Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:59, реферат
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Демократическое
государство
Так называется государство, устройство
и деятельность которого соответствует
воле народа, общепризнанным правам и
свободам человека и гражданина. Демократическое
государство - важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимации
всех органов этого государства является
суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное - обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов. Демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым.
Государство может соответствовать характеристике
демократического только в условиях сформировавшегося
гражданского общества. Это государство
не должно стремиться к этатизму, оно должно
строго придерживаться установленных
пределов вмешательства в экономическую
и духовную жизнь, которые обеспечивают
свободу предпринимательства и культуры.
В функции демократического государства
входит обеспечение общих интересов народа,
но при безусловном соблюдении и защите
прав и свобод человека и гражданина. Такое
государство является антиподом тоталитарного
государства, эти два понятия взаимно
исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического
государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.
Представительная демократия - осуществление
народом власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.).
Конституции в различных странах наделяют
представительные органы различными полномочиями,
но обязательными и важнейшими среди них
являются функции законодательной власти
и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно
призваны напрямую контролировать исполнительную
власть - это признается только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы все же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области. Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью.
Другое не менее важное условие - независимость
представительного учреждения в пределах
своих полномочий, отсутствие конкурирующей
законодательной власти, невмешательство
исполнительной власти в прерогативы
представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
- Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина - другой важнейший признак
демократического государства. Именно
здесь проявляется тесная связь формально
демократических институтов с политическим
режимом. Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается
произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические
декларации не способны придать государству
подлинно демократический характер, если
не обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации закрепила все известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многих из них еще необходимо
создать условия.
Демократическое государство не отрицает
принуждения, а предполагает его организацию
в определенных формах. К этому побуждает
сущностная обязанность государства защищать
права и свободы граждан, устраняя преступность
и другие правонарушения. Демократия -
это не вседозволенность. Однако принуждение
должно иметь четкие пределы и осуществляться
только в соответствии с законом. Правозащитные
органы не только вправе, но и обязаны
применять силу в определенных случаях,
однако при этом всегда действуя только
законными средствами и на основании закона.
Демократическое государство не может
допустить "разрыхления" государственности,
т. е. невыполнения законов и других правовых
актов, игнорирования действий органов
государственной власти. Это государство
подчинено закону и требует законопослушания
от всех своих граждан.
Федеративное
государство
Государственное устройство России основывается
на принципе федерализма. Это означает,
что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые из
которых (республики) называются в Конституции
Российской Федерации государствами.
Однако субъекты Федерации, в том числе
и республики, не являются независимыми
государствами - в таком случае их союз
был бы не федерацией, а конфедерацией,
а сами они считались бы субъектами международного
права.
Понятию "федерация" противостоит
понятие "унитарное государство",
т. е. такое государство, которое управляется
централизованно, а его территориальные
единицы не имеют никакой государственности,
а включают только местное самоуправление.
Эта форма государственного устройства
тоже имеется в Российской Федерации -
унитарными (по своему внутреннему устройству)
являются республики - субъекты Федерации.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях,
явившихся отголосками периода тоталитаризма.
Демократические силы желали укрепления
подлинно федеративных отношений, преодоления
фактического унитаризма РСФСР. Несмотря
на проведенную в 1990-1991 гг. определенную
демократизацию государственного устройства
Российской Федерации, многие проблемы
решены не были. Естественное стремление
к ликвидации бюрократической централизации
и к подлинному федерализму порой порождало
экстремистское требование полной самостоятельности
и даже выхода из Российской Федерации.
Равноправие субъектов Федерации стало
главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую
из 89 равноправных субъектов, из которых
21 - республики, 1 - автономная область,
10 - автономные округа и 57 - края, области
и города (Москва и Санкт-Петербург). При
этом края, области и города не являются
национальными по названию и своему характеру,
а остальные субъекты олицетворяют ту
или другую меру национальной государственности.
В то же время предусматривается свойственное
правовому государству равенство всех
граждан, особенно важное в республиках,
где доля титульной нации составляет менее
половины населения.
В новых решениях есть значительное позитивное
содержание.
Во-первых, Конституция приглушила (или
приостановила) развитие деструктивного
национализма в ряде регионов, предоставив
правовую основу для удовлетворения национальных
амбиций определенным кругам вместе с
жизненно важными преимуществами пребывания
в составе Российской Федерации. Всплеск
национализма стал следствием неразвитости
гражданского общества в республиках
и "неосвоенности" идеи правового
государства.
Во-вторых, коренное политическое и экономическое
реформирование страны властно требует
предоставить регионам больше самостоятельности,
ибо управлять новыми экономическими
и политическими процессами в масштабах
столь огромной территориииз столицы
стало невозможным - к тому же такое управление
пришло в противоречие с потребностями
рыночной экономики и процессами политического
плюрализма.
Основы конституционного строя в области
государственного устройства, сформулированные
в ст. 5 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов - равноправных субъектов Федерации;
б) республики имеют свою конституцию
и законодательство, а другие субъекты
- устав и законодательство;
в) федеративное устройство основано на
государственной целостности, единстве
системы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Федерации
и ее субъектов, равноправии и самоопределении
народов в Российской Федерации;
г) во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты Федерации между собой равноправны.
Правовое государство
Так характеризуется государство,
которое во всей своей деятельности подчиняется
праву и главной своей целью считает обеспечение
прав и свобод человека. Для создания правового
государства недостаточно одного его
провозглашения, оно должно фактически
сложиться как система гарантий от беспредельного
административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество, от попыток кого
бы то ни было прибегнуть к неконституционным
методам осуществления власти. Правовое
государство - это высокий уровень авторитета
государственности, реальный режим господства
права, обеспечивающий все права человека
и гражданина в экономической и духовной
сферах.
Первые представления о государстве, основанном
на господстве закона, сложились еще в
Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель,
Полибий развивали эти представления.
Например, Аристотель указывал, что там,
где отсутствует власть закона, нет места
и какой-либо форме государственного строя.
В средние века Н. Маккиавелли и Ж. Воден
обосновали задачу государства, которая
состоит в охране прав и свобод граждан.
В эпоху начавшихся демократических революций
(XVII-XVIII вв.) эти идеи легли в основу новой
государственности (их развивали в Голландии
- Г. Греции и Б. Спиноза, в Англии - Т. Гоббс
и Д. Локк, во Франции - П. Гольбах, Ш. Монтескье
и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пэйн).
Но только в XIX в. в трудах немецких философов
Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон
Моля, К. Т. Велькера и других сформировалась
целостная теория правового государства,
которая стала претворяться в жизнь. В
России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин,
Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н.
М. Коркунов, С. А. Муромцев, С. А. Котляревский,
Г. ф. Шершеневич и др., но переход к правовому
государству, по сути, обозначился только
после 1905 г.
Вот, например, как определял правовое
государство Б. А. Кистяковский: "Основной
принцип правового или конституционного
государства состоит в том, что государственная
власть в нем ограничена. В правовом государстве
власти положены определенные пределы,
которые она не должна и не может преступить.
Ограничение власти в правовом государстве
создается признанием за человеком неотъемлемых,
ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых
прав".
Советское государство за все время своего
существования было антиподом правового
государства, и только с принятием в 1993 г. Конституции РФ начался
процесс создания этого государства в
России.
Понятие правового государства многомерно,
оно включает все то, что вкладывается
в понятие конституционного демократического
государства. И в то же время можно выделить
его основные признаки (тем более что в
Конституции Российской Федерации это
понятие не раскрывается).
а) Высший приоритет прав и свобод человека
и гражданина, опирающихся на прочное
закрепление в конституции и законах и
соответствующих естественному праву.
Правовое государство признает нерушимость
этих прав и свобод, а также свою обязанность
соблюдать и охранять их. "Все, что не
запрещено, то дозволено" - важнейший
принцип правового государства. Такой
подход к правам и свободам буквально
пронизывает Конституцию РФ и многие законы.
Он, как было показано выше, составляет
суть гуманистических основ конституционного
строя и в полной мере проявляется в гл.
2 Конституции, посвященной правам и свободам
человека и гражданина. В законодательстве
и на практике еще встречаются нормы и
действия должностных лиц, которые нарушают
основные права и свободы, это часто объясняется
уровнем юридической техники и отсутствием
правовой культуры. Но и сами граждане
не приобрели еще навыков защиты своих
прав. В правовом государстве нельзя избежать
правонарушений, но должны сложиться общеизвестные
и общеиспользуемые гарантии и механизмы
исправления любых ошибок и нарушений,
неукоснительного и приоритетного соблюдения
прав человека и гражданина.
б) Независимость суда как главного механизма
гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена
независимость суда от любых властных
и общественных структур, ибо только независимый
суд в состоянии эффективно защищать человека
и гражданина от произвола исполнительной
власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен
в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается
рядом других статей, в которых говорится
о несменяемости и. неприкосновенности
судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства. В ряде статей
гл. 2 Конституции указывается на исключительное
право суда ограничивать права и свободы
(например, никто не может быть лишен своего
имущества иначе, как по решению суда -
ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание
под стражей допускаются только по судебному
решению - ст. 22 и др.).
в) Верховенство конституции по отношению
ко всем нормативным актам. Никакой закон
или другой акт не вправе исправлять или
дополнять конституцию, тем более противоречить
ей. Вместе с естественным правом конституция
образует фундамент всей правовой системы,
она призвана создавать такой порядок,
при котором бы закон и право не расходились.
В этом смысле верховенство конституции
и верховенство права тождественны.
В Конституции России закрепляется принцип
верховенства Конституции. Устанавливается
(ст. 15), что Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу, а законы
и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы. Следовательно, государство
связано правом, все должностные лица
- от главы государства до рядового чиновника
- обязаны действовать в соответствии
с правом, а за нарушения несут ответственность
(уголовную, административную, гражданскую).
Любой выход этих лиц за пределы своей
компетенции есть нарушение принципа
правового государства, изменяющее баланс
власти и свободы, а значит, создающее
угрозу правам и свободам человека и гражданина
или являющееся недозволенным вмешательством
в жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем законы должны
становиться известными гражданам, поскольку
в тоталитарном советском государстве
часто применялись неопубликованные,
так называемые закрытые (секретные) постановления.
Ныне в Конституции установлено, что законы
подлежат официальному опубликованию,
неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения. Порядок опубликования и вступления
в силу федеральных законов установлен
Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.
г) Приоритет международного права. Этот
признак правового государства как бы
дает пропуск в цивилизованный мир. Государство,
обладающее суверенным правом принимать
свои законы, соглашается с тем, что эти
законы не должны противоречить праву
мирового сообщества. Тем самым через
верность нормам международного права
происходит своеобразная унификация национальных
правовых систем на самом высоком уровне,
гарантий прав и свобод человека и гражданина,
демократии и социального прогресса. Этим
объясняется включение данного принципа
в конституции США, ФРГ, Франции и многих
других государств.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета
международного права как бы разбит на
две части. Во-первых, безусловно признается,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. А во-вторых, в случае
расхождения правил закона и правил международного
договора России приоритет отдается правилам
международного договора. Как отмечалось,
заключение Российской Федерацией договоров
с другими государствами регулируется
Федеральным законом "О международных
договорах Российской Федерации" от
15 июля 1995 г.
Указанные признаки правового государства
являются только основными. В практической
жизни правовое государство включает
еще очень много аспектов. Это и верховенство
парламента в законодательной сфере, и
демократический контроль за использованием
армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство
государства в работу средств массовой
информации, и законность методов деятельности
органов контрразведки, и гласность внешнеполитических
шагов правительства, и многое другое.
Разумеется, для всех соответствующих
действий органов исполнительной власти
должны существовать конкретные законы,
право и только право должно лежать в основе любых государственных
решений, и особенно - связанных с применением
принуждения.
Социальное государство
Так называется государство, которое берет
на себя обязанность заботиться о социальной
справедливости, благополучии своих граждан,
их социальной защищенности. Это государство
не стремится к уравниловке за счет отказа
от свободы, как это делало социалистическое
государство. Напротив, оно увязывает
свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных,
инвалидов и др.), поскольку между этими
целями существует определенное противоречие.
Социальное государство как бы исправляет
формализм понятий "свобода" и "равенство",
помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после второй мировой войны в конституциях
ряда западноевропейских стран появилась
формула "социальное государство"
(ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи
считали, что обязанности такого государства
сводятся только к провозглашению социально-экономических
прав граждан (право на труд, на отдых,
социальное обеспечение и др.) или к раздаче
пенсий и различных пособий. Но со временем
утвердилось понимание того, что социальное
государство это нечто большее, оно призвано
создавать условия для обеспечения граждан
работой, перераспределять доходы через
государственный бюджет, обеспечивать
людям прожиточный минимум и содействовать
увеличению числа мелких и средних собственников,
охранять наемный труд, заботиться об
образовании, культуре, семье и здравоохранении,
постоянно улучшать социальное обеспечение
и др.
Выяснилось, что помимо собственно социальной
политики социальную ориентацию должна
приобрести вся экономическая политика
правительства и при этом не перечеркивать
конкуренцию и экономическую свободу,
поощрять индивидуальную инициативу,
сохранять и даже усиливать стимул к росту
личного благосостояния. Это государство
должно бороться не против богатства,
а против нищеты, оно отрицает чрезмерный
этатизм в распределении благ, поощряя
социальную функцию частной собственности.
Цели социального государства достигаются
отнюдь не только методами социальной
политики - в этом случае в связи со сменой
правительств многие аспекты этой политики
исчезали бы или серьезно менялись. Такое
действительно имеет место, но главное
состоит не в социальной политике, а в
создании необратимой законодательной
и административной структуры социальной
деятельности государства, в результате
чего социальное государство остается
таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической
и политической системы, основанная на
консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального государства
на практике существенно ослабила социальную
напряженность между трудом и капиталом,
снизила деструктивную активность левого
радикализма. Постепенно пошла на спад
(без особых запретов) забастовочная борьба,
профсоюзы научились добиваться своих
целей методами социального партнерства.
