Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа
Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Правовая и нормативная основа ГЭУТ. Цели 5
1.3 Виды ГЭУТ. Общий порядок ее проведения 8
1.4 Принципы предоставления компенсации за вредные условия труда 9
1.5 Общее положение добровольной сертификации работ по охране труда (СДСОТ правовая основа 212 ТК РФ, объекты сертификации, структура системы и порядок проведения) 12
1.6 Основные понятия. Статья 209 16
1.7 Общие принципы гигиенической классификации УТ 16
1.8 Основные особенности разработки мероприятий по профилактике рисков воздействий вредных и опасных УТ, тяжести и напряженности трудового процесса 18
2. Практическая часть 22
Заключение 33
Список литературы 36
Сибирская Государственная Геодезическая Академия
ИК и
ГИС
Кафедра
БДЖ
Курсовая работа
по дисциплине: Экспертиза и сертификация условий и охраны труда
тема: «Экспертиза
условий труда на рабочем
месте электросварщика
сварочного производства
занятого работами на
сварочных автоматах
в защитной среде»
Выполнила:
ст. гр. Анисимова А.О.
БЖ-41
Проверил:
Ромейко
В. Н.
Новосибирск,
2011 г.
Содержание
Основной
спецификой законодательства РФ в области
охраны труда является то, что централизованные
нормы трудового
Законодательство
о труде и об охране труда имеет развитую
систему на международном, федеральном
и региональном уровнях. Трудовое законодательство
закрепляет и конкретизирует систему
трудовых прав и свобод, регулирует отношение
работников и работодателей, возникающие
в связи с заключением и реализацией трудовых
договоров, коллективных договоров и соглашений.
Законодательство
об охране труда устанавливает правовые
основы регулирования отношений в области
охраны труда между работниками, работодателями,
государственными органами, органами
местного самоуправления, общественными
организациями, обеспечивает реализацию
государственной политики в области охраны
труда и направлено на создание условий
труда, соответствующих требованиям сохранения
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности.
Законодательство
РФ о труде и об охране труда основывается
на Конституции РФ и состоит из федеральных
законов (ФЗ) и иных нормативных правовых
актов РФ, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ. В перечень
основных законодательных актов РФ входят:
- Конституция РФ
- Трудовой Кодекс
РФ
- 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний»;
- 17-ФЗ «О страховых
тарифах на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваниях»;
- 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов»;
- 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
- 52-ФЗ « О санитарно —
эпидемиологическом благополучии населения».
Статьи 25-27, 34, 55;
- 69-ФЗ «О пожарной
безопасности»
- 2490-1-ФЗ «О коллективных
договорах и соглашениях»;
- 184-ФЗ «О техническом
регулировании»;
- 14-ФЗ от 26.01.1996 г.
«Гражданский Кодекс РФ»;
- Кодекс РФ об
административных правонарушениях;
- Уголовный Кодекс
РФ.
В субъектах РФ
законодательство о труде и об охране
труда составляют Конституции или Уставы
субъектов РФ, законы об охране труда,
о социальном партнёрстве, об организации
местного самоуправления, об объединениях
работодателей.
1.1 Правовая
и нормативная основа ГЭУТ. Цели
Экспертиза условий
труда – это оценка специалистом факторов
производственной среды: физических, химических,
биологических, тяжести и напряжённости
труда, оказывающей влияние на здоровье
человека в процессе трудовой деятельности.
Экспертная деятельность
по условиям труда может осуществляться
как:
Дополнительно
к правовой основе относятся законы
регионального уровня: ст. 13 закона
«Об охране труда в НСО» от 03.07.2000г.
№109 ОЗ.
Нормативной основой является постановление
правительства Р.Ф. от 25.04.2003г. № 244 «об
утверждение положения, о проведение государственной
экспертизы условий труда в Р.Ф.»; в редакции
от 01.02.2005г. №49. Данное положение устанавливает
порядок проведения, но конкретизирован
осуществляемой федеральной службой по
труду и занятости (Роструд) и органами
исполнительной власти субъекта Р.Ф. В
НСО Департамент труда и занятости населения.
