Классификация основных форм жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Содержание

1. Классификация основных форм деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.
2. Организация обучения технике безопасности труда
3. Особенности безопасности труда женщин и подростков
4. Классификация пожаров
5. Задача
6. Литература

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО БЖД.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

    1. Классификация основных форм деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.
    2. Организация обучения технике безопасности труда
    3. Особенности безопасности труда женщин и подростков
    4. Классификация пожаров
    5. Задача
    6. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Классификация основных форм деятельности человека

     Трудовая  деятельность требует от человека высокой  подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

     Физиология  труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.

     Многообразные формы трудовой деятельности принято  условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы  (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же  время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

     Механизированная  форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

     Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой  предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

     Конвейнерный  труд отличается  дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

     Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

     1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

     2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

     3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

     4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

     5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации ( на экзаменах, зачетах). 

     2. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

     Уровень энергозатрат человека при различных  формах деятельности служит критерием  тяжести и напряженности выполняемой  работы, имеет большое значение для  оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления

     кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда  значительно возрастают потребление  кислорода и количество расходуемой энергии.

     Тяжесть и напряженность труда характеризуются  степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при  физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

     Физический  труд характеризуется большой нагрузкой  на организм, требующей преимущественно  мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а  также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал. 

     При очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

     Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным  снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя-  на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии  составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

     Умственная  работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "входить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

     3.Методы оценки тяжести труда 

     Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном  труде оно может быть эмоциональным. 

     Физическая  тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая  преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

     4. Мышечная работа.

     Мышечная  работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

     Увеличение  интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин), частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования  кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии С*2 в легкие.

     Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритроцитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свидетельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определенные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

     5.Мышечная работа включает статистическую и динамическую.

     Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц. 

     Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с принятием человеком рабочей позы. Работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10-25% рабочего времени - работа средней тяжести. 

     Динамическая  работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект.

     Динамическая  работа подразделяется:

     общая - выполняется более чем 2/3 массы  скелетной мускулатуры,

     региональная - выполняется мускулатурой плечевого  пояса или верхних конечностей,

     локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц. 

     Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. При оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т. д. 

     Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.  

     Вредные условия труда характеризуются  уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное  воздействие на организм работающего и (или) его потомства. 

     Экстремальные условия труда характеризуются  такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены ( или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

6.Обучение безопасности труда и виды инструктажа

     Обучение  безопасным приёмам труда для  работников проводится на основании государственного стандарта - "ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения". Необходимость обучения и инструктирования работников законодательно закреплена в КЗоТе РФ. В частности, статья 144 кодекса обязывает администрацию (работодателя) организовывать для работников проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другим правилам.   

     В статье 18 федерального закона "Об основах  охраны труда в Российской Федерации" изложены обязанности работодателя проводить вводный инструктаж, обучать безопасным методам работы и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. Здесь же закрепляется обязательность подготовки по охране труда при изучении программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Информация о работе Классификация основных форм жизнедеятельности человека