Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 19. Оценка надежности системы «Человек – Машина – Окружающая среда»
На определенном этапе своего развития для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей человек начинает создавать искусственные орудия труда - “машины”. Получив в свое распоряжение огромные запасы энергии, новую технику и технологии, он неузнаваемо изменил свою жизнь, но вместе с тем оказался перед сложнейшей задачей - обеспечить эффективное, устойчивое и безопасное управление этой техникой.

Работа содержит 1 файл

все готово.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Вопрос 19. Оценка надежности системы «Человек – Машина – Окружающая среда»

 

На определенном этапе  своего развития для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей человек  начинает создавать искусственные  орудия труда - “машины”. Получив в свое распоряжение огромные запасы энергии, новую технику и технологии, он неузнаваемо изменил свою жизнь, но вместе с тем оказался перед сложнейшей задачей - обеспечить эффективное, устойчивое и безопасное управление этой техникой.

Система “человек-машина-среда” - СЧМС представляет собой сложную многофункциональную систему, включающую неживую, живую материю и общество (рис. 1.).

 

Структура СЧМС состоит из:

 

  • машины (М) – все то, что искусственно создано руками человека для удовлетворения своих потребностей (технические устройства,  информационное обеспечение и т.д.);
  • человека (Ч) - человека - оператора, который при взаимодействии с машиной выполняет определенные функции управления для достижения поставленной цели;
  • среды, которую условно можно разбить на два вида – окружающую среду (ОС) и социальную среду (СС).

Окружающая  среда характеризуется такими основными  параметрами, как микроклимат, шум, вибрация, освещенность, запыленность, загазованность и т.д.

Социальная  среда характеризуется социально – экономическими и политическими отношениями в обществе.

Человек и машина, при своем взаимодействии, составляют подсистему в рамках СЧМС, которая  называется система “человек-машина” - СЧМ.

Основу классификации  СЧМ составляют четыре группы признаков:

1.     целевое назначение системы;

2.     характеристики человеческого звена;

3.     тип машинного звена;

4.     тип взаимодействия компонентов  системы.

По целевому назначению СЧМ делятся на:

  • управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной;
  • обслуживающие, в которых задачей человека является контроль за состоянием машины;
  • обучающие -  выработка у человека определенных навыков;
  • информационные - поиск, накопление или получение необходимой информации;
  • исследовательские - анализ тех или иных явлений.

По характеристикам  человеческого звена СЧМ делятся  на:

  • моносистемы, в состав которых входит один человек;
  • · полисистемы, в состав которых входит целый коллектив и взаимодействующий с ним комплекс технических устройств.

Полисистемы можно подразделить на паритетные и иерархические (многоуровневые).

В паритетных системах между членами коллектива нет  подчиненности и приоритетности. В иерархических СЧМ устанавливается  организационная или приоритетная иерархия взаимодействия человека с  техникой.

Деятельность человека-оператора представляет собой процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности выполняемых им действий.

Различают несколько  типов операторской деятельности:

  • оператор-технолог – человек непосредственно включен в технологический процесс;
  • оператор-манипулятор – основная роль деятельности человека это сенсомоторная регуляция (управление манипуляторами, железнодорожным составом и т.д.);
  • оператор-наблюдатель – классический тип оператора (диспетчер транспортной системы, оператор радиолокационной станции и т.д.);
  • оператор-исследователь – исследователи любого профиля;
  • оператор-руководитель – организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения.

По типу машинного  звена условно можно выделить два вида признаков:

  • информационные - машины, обеспечивающие обработку информации и решающие задачи духовного плана;
  • материальные – машины, обрабатывающие материальные носители.

По типу взаимодействия компонентов системы в СЧМ  выделяют два вида:

  • информационное – взаимодействие, обусловленное передачей информации от машины к человеку;
  • сенсомоторное – взаимодействие, направленное от человека к машине для выполнения поставленной цели.

 

 

Устойчивость  системы «человек – машина –  среда»

Создание системной модели устойчивости СЧМС, а, главное, «оживление» ее возможно одним единственным способом - установлением гомеостаза. Винеровский гомеостаз - есть такое системное взаимодействие процессов, при котором система возвращается к некоторому устойчивому состоянию после возмущений, вызванных внешними факторами.

Катастрофа - есть нарушение гомеостаза, следствием которого может быть разрушение части или  системы в целом.

Формальное  исследование гомеостатических систем и процессов, ввиду их самовзаимодействия, нелинейности, неустойчивости, необратимости связано с большими техническими трудностями, в частности, получение функциональной зависимости риска системы.

Механизм построения функциональной модели риска можно  представить в виде следующей логистической цепочки: первопричина, понятие, определение, суждение и умозаключение.

Первопричина, – образуется понятие, поскольку  последнее есть совокупность признаков. Понятие, образуется определение. Определение, образуется переход к суждению. Суждение переходит в умозаключение. Умозаключению в математике соответствует понятие функции.

Понять значит перевести данное утверждение с  языка математики на язык логики (или  обратно). Это, значит, исследовать, какая  идея, какой логический смысл заложен в той или иной формуле. Разобрать их логический состав в статике, и каким образом сконструировано их взаимоотношение в динамике изучаемой взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 71. Безопасность при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ.

