Конспект лекций по ГО и чрезвычайным ситуациям

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:14, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Безопасности жизнедеятельности".

Работа содержит 1 файл

Konspekt_po_OBZh.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

РСЧС и ГО

Основные  опасности

  1. Террористического характера
  2. Военного характера
  3. Природного характера
  4. Биолого-социального характера
  5. Техногенного характера

Потери мирного  населения в войнах – 5% (1мир), 50%(2 мир) 90%(Корея и Вьетнам), 96% (Югославия)

Причины сохранения нестабильности и напряженности

  1. Непримиримая борьба и отстаивание своих нац. интересов во всех сферах жизни, особенно в стремлении к расширению геополит. влияния, борьба за природные ресурсы и рынки.
  2. Истощение природных ресурсов, особенно углеводородов, пресной воды, чистого воздуха
  3. Проблема избыточного населения и демографической экспансии в Россию, особенно в Сибирь и Дальний Восток
  4. Межэтнические и конфессиональные споры и конфликты, особенно в приграничных регионах.
  5. Рост преступности и наркоторговли, распространение терроризма, национализма и экстремизма.

Россия в 21 веке

Россия – 1098 городов, 2 сверхкрупных, 13 крупнейших, 10 АЭС, 31 энергоблок, 100 ОРЯОО, 28.5 тысяч водохранилищ, 330 крупных. 70% - северные территории и приравненные к ним, 20% - сейсмоопасны. 27500 городов подвержены угрозам лесных пожаров, 300 – наводнениям. 157тыс.км. газопроводов, 47т. Км. Нефтепроводов, 22т. Продуктопроводов , более 30% - выработали ресурс. 195 млн. га с.х. угодий 264 тыс. фермерских хозяйств, 32т. Предприятий АПК

  1. Федеральный закон «О гражданской обороне» - 12 фев. 1998, 9 окт. 2002, 22 авг. 2004).
  2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» - 21 дек. 1994, 28 окт. 2002, 22 авг. 2004
  3. Постановление « О единой госсистеме предупреждения и ликвидации ЧС» - 30 дек. 2003
  4. Положение «О гражданской обороне в РФ» - 26 ноя. 2007
  5. 18.04.92 – создание РСЧС

РСЧС 
РСЧС – объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организацией, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения закона номер 2.

РСЧС состоит из функциональной и территориальной подсистем. Функциональная действует на:

  1. Федеральном
  2. Межрегиональном
  3. Региональном
  4. Муниципальном
  5. Объектовом

Территориальная не действует на 3 и 4

На каждом уровне РСЧС создаются  органы: координационные, постоянно  действующие управления, повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Задачи КЧС

  1. Разработка предложений по реализации единой гсполитики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
  2. Координация деятельности органов управления и сил РСЧС
  3. Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности
  4. Иные задачи, возложенные решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ

Основными задачами единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются

  1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС
  2. Осуществление целевых и НТП, направленных на предупреждение ЧС и ПУФ организаций, а также объектов соц. Назначения в ЧС
  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС
  4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС
  5. Подготовка населения к действиям в ЧС
  6. Прогнозирование и оценка соц-эконом. Последствий ЧС
  7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
  8. Осуществление гос. Экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС
  9. Ликвидация ЧС
  10. Осуществление мероприятий по соц. Защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гумм. Акций
  11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц непосредственно участвующих в их ликвидации
  12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Режимы функционирования РСЧС

Режим повседневной деятельности: при  отсутствии угрозы возникновения ЧС

Режим повышенной деятельности: при  угрозе возникновения ЧС

Режим чрезвычайной ситуации: функционирование системы при возникновении и  ликвидации ситуации.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

В начале 1915 года в России приступили к созданию комплексной системы воздушной обороны царской Ставки и г. Петрограда. Основу этой системы прикрытия объектов от ударов состояла Зенитно-артиллерийская оборона.

В 1916 году в России стали применяться  аэростаты заграждения, появилась  служба воздушного наблюдения.

4 октября 1932 постановлением СНК  СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР»

14 апреля 1956 года утверждается новое  «Положение о МПВО Союза ССР».

В июле 1961 было принято положение  о ГО ССР.

30.07.1987 «О мерах по коренной перестройке системы ГО»

27 декабря 1990 года было издано  постановление «Об образовании  Российского корпуса спасателей»

18 апреля 1992 года Правительством  РСФСР было принято решение  о создании РСПЧС

Федеральный закон  от 12 февраля 1998 г.

№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»

«Гражданская оборона — система  мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера»

Закон определил  принципы организации и ведения  гражданской обороны:

> организация и ведение гражданской обороны являются одними из

важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

> подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

> ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается:

с момента объявления состояния  войны, фактического начала военных действий или

введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или  в отдельных ее местностях.

Основным  задачами в области гражданской  обороны являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) про ведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

7) борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих д ействий;

8) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

9) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

10) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

11) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

12) срочное захоронение трупов в военное время;

13) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

14) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражд анской обороны.

Закон определил  полномочия:

1) Президента,

2) Правительства Российской Федерации,

3) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,

4)  руководителей федеральных органов исполнительной власти, >организаций в сфере гражданской обороны,

5) а также права и обязанности населения в области гражданской обороны.

6) Был закреплен принцип единоначалия и персонификации

ответственности за организацию и  ведение гражданской обороны.

7) Руководители всех структур и уровней управления являлись соответствующими руководителями гражданской обороны.

Была определена система органов управления гражданской  обороны

Определен состав сил гражданской обороны 

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА как составная  часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны

должна бьпъ готовой:

  1. выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения.
  2. основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия,
  3. принимать участие в защите населения и территорий в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

«Основы единой государственной политики в области  гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденные Президентом  РФ 5 января 2004 года

Статья 15. Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской  обороны -

федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение  задач в области гражданской  обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны на нештатной основе. (№28-Ф3+223Ф3)

Спасательные  службы представляют собой структуры, организованные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действии или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения являются:

❖ проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

❖ участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

❖ участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

❖ обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.

Спасательные  службы.

• спасательная служба общего назначения

• медицинская спасательная служба

• противопожарная спасательная служба

• инженерная спасательная служба

• коммунально-техническая спасательная служба

• автотранспортная спасательная служба

• спасательная служба оповещения и связи

• спасательная службаохраныобщественногопорадка

• спасательная службаторгоали и питания

• спасательная служба за щиты животн ых и растений

• спасательная служба материально-гехническогоснабжения

• спасательная служба снабжения ГСМ

• спасательная служба убежищ и укрытий

• спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей

• спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности

• служба радиационной и химической защиты

• спасательная служба ритуальных услуг

Нештатно-аварийные  спасательные формирования -  самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций

создаются - организациями, имеющими:

> потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их,

> важное оборонное и экономическое значение или

Информация о работе Конспект лекций по ГО и чрезвычайным ситуациям