Ликвидация последствий ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают при-носить множество бед, уносят человеческие жизни. Силы МЧС России — поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и раз-личные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы. Время в этих условиях приобретает ре-шающее значение. Каждый час промедления — это но¬вые жертвы, потери, боль утрат.

Работа содержит 1 файл

Ликвидация последствий ЧС.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


 

1.Введение

 

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают при­носить множество бед, уносят человеческие жизни.

  Обстановка заставляет быть в напряжении и постоянной готовности, без про­медления, активно реагировать на события. Все чаще взрываются и рушатся жи­лые дома (Москва, Каспийск. Светогорск, Приозерск и др).  Пожары стали обыденным явлением, спутниками нашей жизни.

  Силы МЧС России — поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и различные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы. Время в этих условиях приобретает решающее значение. Каждый час промедления — это но­вые жертвы, потери, боль утрат.

В таких ситуациях все больше и больше возрастает значение территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Ведь основная часть ЧС должна ликвидироваться силами предприятий, аварийно-спасательных подразделений и формирований го­родов, районов, поселков.

  В начале уточним отдельные понятия. В соответствии со ст.1 Федерального зако­на от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные работы — это действия но спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия ха­рактерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характе­ризуются наличием факторов, угрожающих жизни н здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснаще­ния.

  Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность но всесторонне­му обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадав­шему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минималь­но необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их рабо­тоспособности.

  К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, гор­носпасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважи­нах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных ра­бот, перечень которых в необходимых  случаях уточняется Правительством РФ.

 

 

 

 

2. Организация спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС

 

  Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрез­вычайным ситуациям (КЧС), органа управле­ния (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреж­дения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энер­гетических сетях и пожаров, особенностей за­стройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

  При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности . Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) силь­нодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, прожива­ющее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного рас­пространения ядовитых газов.

  Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладыва­ет об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненнос­ти и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует раз­ведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и ру­ководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

  Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, пос­ле ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедстви­ях. Экстренная медицинс­кая (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачеб­ная и эвакуация в лечебные учреж­дения для специализированного ле­чения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

  Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

  - приоритетность  задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, ока­завшихся в опасности;

  — единоначалие руководства;

  — оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;

  — постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

  Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоя­тельствами. В одном случае — это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом — это необходимость ограничить развитие ава­рии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем — быс­трейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (элек­тричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

  Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотлож­ных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающих­ся в экстренной помощи.

  С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имуще­ства выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепле­ния, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

 

3        Тактика действий

 

 

  Первоочередными спасательными действиями при авариях, взрывах, пожарах, землетрясениях, большинстве других ЧС и при ведении гражданской обороны являются работы по поиску и спасению пострадавших, оказавшихся в разрушен­ных и поврежденных зданиях и сооружениях, людей, заблокированных в помеще­ниях или отрезанных огнем, дымом, обвалившимися стенами, перекрытиями и другими строительными элементами.

  Командиры формировании. находясь на участках (объектах) работ, определяют способы из­влечения пораженных из завалов (деблокирование), порядок про­ведения спасательных работ, транспортировки пострадавших на медицинские пункты. Пора­женных, находящихся вблизи поверхности завала или под мел­кими обломками, извлекают, раз­бирая завал сверху вручную, а находящихся в глуби­не завала (под завалом) - через пустоты, щели, образовавшиеся от крупных эле­ментов разрушенных зданий, или постепенно разбирая завал. Работы ве­дутся  расчетами, которые дей­ствуют непрерывно, сменяя друг друга.

  Извлекая пострадавших из-под завалов (отдельных обломков), следует избегать сдвигов плит, блоков, кирпичей и других мас­сивных предметов, чтобы не на­нести пораженному дополни­тельных травм..

Спасение людей из поврежденных и горящих зданий с разрушенными вхо­дами и лестничными клетками спаса­тельные, противопожарные и другие формирования осуществляют путем вывода и выноса их через проемы, про­деланные в смежные помещения, где еще сохранились выходы, а также че­рез оконные проемы, балконы и лоджии с помощью приставных или выдвижных лестниц, автолестниц и подъемников, спасательных веревок и рукавов.

  Вывод и вынос пораженных производит­ся расчетами (группами спасателей) из 3-4 человек, один из которых назначается старшим.

  Для успешных действий по разборке и обрушению аварийных конструкций необ­ходимы хорошее знание основ промыш­ленного строительства и конструктивных особенностей данного сооружения, уме­ние правильно оценить состояние дефор­мированных элементов.

