Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:17, контрольная работа
Тема 1. Определение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» как науки. Предмет БЖД. Место БЖД в системе наук. БЖД и эргономика, экология, экономика, охрана труда, инженерная психология и др. Три задачи, решаемые БЖД: идентификация опасностей; классификация принципов, методов и средств защиты от опасностей; разработка мероприятий по смягчению и ликвидации возможных последствий опасностей.
Тема 2. Производственная пыль и причины ее образования в условиях химического производства. Оценка вредности пыли в зависимости от дисперсности, химического состава и других свойств. Нормирование запыленности на рабочем месте (ГОСТ 12.1.005-88). Определение концентрации пыли в рабочей зоне. Методы очистки воздуха от пыли. Методы снижения запыленности на химических предприятиях. Общие и индивидуальные средства защиты от пыли.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ В г.БАЛАКОВО ПРИ СГТУ
Учебная дисциплина: БЖД
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Выполнила:
студент 4 курса
заочного отделения ЭУМ-42
Балаково 2011
Содержание
1. Тема 1
2. Тема 3
3. Тема 5
4. Тема 9
5. Расчетная часть
Список использованной литературы
Общие вопросы БЖД
Тема 1. Определение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» как науки. Предмет БЖД. Место БЖД в системе наук. БЖД и эргономика, экология, экономика, охрана труда, инженерная психология и др. Три задачи, решаемые БЖД: идентификация опасностей; классификация принципов, методов и средствзащиты от опасностей; разработка мероприятий по смягчению и ликвидации возможных последствий опасностей.
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Основная цель безопасность жизнедеятельности как науки – защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере химических, физических, биологических и других негативных воздействий до допустимых значений.
Предметом науки о безопасность жизнедеятельности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамических природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом.
Цель науки- выявление закономерностей безопасного развития , изучение, систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по упреждению, локализации и устранению.
Специфической особенностью науки БЖД является то, что ее феномен нельзя изучить методом частных наук или просты суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.
Естественно-научная ориентация науки БЖД выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании - в биологии, физике, химии, медицине и т.д. Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений
- от техники безопасности при производственных процессах до информатики и кибернетики.
Наука о безопасности жизнедеятельности - интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности жизнедеятельности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества.
БЖД - комплексная дисциплина, опирающаяся на данные смежных наук, в том числе на эргономику. Эргономика - научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда.
Из этого определения видно, что решение проблемы «человек - машина
- среда», «человек - трудовой процесс - среда», т.е. приспособление условий труда к человеку, связано с совместной работой инженеров, конструкторов, технологов, специалистов в области охраны труда, физиологов, психологов, гигиенистов, антропологов, экономистов и представителей многих других научных дисциплин. 4Главными из этих дисциплин являются психология, гигиена и физиология труда.
К основным задачам БЖД относятся:
1. Идентификация опасностей;
2. Кклассификация принципов, методов и средств защиты от опасностей;
3. Разработка мероприятий по смягчению и ликвидации возможных последствий опасностей.
Идентификация опасностей - процесс распознавания образа опасностей, установление возможных причин, пространства, временных координат, вероятности проявления величины и последствий опасности. Для того, чтобы понять природу возможной опасности, необходимо знать ее внешнее выражение, форму ее проявления: либо это землетрясение, либо извержение вулкана, либо шквальный ветер и т.д. Кроме того, необходимо установить причину опасности, то есть, что именно лежало в ее основании: человеческая халатность, явление природы, умышленное действие человека, а, возможно - низкая, устаревшая надежность агрегатов на прочность.
Выделяют следующие группы опасностей:
- природные;
- антропогенные;
- экологические;
- биологические;
- социальные.
Для полной идентификации необходимо владеть информацией о последствии опасности, т.е. о степени того вреда, который может быть причинен тем или иным бедствием.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и т.д.
Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.
Физические опасности - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и др.
Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.
Биологические опасности - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.
Психофизические - физические и нервно-психические перегрузки.
Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы:
1) Факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени - факторы инкубационного действия;
2) Факторы мгновенного действия, носящие случайный характер,воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;
3) Факторы экологического воздействия, как правило, опосредованного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.
Такая классификация является наиболее удобной, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.
Принципы, методы, средства - логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.
Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Ориентирующие - активность оператора, гуманизация деятельности, деструкция, замена оператора, классификация, ликвидация опасностей, системность, снижение опасности.
Технические - блокировка, вакуумирование, герметизация, защита расстоянием, комперессия, прочность, слабое звено, флегматизация, экранирование.
Организационные - защита временем, информация, резервирование, несовместимость, подбор кадров, нормирование, последовательность, эргономичность.
Управленческие - адекватность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, стимулирование, управление, эффективность.
Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, ПДК, ПДУ, нормы переноски и подъема тяжести и др.
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа - предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы и др.
Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.
Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры - санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств, помещений по взрывопожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др.
На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:
- пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.
Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, робототизации, специальной организации и т.д.;
- нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты;
- адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности (профотбор, обучение, психологическое воздействие, применение средств индивидуальной защиты).
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной и индивидуальной защиты. В свою очередь которые делятся на группы в зависимости от характера опасности, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Производственная санитария
Тема 3. Производственная пыль и причины ее образования в условиях химического производства. Оценка вредности пыли в зависимости от дисперсности, химического состава и других свойств. Нормирование запыленности на рабочем месте (ГОСТ 12.1.005-88). Определение концентрации пыли в рабочей зоне. Методы очистки воздуха от пыли. Методы снижения запыленности на химических предприятиях. Общие и индивидуальные средства защиты от пыли.
К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды относятся производственные пыли.
Многие производственные процессы сопровождаются значительными выделением пыли. Производственная пыль также оказывает вредное воздействие на организм человека.
Производственная пыль - это тонко диспрегированные (размельченные) частицы твердых веществ, образующиеся при различных производственных процессах (дроблении, размоле, транспортировании) и способные находится во взвешенном состоянии в воздухе.
Наибольшее значение имеет классификация пыли по степени диспесности: видимая пыль имеет размер свыше 10 мкм и быстро попадает из воздуха, микроскопическая размером 10 - 0,25 мкм медленно витает в воздухе, ультрамикроскопическая размерами частиц менее 0,25 мкм длительно витает в воздухе, подчиняясь законам броуновского движения.
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"