 

В целях обеспечения  безопасности личного состава при выполнении ремонтно-строительных работ в части должны разрабатываться общие и специальные нормы, правила, инструкции и указания по технике безопасности на основе соответствующих ГОСТов и СНиПов, приказов и директив Министра обороны, заместителя МО РФ - начальника строительства и расквартирования войск и других начальников.

При проведении ремонтных и строительных работ целесообразно назначать приказом по части непосредственного руководителя – начальника строительства, а при необходимости его заместителя по материально-техническому обеспечению, на которых возлагается обеспечение и контроль соблюдения требований безопасности, также правил безопасной эксплуатации машин и механизмов, задействованных в производственном процессе.

На начальника строительства возлагается организация взаимодействия с органами района, гостех- и энергонадзора в вопросах установления и поддержания безопасных условий труда и санитарии, выполнения требований допуска рабочих к работам и организации эксплуатации машин и механизмов.

Перед началом работ необходимо:

провести первичный  инструктаж по утвержденной заместителем командира по тылу программе, установить порядок доведения до рабочих требований безопасности перед каждым выполнением работ (проведения целевых инструктажей перед выполнением работ с повышенной опасностью и работ на опасных объектах) и контроля за их проведением;

обеспечить  бригаду рабочих необходимой спецодеждой, обувью, предохранительными приспособлениями;

проверить техническое  состояние и определить порядок  эксплуатации машин и механизмов;

провести специальное  занятие по обучению бригады рабочих требованиям безопасности непосредственно на рабочих местах (по необходимости);

организовать систему контроля соблюдения технологических процессов, поддержанием рабочих мест в безопасном состоянии.

При организации  строительной площадки следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых на них или кратковременно могут воздействовать опасные производственные факторы.

Границы опасных  зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин и механизмов устанавливаются на расстоянии, исключающем воздействие опасных факторов за их пределами, но не ближе 5 м от машин и механизмов.

Строительная  площадка на территории жилого городка, административно-хозяйственной зоны или на территории действующих предприятий должна огораживаться.

Ограждение, примыкающее  к местам массового прохода людей, оборудуется сплошным защитным козырьком.

Строительная площадка, участки  работ, рабочие места, проезды и проходы к ним в темное время суток должны быть освещены. Производство работ в неосвещенных местах не допускается.

Скорость движения автотранспорта вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

Ширина проходов к рабочим  местам и на рабочих местах должна быть не менее 0.6 м, высота проходов - не менее 1.8 м.

Переносные лестницы перед  эксплуатацией необходимо испытывать статической нагрузкой (120 кгс), приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы.

Складировать материалы  и оборудование на рабочих местах следует так, чтобы они не создавали опасность при выполнении работ и не загромождали проходы.

Не допускается пользоваться открытым огнем в радиусе 50 м от места складирования материалов, содержащих легковоспламеняющиеся, взрывчатые или вредные вещества.

Лакокрасочные, изоляционные, отделочные и другие материалы, выделяющие взрывоопасные или вредные вещества, разрешается хранить на рабочих местах в количествах, не превышающих сменной потребности.

Сбрасывать мусор без  желобов разрешается с высоты не более 3 м. Места, на которые сбрасывается мусор, следует со всех сторон огородить или установить надзор для предупреждения об опасности.

Не допускается разбирать  строения одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали, а также обрушивать разбираемые конструкции на перекрытия.

Уровень кладки после каждого  перемещения средств подмащивания должен быть не менее чем на 0.7 м выше уровня рабочего настила или перекрытия. В случае необходимости производства кладки ниже этого уровня кладку надлежит выполнять, применяя предохранительные пояса или специальные сетчатые защитные ограждения. Не допускается кладка наружных стен толщиной до 0.75 м в положении стоя на стене. Не допускается кладка стен зданий последующего этажа без установки несущих конструкций междуэтажного перекрытия, а также площадок и маршей в лестничных клетках.

Обрабатывать естественные камни в пределах территории строительной площадки следует в специально выделенных местах, где не допускается нахождение лиц, не участвующих в данной работе.

При установке элементов опалубки в нескольких ярусах каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на настиле опалубки не допускается.

Разборка опалубки должна производиться (после достижения бетоном заданной прочности) с разрешения производителя работ.

Заготовка и обработка  арматуры должны выполняться в специально предназначенных и оборудованных местах. Складирование заготовленной арматуры производится в специально подготовленных местах. Торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м, закрываются щитами.

Состояние тары, опалубки и  средств подмащивания проверяется ежедневно перед началом укладки бетона. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами не допускается перемещение вибратора за токоведущие шланги, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы выключаются.

Средства подмащивания, применяемые для штукатурных  или малярных работ, в местах, под которыми ведутся работы или есть проход, должны иметь настил без зазоров.

Для просушивания помещений  строящихся зданий при невозможности использования систем отопления следует применять воздухонагнетатели (электрические или работающие на жидком топливе), при установке которых следует выполнять требования Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ. Запрещается обогревать и сушить помещения жаровнями и другими устройствами, выделяющими продукты сгорания топлива.

В местах применения нитрокрасок  и других лакокрасочных материалов и составов запрещаются действия с применением огня или искровызывающим оборудованием. Электропроводка в этих местах должна быть выполнена во взрывобезопасном исполнении.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"