Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:31, лекция
Работа содержит лекцию по "Безопасности жизнедеятельности"
По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:
На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:
защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);
защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;
защита с помощью ограждений;
экранирование;
блокировка;
герметизация;
принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких предохранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).
В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.
Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.
Некоторые принципы относятся
к нескольким классам одновременно.
Принципы обеспечения БЖД образуют
систему, и в тоже время каждый
принцип обладает относительной
самостоятельностью.
Методы обеспечения БЖД. Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производственная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь определенного уровня безопасности.
Принято выделить четыре метода БЖД:
А-метод:
Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.
В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).
Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.
Средства БЖД. Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируется
в зависимости опасных и
СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)
По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:
К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.
Средства
К
средствам БЖД следует также
отнести так называемые приспособления
для организации безопасности (например:
лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки
и т.п.).
2. Человек как элемент системы «Человек – Среда обитания».
Физиологические
характеристики человека
2.1. Анализаторы.
Связь со средой обитания у человека как и у всех живых существ осуществляется через анализаторы, поэтому при рассмотрении вопросов безопасности жизнедеятельности, создания безопасных условий труда необходимо учитывать характеристики этих анализаторов.
Анализаторы - система специализированных нервных образований, которые воспринимают явления в окружающем мире и внутри организма и обрабатывают полученную информацию.
Анализатор - более широкое понятие, чем «орган чувств». В анализатор входят как периферические рецепторы, так и весь проводящий путь нервных сигналов, включая и ту область коры головного мозга, куда они поступают.
Анализатор
состоит из рецептора, проводящих нервных
путей и мозгового конца. Путь
нервного импульса от воспринимающего
нервного образования (рецептора) через
ЦНС (центральную нервную систему)
до окончания в действующем органе
называется рефлекторной
дугой (рис. 1).
Рис. 2
различные
виды анализаторов в виде схемы представлены
на рис. 2.
2.2.
Характеристики анализаторов
Органы чувств человека, как известно, воспринимают только те раздражители, которые лежат в пределах диапазона, ограниченного их чувствительностью; они способны дифференцировать сигналы лишь тогда, когда различие между ними достигает определенного уровня. Таким образом, важнейшими характеристиками анализаторов являются:
Нижний (абсолютный) порог ощущения - минимальная интенсивность физического раздражителя, при достижении и превышении которой появляется его ощущение.
Если интенсивность раздражителя, превысив абсолютный порог, будет продолжать увеличиваться, то после достижения им некоторого предельного значения адекватное ощущение сигнала станет уже невозможным.
Верхний порог ощущения - максимальная интенсивность раздражителя, при котором еще сохраняется его адекватное (специфическое) восприятие. Например, при превышении верхнего порога ощущения звука он перестает восприниматься как звук - ощущается боль, при дальнейшем превышении возможно разрушение периферийной части анализатора (разрыв барабанной перепонки).
По
нижнему порогу ощущения судят об
абсолютной чувствительности анализатора
относительно данного раздражителя.
Количественно чувствительность
(Е0) анализатора по отношению к данному
раздражителю принято выражать как величину,
обратную интенсивности абсолютного порога
(I0) этого раздражителя:
Е0
=
Кроме нижнего и верхнего порога, в психофизике используется понятие дифференциального порога DI ощущения, или порога различения.
Дифференциальный порог (порог различения) - это минимальное различие интенсивности двух раздражителей, которое возможно распознать по разнице в ощущениях.
Закон
Вебера-Фехнера. Непосредственной основой
развития психофизики явились работы
немецкого психофизика Э.Г. Вебера, который,
изучая связь между интенсивностью физического
раздражителя (света, звука, давления на
кожу груза) и его ощущением, в 30-х годах
прошлого века обнаружил, что ощущения
у человека увеличиваются
пропорционально не
абсолютному приросту
интенсивности раздражителя,
а его относительному
приросту. На основе этих наблюдений
Э.Г. Вебер вывел следующий закон, названный
его именем:
где J - интенсивность исходного раздражителя,
- минимально различимое приращение интенсивности раздражителя (дифференциальный порог различения).
Действие этого закона можно проиллюстрировать следующим образом. Если световой раздражитель имеет исходную интенсивность J0 = 100 кандел, то, чтобы ощутить прирост интенсивности света, нужно увеличить ее минимум на = 1 канделу. Если же исходная интенсивность составляет J0* = 1000 свечей, то, чтобы ощутить прирост интенсивности сигнала, ее надо увеличить минимум на * кандел. Таким образом, для световых сигналов отношение ; для звуковых раздражителей оно оказалось равным 0,1. Справедливость этого закона подтверждается, главным образом, при средних интенсивностях раздражителей.
Исходя из закона Э.Г. Вебера, Г.Т. Фехнер, физик и философ XIX в., выражая приращения интенсивности раздражителя и приращения ощущения в дифференциалах, вывел следующую зависимость:
означавшую,
что минимальное приращение ощущения
(dE) над абсолютным порогом (J0) пропорционально
(k - коэффициент пропорциональности) относительному
приращению интенсивности раздражителя
Интегрируя это уравнение, он получил
формулу, связывающую величину ощущения
(Е) с интенсивностью раздражителя (J):
Для исключения из формулы постоянной интегрирования С Фехнер допустил, что при величине раздражителя, равной абсолютному порогу (т.е. при J = J0), ощущение Е = 0. В таком случае из последней формулы следует, что С = lnJ0.
Информация о работе Лекция по "Безопасности жизнедеятельности"