И хотя нужда и даже нищета значительных
групп населения окончательно не исчезли,
в целом благосостояние низшего и среднего
классов неуклонно улучшается.
В Конституции Российской Федерации социальное
государство характеризуется как государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
(ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель,
ключевым и самым сложным понятием которой
является "достойная жизнь". Однако
ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей
государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального
размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки
семьи, материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий,
пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей
государства явно отстает от общепризнанных
в конституционной теории и практике развитых
стран. Однако введенный в Конституцию
термин "социальная защита", хотя
не обязательно связанный только с государственными
мерами, предполагает возможность расширения
этих обязанностей в будущем законодательстве.
К сожалению, в конституционный текст
не включена формула "социально ориентированная
рыночная экономика", это, безусловно,
было бы существенным дополнением и раскрывало
содержание социального государства.
Светское государство
Такая характеристика означает, что государство
и религиозные объединения отделены друг
от друга, т. е. взаимно не вмешиваются
в дела друг друга. Давая такую характеристику
Российскому государству, Конституция
(ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной;
- религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом.
В противовес светскому государству, установившемуся
в большинстве развитых стран (США, Франция
и др.), существуют государства, в которых
одна из религий признается государственной
(англиканская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле, лютеранская церковь
в Скандинавских странах, мусульманство
в исламских государствах Ближнего и Среднего
Востока). Даже в тех странах, где закреплено
равенство религиозных конфессий (ФРГ,
Япония, Италия), все же одна из религий
обладает некоторыми привилегиями. Такое
положение сложилось в этих странах исторически,
оно отражает глубокое убеждение народа
в благотворном воздействии религии на
политику и общественную мораль. Впрочем,
во всех указанных странах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания
и наряду с государственной существуют
другие конфессии.
В России основными конфессиями являются
православие и ислам, но есть и другие
вероисповедания (католицизм, буддизм,
баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно
обрели необходимые права для своей деятельности,
поскольку тоталитарное государство (считавшее
себя тоже светским, а на деле бывшее грубо
атеистическим) осуществляло гонение
на веру, преследование религиозных служителей.
Ныне общепризнано, что церковь играет
незаменимую роль в духовном возрождении
России и вправе свободно проводить свою
деятельность не только по отправлению
культов, но и по пропаганде вероучения.
Религиозные деятели заняли видное место
во многих общественных движениях. Русская
православная церковь приняла решение
не участвовать в государственной и политической
жизни, и с ее стороны нет никаких претензий
на статус государственной. Мусульмане
также в основном не претендуют на такой
статус своей религии, хотя в ряде республик
(Чечня и др.) существуют определенные
круги, высказывающиеся за преобразование
своих республик в исламские государства.
Закрепление светского государства отнюдь
не означает умаления или ущемления свободы
вероисповедания. Статья 28 Конституции
РФ закрепляет свободу совести, и светское
государство не освобождается от обязанности
гарантировать эту свободу. В равной степени
государство не должно заниматься пропагандой
атеизма, каким-либо способом препятствовать
свободной деятельности религиозных объединений.
Более того, нравственный долг требует,
чтобы государство оказывало им содействие
в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в
ст. 14 Конституции РФ характеристика светского
государства не упоминает об отделении
государственной школы от религии. Между
тем такая норма (ст. 9 "Светский характер
государственного образования") содержится
в действующем Законе РСФСР о свободе
вероисповеданий от 25 октября 1990 г. Следовательно, Конституция
допускает изменение Закона в данном отношении.
Пока же Закон разрешает преподавание
вероучений только в негосударственных
учебных заведениях, частным образом на
дому или при религиозном объединении,
а также факультативно по желанию граждан
во всех учебных заведениях.
Светский характер государства означает,
что официальные лица государства, хотя
и вправе исповедовать любую религию,
не должны предоставлять каких-либо привилегий
той или иной конфессии, допускать ее влияния
на принятие государственных решений.
В связи с этим в Федеральном законе об
основах государственной службы Российской
Федерации, принятом 31 июля 1995 г., установлено, что государственные
служащие не имеют права использовать
свое служебное положение в интересах
религиозных объединений для пропаганды
отношения к ним (п. 12 ст. 11). Подобные ограничения
вполне объяснимы для страны с религиозным
плюрализмом, каковой является Россия,
а также многонациональным составом государственного
аппарата, что требует от государства
соблюдения строгого нейтралитета по
отношению к конфессиям.