  Способы разборки и обрушения стен и других конструкций зависят от структуры, материала и характера повреждений, плот­ности застройки территории, имеющихся сил и средств.

  Существуют следующие способы разборки и обрушения конструкций: ручной, механизированный и взрывной.

Ручной способ применяется, если невозможно использовать машины и механизмы или прове­сти взрывные работы. Вручную разбирают небольшие завалы в одном или нескольких зданиях, под которыми оказались люди. В этом случае применяют механизи­рованный инструмент и простей­шие средства механизации и то с большой предосторожностью.

Наиболее распространенным является механизированный спо­соб разборки и обрушения кон­струкций. Он характеризуется широким применением инженер­ных машин и механизмов.

Самые прочные сооружения и конструкции обрушивают или дробят на отдель­ные элементы взрывным способом. Чтобы взрывная волна и сотрясение при взрыве не повредили соседние сооружения, подрыв производят малыми зарядами, распо­лагаемыми обычно в шнурах {круглое отверстие для взрывчатого вещества), заби­вая песком или фунтом. Открытые накладные заряды (при наличии возможности — кумулятивные), как правило, применяют в случаях, когда устройство шнуров в стенах, башнях, трубах сопряжено с опасностью обрушения конструкции из-за крена или трещин, а ручная разборка или валка механическим способом невоз­можны.

  Работы по разборке завалов следует начинать сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Приступая к ним, необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы не вызвать дополнительных обру­шений и не усложнить последующие работы.

 

4  Поддержание непрерывного взаимодействия

 

  Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех командиров формирований(подразделений) и органов управления. Это делается прежде всего в интересах формирований(подразделений), выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения, а также во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.

  Таким образом, можно сказать, что спасатель является главной фигурой, и в большинстве случаев все остальные работают на него, помогают ему, ибо он, и только он находит людей из завалов, из разрушенных помещений, подвалов, высвобождает придавленных и прижатых конструкциями, оборудованием. В необходимых случаях он должен уметь первым оказать медицинскую помощь. В то же время медицинские формирования всегда обязаны быть рядом, действовать совместно, следую шаг за шагом за спасателями. Пожарные помогают справиться с огнём и, главным образом и в первую очередь, спасают людей там, где могут задохнуться, отравиться угарным газом или погибнуть от высокой температуры и ожогов. Они прокладывают путь спасателям через огонь и дым, устанавливают лестницы,  применяют ручные спасательные средства. Подразделения механизации, обеззараживания, разведки, связи – все действуют по единому плану, решая одну задачу.

  Руководитель аварийно-спасательных работ, организуя взаимодействие, должен согласовать:

  порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при преодолении завалов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться ещё на подходе к месту аварии или в зоне ЧС;

  порядок  проведения поиска пострадавших и спасательных работ, локализации и тушения пожаров, оказания медицинской помощи;

  организация связи и порядок передачи информации;

  сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним;

  Связь является основным средством, обеспечивающим управление, а значит и тесное взаимодействие формирований. Для этого используются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства.

 

5 Обеспечение действий формирований

 

  Всестороннее обеспечение действий формирований является одним из решающих условий успешного проведения  спасательных и других неотложных работ и важнейшей обязанностью командиров формирований.

  Оно включает разведку, медицинское, материальное и техническое обеспечение, решается начальниками гражданской обороны (председателями КЧС) с помощью соответствующих служб.

5.1 Разведка

Это важнейший вид обеспечения. Она организуется и ведётся с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в местах аварий, катастроф и районах стихийных бедствий. Ведётся разведка непрерывно всеми формированиями, а также учреждениями (постами) сети наблюдения и лабораторного контроля. Должна проводиться комплексно, активно, своевременно и целеустремлённо, а полученные ею данные – быть достоверными.

  Разведка с учётом характера решаемых задач подразделяется на общую и специальную, а в зависимости от применяемых методов, сил и средств может быть наземной(пешая, на автомобиле), воздушной, водной.

  Общая – ведётся с целью быстрого получения основных данных об обстановке, необходимых для принятия решения на проведение работ.

  Специальная (радиационная и химическая, пожарная, инженерная, медицинская, бактериологическая, ветеринарная, фитопатологическая) -  ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения; уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем; выявления характерец разрушений; уяснения медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки; обстоятельного изу­чения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ.

Информация о работе Ликвидация последствий ЧС