ГЭУТ, в том числе проведённая по запросам
органов государственного надзора и контроля,
определений судебных органов, обращение
органов исполнительной власти, работодателей,
объединений, профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительными органами,
органов фонда социального страхования
Р.Ф. – подлежат документация и материалы
по условиям и охраны труда.
Перечень документации
и материалов представленные на государственную
экспертизу определяется МинЗдрвСоцРазвития
России, в зависимости от объекта экспертизы.
1.2 Функциональное
взаимодействие ГЭУТ с органами государственного
надзора и контроля и другими организациями
на территории субъекта РФ (НСО)
Виды ГЭУТ | Экспертиза УТ на рабочем месте | Экспертиза УТ, проекты | Экспертиза УТ,
Правильность компенсации |
Экспертиза УТ
АРМ (качество проведения) |
Организация | ||||
ГИТ в НСО | +
при ликвидации деятельности организации в судебном порядке |
+
ст. 215 ТК РФ |
_ | + |
ФГУЗ «центр гигиены и эпидемиологии» | - (+)
(производственный контроль) |
_ | _ | +
Измерительные материалы |
Центр стандартизации метрологии и сертификации | _ | _ | _ | +
Проверка (СААЛ) |
Инспекция государственного строительства и надзора | _ | +
Ст. 215 |
_ | _ |
Главное бюро МЭС | + | _ | _ | _ |
НРО ФС РФ | +
Профессиональный риск |
_ | _ | + |
Профсоюзы | + |
1.3 Виды
ГЭУТ. Общий порядок ее проведения
Регламент в соответствии
с постановлением правительства РФ от
25.04.2003 №244:
─ Документация и материалы по проектам
строительства, реконструкции производственных
объектов федерального уровня (финансируемого
из федерального бюджета) представляемые
в федеральную службу по труду и занятости
(РосТруд), а документация материалов по
другим направлениям экспертизы, включая
проекты строительства в органы исполнительной
власти субъекта (ДТиЗН);
─ Документация и материалы представленные
на экспертизу регистрируются и передаются
на исполнение в соответствующие структурные
подразделения органов власти;
─ Руководитель соответствующего структурного
подразделения исполнительной власти.
Руководитель экспертизы, формирует состав
экспертов, организует поведение экспертизы
и подготовку проекта экспертного заключения.
Для проведения ГЭУТ в каждом случае определяется
специалист - эксперт или группа экспертов
из числа штатных и не штатных специалистов.
Срок проведения государственной экспертизы
определяется в зависимости от трудоемкости
экспертных работ, но не должен превышать
одного месяца со дня регистрации срока
экспертизы. При исключении срок может
быть продлен не более чем на один месяц.
При предоставлении на государственную
экспертизу документации материалов не
соответствующих требованиям, установленным
органами исполнительной власти, в срок
не более семи дней со дня регистрации
документации уведомляет заказчика. Если
заказчик не устраняет указанные недостатки,
орган экспертизы по истечении одного
месяца со дня регистрации документации,
сообщает заказчику о невозможности проведения
экспертизы и возвращает представленные
документы и материалы. При осуществлении
экспертизы могут проводиться лабораторные
исследования, выполняемые за счет средств
заказчика. По окончании экспертизы составляется
экспертное заключение в двух экземплярах,
которое подписывается лицами проводившими
экспертизу и руководителем экспертизы.
Если исполнители (эксперты) не пришли
к общему мнению, то они обязаны изложить
причины в письменной форме своего несогласия
для рассмотрения руководителем экспертизы.
Экспертные заключения содержат обоснованные
выводы о соответствии (несоответствии)
условий государственным требованиям.
Оба экземпляра утверждаются органами
исполнительной власти. Один экземпляр
-
для заказчика, другой для эксперта. Экспертные
заключения подлежат хранению экспертами
в течение 5 лет, если более длительный
срок не установлен законодательством
РФ. Заказчик экспертизы в случае несогласия
с экспертным заключением может обжаловать
его в судебном порядке.
Рекомендуются к выполнению функций эксперта
специалисты с высшим техническим, юридическим
образованием; специалист БЖД; медицинского
образования, имеющих в данной сфере деятельности
(охране труда) не менее трех лет.
Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
Каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;