Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:41, контрольная работа
1.Современный мир и его влияние на окружающую среду
2.Взаимодействие человека и среды обитания и образование системы «человек-среда обитания».
3. Виды и формы трудовой деятельности и их характеристика.
1.Современный мир и его влияние на окружающую среду
По мере ускорения
темпов технического прогресса воздействие
хозяйственной деятельности человека
на природу становится все более
разрушительным. В настоящее время
оно уже соизмеримо с действием
природных факторов, что приводит
к качественному изменению
2.Взаимодействие человека и среды обитания и образование системы «человек-среда обитания».
В жизненном процессе
человек неразрывно связан с окружающей
его средой обитания, при этом во
все времена он был и остается
зависимым от окружающей его среды.
Именно за счет неё он удовлетворяет
свои потребности в пище, воздухе,
воде, материальных ресурсах в отдыхе
и т.д.
Человек и среда обитания непрерывно находятся
во взаимодействии, образуя постоянно
действующую систему “человек – среда
обитания". В процессе эволюционного
развития Мира составляющие этой системы
непрерывно изменялись. Совершенствовался
человек, нарастала численность населения
Земли и уровень его урбанизации, изменялся
общественный уклад и социальная основа
общества. Изменялась и среда обитания:
увеличивалась территория поверхности
Земли и ее недра, освоенные человеком.;
естественная природная среда испытывала
все возрастающее влияние человеческого
сообщества, появились искусственно созданная
человеком бытовая, городская и производственные
среды.
Естественная среда самодостаточна и
может существовать и развиваться без
участия человека, а все иные среды обитания,
созданные человеком, самостоятельно
развиваться не могут и после их возникновения
обречены на старение и разрушение.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
- создает и использует
защиту от негативных
На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые организмы овладели наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвертой специфической средой жизни стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов или симбионов.
Из четырех характерных
состояний взаимодействия человека
со средой обитания лишь первые два (комфортное
и допустимое) соответствуют позитивным
условиям повседневной жизнедеятельности,
а два других (опасное и чрезвычайно
опасное) – недопустимы для процессов
жизнедеятельности человека, сохранения
и развития природной среды.
3. Виды и формы трудовой деятельности и их характеристика.
Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую.
Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве;
статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.
Динамическая
физическая работа, при которой
в процессе трудовой
Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.
Для умственного
труда характерно снижение двигательной
активности – гипокинезия. Гипокинезия
может являться условием формирования
сердечно-сосудистых нарушений у человека.
Продолжительная умственная нагрузка
оказывает отрицательное влияние на психическую
деятельность – ухудшаются внимание,
память, функции восприятия окружающей
среды. Самочувствие человека и, в конечном
счете, его состояние здоровья в значительной
мере зависят от правильной организации
умственного труда и от параметров окружающей
среды, в которой осуществляется умственная
деятельность человека.
4. Классификация и характеристика условий трудовой деятельности.
Условия труда - это
совокупность факторов производственной
среды, оказывающих влияние на работоспособность
и здоровье в процессе труда.
Исходя из гигиенических критериев, условия
труда подразделяются на 4 класса:
1.Оптимальные условия труда обеспечивают
максимальную производительность труда
и минимальную напряженность организма
человека. Оптимальные нормативы установлены
для параметров микроклимата и факторов
трудового процесса. Для других факторов
условно применяют такие условия труда,
при которых уровни неблагоприятных факторов
не превышают принятых в качестве безопасных
для населения (в пределах фона). Сохраняется
не только здоровье работающих, но и создаются
предпосылки для поддержания высокой
производительности труда. При этом за
оптимальные принимаются такие условия
труда, при которых неблагоприятные факторы
не превышают уровней, принятых в качестве
безопасных для населения.
2. Допустимые условия
труда. При них вредные
1 и 2 классы соответствуют безопасным
условиям труда.
3. Вредные условия
труда, при которых наличие
вредных производственных
4. Опасные условия труда.
Условия труда могут быть также:
- физические;
- бытовые;
- социальные;
- производственные.
5.Работоспособность и её динамика.
Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.
Физиологи установили,
что работоспособность —
Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работо-способности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспо-собность понижается, достигая своего минимума ночью.
В течение недели
работоспособность человека не является
стабильной величиной, а подвержена
определенным изменениям. В первые дни
недели работоспособность постепенно
увеличивается в связи с постепенным вхождением
в работу. Достигая наивысшего уровня
на третий день, работоспособность постепенно
снижается, резко падая к последнему дню
рабочей недели.
6. Освещение производственных помещений и рабочих мест.
Основную часть информации человек получает через органы зрения, и носителем этой информации является излучение, называемое светом.
Различают следующие виды освещения:
Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов – общее и комбинированное.
Систему общего освещения применяют в помещениях, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), а также в административных, конторских и складских помещениях. Различают общее равномерное освещение (световой поток распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест) и общее локализованное освещение (с учетом расположения рабочих мест). Систему общего искусственного освещения выполняют потолочными или подвесными лампами.
При выполнении
точных зрительных работ (
Совокупность местного
и общего освещения называют комбинирова
Рабочее освещение предназначен
Аварийное освещение устраивают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения и, связанное с этим, нарушение нормального обслуживания оборудования могут вызвать взрыв, пожар, отравление людей и т.д. Минимальная освещенность рабочих поверхностей при аварийном освещении должна составлять 5% нормируемой освещенности рабочего освещения, но не менее 2 лк.
Эвакуационное освещение предна
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"