Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Содержание

Введение 3
1.Классификация чрезвычайных ситуации 4
2.Чрезвычайные ситуации при авариях на химически опасных
объектах 12
3.Аварии на радиационно-опасных объектах с чрезвычайными

ситуациями 16
4.Аварии на взрывопожароопасных объектах 19
5.Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических
сооружениях 30

Заключение 34

Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

БЖД - копия.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     Отечественная промышленность выпускает огнетушители, которые классифицируются по виду огнетушащих средств, объему корпуса, способу подачи огнетушащего состава и виду пусковых устройств.

     По  виду огнетушащие средства бывают жидкостные, пенные, углекислотные, аэрозольные, порошковые и комбинированные. По объему корпуса они условно подразделяются на ручные малолитражные с объемом до 5 л, промышленные ручные с объемом 5-10 л, стационарные и передвижные с объемом свыше 10 л.

     Огнетушители  жидкостные (ОЖ). Применяются главным образом при тушении загораний твердых материалов органического происхождения: древесины, ткани, бумаги. В качестве огнетушащего средства в них используют воду в чистом виде, воду с добавками поверхностно-активных веществ (ПАВ), усиливающих ее огнетушащую способность, водные растворы минеральных солей.

     Огнетушители  пенные. Предназначены для тушения пожара химической или воздушно-механической пенами. Огнетушители химические пенные (ОХП) имеют широкую область применения, за исключением случаев, когда огнетушащий заряд способствует развитию горения или является проводником электрического тока.

     Углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8. Эти огнетушители предназначены для тушения горючих материалов и электроустановок под напряжением. Снегообразная масса имеет температуру -80°. При тушении она снижает температуру горящего вещества и уменьшает содержание кислорода в зоне горения.

     Диоксид углерода в баллоне или огнетушителе находится в жидкой или газообразной фазе.

     Огнетушители  аэрозольные. Предназначены для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых веществ, электроустановок под напряжением и других материалов, кроме щелочных металлов и кислородосодержащих веществ.

     Промышленность  выпускает аэрозольные огнетушители ручного типа, переносные и стационарные.

     Огнетушители  порошковые (ОП). Получили в настоящее время, особенно за рубежом, наибольшее распространение. Их применяют для ликвидации загораний бензина, дизельного топлива, лаков, красок, древесины и других материалов на основе углерода. Хорошие результаты дает при тушении электроустановок.

     Правила безопасного поведения  при пожаре и угрозе взрыва:

1) сообщить  о пожаре в пожарную охрану, добровольную пожарную дружину;

2) оповестить  рабочих и служащих, а также  население, проживающее вблизи очага пожара;

3) задействовать  план эвакуации, открыть запасные  двери;

4) немедленно  использовать первичные средства  тушения пожара (огнетушители);

5) не  допустить распространения огня, задействовать пожарные гидранты, стационарную систему пожаротушения;

6) аварийно остановить производство, отключить вентиляцию, электрооборудование, перекрыть подачу масла и других горючих жидкостей, слить их в аварийные емкости;

7) встретить  пожарные подразделения и сообщить  им, где могли остаться люди и как до них добраться;

8) совместно  с подразделениями РСЧС извлечь  людей из завалов;

9) совместно  с подразделениями РСЧС вывести  людей в безопасное место, проверить,  все ли люди эвакуированы, оцепить  район аварии, помочь людям, оказавшимся  в горящих зданиях и задымленных помещениях.

 

5. Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических сооружениях

     Гидротехнические  сооружения (ГТС) классифицируются:

  1. по месту расположения:
    1. наземные (прудовые, речные, озерные, морские);
    2. подземные (трубопроводы, туннели);
  2. по характеру и цели использования:
    1. водно-энергетические;
    2. для водоснабжения;
    3. мелиоративные;
    4. канализационные;
    5. воднотранспортные;
    6. декоративные;
    7. лесосплавные;
    8. спортивные;
    9. рыбохозяйственные;
  3. по функциональному назначению:
    1. водопроводные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед ГТС и за ним – плотины, дамбы;
    2. водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в необходимые заданные пункты – каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки, водосбросы;
    3. регуляционные (выправительные) ГТС, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек – щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, льдонаправляющие ГТС;
    4. водосбросные ГТС, служащие для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов и напорных бассейнов.

В особую группу выделяют специальные ГТС:

1) для  использования водной энергии  – здания ГЭС, напорные бассейны;

2) для  водного транспорта – судоходные  шлюзы, бревноспуски;

3) мелиоративные  – магистральные и распределительные  каналы, шлюзы-регуляторы;

4) рыбохозяйственные  – рыбоходы, рыболовные пруды.

