Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Второй элемент системы – это общество, или социум, – социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений
1.Социальные аспекты обеспечения БЖД. пути оптимизации взаимоотношений в системе "человек - социальная среда»
2. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности, нормирование.
3. Классификация производственных помещений и электроустановок по степени опасности поражения электрическим током по характеру окружающей среды.
4.Нормативно-правовая база по обеспечению безопастности населения и территорий в ЧС, основные положения.
5.Практическая часть. Задача.
6. Список литературы.
-включение в стандарты или технические условия на сырье, продукты и материалы токсикологических характеристик вредных веществ;
-включение данных токсикологических характеристик вредных веществ в технологические регламенты;
-применение средств индивидуальной защиты работающих;
-специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
-проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
-разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении.
Содержание в организме вредных веществ, поступающих в него различными путями (при вдыхании, через кожу, через рот ) не должно превышать биологических предельно допустимых концентраций (ПДК).
Предельно допустимые
Содержание
в организме вредных веществ,
поступающих в него различными путями
(при вдыхании, через кожу, через рот ) не
должно превышать биологических предельно
допустимых концентраций (ПДК).
3.Классификация производственных помещений и электроустановок по степени опасности поражения электрическим током по характеру окружающей среды.
Для защиты людей от поражения электрическим током в России разработаны и внедрены специальные «Правила устройства и эксплуатации электроустановок (ПУЭ)», которые наряду с «Правилами техники безопасности» и «Правилами технической эксплуатации» содержат требования к электроустановкам, проектирование и монтаж которых обеспечивают безопасность людей. По степени опасности поражения человека электрическим током согласно ПУЭ производственные помещения подразделяются на три группы.
К первой группе относятся помещения с повышенной опасностью, характеризующиеся наличием в них одного из следующих условий, создающих опасность: сырости (относительная влажность 75%) токопроводящих полов (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных и т. п.); токопроводящей пыли; высокой температуры (более 30°); возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т. п., с одной стороны, и металлическим корпусам электрооборудования — с другой.
Ко второй группе принадлежат помещения особо опасные, характеризующиеся наличием в них одного из следующих условий, создающих особую опасность: особой сырости (относительная влажность около 100%); химически активной среды, которая действует разрушающе на изоляцию и токоведущие части электрооборудования; одновременно наличия двух и более условий повышенной опасности (например, сырые помещения с полами из неизолирующего материала).
К третьей категории относятся помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную и особую опасность. На ремонтных предприятиях к помещениям с повышенной опасностью можно отнести: механические, штамповочные, обмоточно-изоляционные цеха и участки, цеха формовки пластмасс, слесарноремонтные и электроремонтные цеха.
Помещениями особой опасности считаются котельные, туннели, колодцы, литейные цеха, моечные отделения в ремонтных мастерских, гальванические цеха и химические лаборатории, прачечные, бани.
К помещениям без повышенной опасности относятся помещения с нормальными метеорологическими условиями, в которых исключается возможность одновременного прикосновения к различным заземленным металлоконструкциям и металлическим корпусам электрооборудования. На ремонтных предприятиях — это участки сборки, дефектовки (с токонепроводящими полами), конструкторские бюро, конторские помещения, склады.
4.Нормативно-правовая база по обеспечению безопастности населения и территорий в ЧС, основные положения.
Обеспечение безопасности, как, собственно, все функции любого государства, подвергается нормативно-правовому регулированию. В объективном смысле понятие безопасность можно определить как состояние защищённости жизненно-важных интересов государства, общества и личности. В силу обширности данного понятия нормативно-правовое и правоприменительное регулирование осуществляется по различным направлениям. К числу этих направлений можно отнести обеспечение безопасности государства в целом, безопасность трудовой деятельности личности, обеспечение социальной безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и так далее.
В Конституции Российской Федерации, являющейся Основным Законом, содержащим общие отправные положения, закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты которых, в том числе снижение риска для жизни, здоровья и имущества граждан, является целью государственной политики в области безопасности.
Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст.71и72).
Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации
Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты – Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Помимо этой юридической классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция Российской Федерации, в которой содержатся основополагающие положения и принципы защиты прав человека и гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой области, следует назвать, закон Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения безопасности при трансформации отдельных видов опасностей в ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
К этой же группе актов относится закон Российской Федерации "О страховании" (действующий в некоторых положениях до сих пор), устанавливающий цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют от страхователя соблюдения норм и правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска и связанного с ним ущерба. При соблюдении этих норм и правил закон предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя прямо или косвенно понесенный им ущерб.
Специального упоминания заслуживает Федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее важны и постановления Правительства России от 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.
Вместе с тем следует отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня. Конечно, для изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого региона России они будут различны), были определены, что является задачей экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.
Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях – законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности – законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.
Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.
Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.
Список литературы :
Анофриков В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистратов Г.Д. – Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов – ГУУ – М.: ЗАО "Финстатинформ" - 1999 – 110 с.
Литвак Б.Г. – Разработка управленческого решения: Учебник – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дело – 2004 – 416 с.
Проблема безопасности при ЧС - Жур. – 1999 - №8
Раздорожный А.А. – Охрана труда и производственная безопасность: Учебное пособие – М.: Издательство "Экзамен" - 2005 – 512 с.
Список используемых нормативно-правовых актов:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993г.)
ГОСТ 12.1.007-76.МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.
Вредные вещества. Классификация
и общие требования
безопасности. Дата
введения 1977-01-01
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"