наблюдения за природно-климатическими факторами среды обитания человека и за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду. Такие наблюдения могут осуществляться как Роспотребнадзором непосредственно, так и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Федеральной службой государственной статистики.
Объем такой информации определяется межведомственными соглашениями между федеральными службами, которые принимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Перечень информации и данных, подлежащих обмену на безвозмездной основе между Роспотребнадзором и Росгидрометом на
федеральном уровне.
В частности, Росгидромет направляет в Роспотребнадзор каждый месяц информацию об аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды и радиационной обстановке, ежеквартально - информацию о состоянии озонового слоя над Россией и странами СНГ, ежегодно - "Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации", ежегодник Государственного водного кадастра "Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество", обобщенную за год информацию о качестве поверхностных вод Российской Федерации, ежегодник состояния экосистем поверхностных вод России (по гидробиологическим показателям), ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям, состояние загрязнения пестицидами объектов природной среды Российской Федерации, ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России, информацию о загрязнении почвы Российской Федерации токсикантами промышленного происхождения, ежегодник "Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств".
Взаимодействие Росгидромета и Роспотребнадзора в целях проведения социально-гигиенического мониторинга осуществляется и на уровне субъектов РФ. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных служб определяется соглашениями между ними. Таким образом, социально-гигиенический мониторинг имеет ряд общих черт с государственным мониторингом окружающей среды, поскольку в рамках его проведения анализируется и исследуется информация о состоянии компонентов окружающей среды как факторов среды обитания человека. Вместе с тем, социально-гигиенический мониторинг нельзя отождествлять с наблюдениями за состоянием окружающей среды, так как он, в основном, сосредоточен на оценке причин заболеваемости населения и преследует иную, по сравнению с экологическим мониторингом цель - определение
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.
В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, мониторинг земель включает в себя: сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение, непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. В рамках проведения мониторинга водных объектов специально уполномоченными органами осуществляются регулярные наблюдения как за использованием водных объектов, так и использованием водоохранных зон.
Государственный
экологический мониторинг проводится
в целях: наблюдения за состоянием окружающей
среды, в том числе за состоянием
окружающей среды в районах расположения
источников антропогенного воздействия
и воздействием этих источников на
окружающую среду; оценки и прогноза
изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных
и антропогенных факторов; обеспечения
потребностей государства, юридических
и физических лиц в достоверной
информации о состоянии окружающей
среды и ее изменениях, необходимой
для предотвращения и (или) уменьшения
неблагоприятных последствий