Комплексные ГТС, объединенные общей целью эксплуатации, в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки (генераторы), называют гидроузлами.

     Причины и виды аварий ГТС

     На  ГТС постоянно воздействуют водный поток, колебания температур, льды, насосы, статические и гидродинамические нагрузки, происходят истирание поверхности, коррозия металлов, выщелачивание бетона, гниение деревянных конструкций (или их истачивание живыми организмами). Поэтому со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории, т.е. возможно возникновение чрезвычайной ситуации.

     Размещение  таких объектов повышенного риска  в черте крупных населенных пунктов и их разрушение могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа населенных пунктов, массовой гибели людей, разрушению зданий и различных сооружений – гражданских и промышленных, военных объектов.

Разрушение (прорыв) ГТС происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин, износа и старения оборудования) или воздействия человека (нанесение ударов ядерным или обычным мощным оружием), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

     В зависимости от масштабов  и последствий  затопления в результате разрушения ГТС различают:

1) катастрофическое  затопление;

2) прорывной  паводок;

3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв  или отложение наносов на обширных  территориях.

     Прорыв  гидротехнических сооружений происходит также при длительных ливневых дождях из-за заполнения водохранилищ выше критического уровня с прорывом защитных дамб (валов). При этом возникает чрезвычайная ситуация, связанная с угрозой затопления близлежащих населенных пунктов и нарушения условий безопасной жизнедеятельности. В таких ЧС оповещается население по всем каналам связи, теле – и радиовещания, мобилизуются подразделения РСЧС, проводится эвакуация из зоны ожидаемого затопления.

     Чрезвычайные  ситуации на ГТС такого вида случаются нередко в Краснодарском крае, где имеются ирригационные системы и водохранилища, из которых вода используется для полива рисовых полей. Серьезный случай с чрезвычайной ситуацией на ГТС имел место летом 2003 г. в Краснодарском крае с весьма значительным экономическим ущербом.

     Последствиями гидродинамических  аварий на ГТС являются:

1) повреждение  и разрушение ГТС и гидроузлов  и кратковременное или долговременное  прекращение выполнения ими своих  функций;

2) поражение  людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС;

3) затопление  обширных территорий с возникновением  чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой.

     Основными поражающими факторами  катастрофического  затопления являются:

1) разрушительная  волна прорыва;

2) водный  поток и спокойные воды, затопляющие  территорию суши и объекты.

Вторичными  последствиями гидродинамических  аварий на ГТС являются загрязнение  воды и местности веществами из разрушенных (затопленных) хранилищ, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, массовые заболевания людей и животных, аварии на транспортных магистралях, оползни и обвалы, утрата прочности зданиями и сооружениями.

     Долговременные  последствия связаны с остаточными  факторами затопления – наносами, загрязнениями, изменением ландшафта и других элементов природной среды.

     Меры  по защите населения  от неблагоприятных  последствий аварий на ГТС:

1) уменьшение  максимального расхода воды путем  перераспределения стока воды во времени;

2) регулирование  паводковых стоков с помощью  водохранилищ;

3) укрепление  и своевременный ремонт ГТС,  ограждающих дамб (валов);

4) проведение  берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест.

     К оперативным предупредительным  мерам относятся:

1) оповещение  населения об угрозе аварий;

2) заблаговременная  эвакуация населения, сельскохозяйственных  животных, материальных и культурных  ценностей из потенциально затапливаемых зон;

3) частичное  ограничение или прекращение  работы предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления;

4) защита  материальных и культурных ценностей.

Один  из способов профилактики аварий на гидротехнических сооружениях состоит в том, чтобы не строить их там, где они принесут больше вреда, чем пользы. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     После рассмотрения характеристик чрезвычайных ситуаций можно сделать следующий  вывод, что ЧС возникают в основном в результате:

    • Природных процессов, обусловленных геофизическими факторами
    • Воздействия внешних природных факторов
    • Проектно производственных дефектов
    • Увеличения объемов производства и роста числа предприятий
    • Увеличения доли высоких технологий
    • Сложности проектирования
    • Нарушения правил эксплуатации
    • Нарушение технологической дисциплины
    • Снижение дисциплины
    • Снижение качества регламентных работ
    • Сокращение количественного состава работников
    • Военно-политических конфликтов

Все указанные  причины ЧС могут существовать как  отдельно,  так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

      Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

     Во  всех высокоразвитых странах в последние  годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров , особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности , экспертизы и страхования.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. Проф. Э.А. Арустамова – 10-е изд. перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» - 2006.
  2. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: Учеб. Пособие для вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». М., 2000.
  3. Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие./ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004.
  4. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец» - 2004.
  5. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000

Информация о работе Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера