Молодежный экстремизм и молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Социология—одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Содержание

1)Введение. Социология.

2)Молодежь: концептуализация понятия.

3)Экстремизм в молодежной среде.

4)Молодежная субкультура.

5)Список литературы.

Работа содержит 1 файл

МАОУ гимназия.docx

— 41.16 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                           МАОУ гимназия № 93 
 
 
 
 

                    Реферат по ОБЖ на тему:

 «Молодежный экстремизм  и молодежные         субкультуры» 
 
 
 
 

                                                                                                                       Выполнила:

                                                                                              Ученицы 10 «В» класса

                                                                                              Вахитова Ксения

Челябинск 2011 
 
 
 
 
 
 

  Содержание:

  1)Введение. Социология.

  2)Молодежь: концептуализация понятия.

  3)Экстремизм в молодежной среде.

  4)Молодежная  субкультура.

  5)Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Социология—одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

  Одна  из актуальных отраслей современной  социологии - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в  постперестроечной России.

  Системный кризис, затронувший социальную структуру  общества с началом перестройки  и усугубившийся в связи с  распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к  смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население  в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир  молодежи, крайне противоречивый и  хаотичный.

  Поиск своего пути в новых социально-экономических  условиях, ориентация на ускоренное статусное  продвижение и в то же время  прогрессирующая социальная неадаптивность—все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

  Современная российская культура находится в  кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой—коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

  Социология  молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы.

  Именно  в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием  мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее  самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

  В 80-е годы значительно расширяются  направления исследований, в них  включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем  молодежи в разных регионах.

  Социология  молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

  Академик  Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».

  Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

  С одной стороны, властные структуры  не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление  социальных проектов, а, тем самым, и  выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает  в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой  культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.

  Основные  проблемы социологии молодежи, имеющие  теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места  молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных  групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля  жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных  социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т. д.

  Как пишет А. В. Шаронов в предисловии  к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»

  Исследование  любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

  Нетрудно  заметить, насколько раздвигаются границы  конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую  группу, которая характеризуется, с  одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно  деятельности, связанной с подготовкой  и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой—  со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей  социальному делению общества.

  Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

  Социология  молодежи очень тесно связана  с отраслевыми социологиями, это  и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

  Поэтому проблемы молодежи исследуются как  в контексте всего общества, его  основных характеристик, структурных  сдвигов и изменений, так и  дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

  Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

  1. Молодежь: концептуализация  понятия.

  Что представляет собой молодежь как  субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения  касаются ее практически во всем.

  Полемика  между учеными по поводу определения  молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также  традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.

  В отечественном обществоведении  долгое время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской  интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

  Одно  из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет»3. Позднее  более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации».3

  В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в  целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического  субъекта развития общества.

Информация о работе Молодежный экстремизм и молодежные субкультуры