Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:02, реферат
О пьянстве и курении, алкоголизме - вредных для здоровья факторах говорилось и говорится очень много. Иногда их очень мягко называют «вредными привычками». Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами. Но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий в семьях, трудовых коллективах, являются социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.
Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. История алкоголя………….………………………………....................................... 4
2. История табакокурения...…………………………………………………………... 6
Заключение………………………………………………………………………….... 11
Библиографический список…………………………………………………………. 12
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Кафедра «Туризм и социально-
на тему «История алкоголя и табакокурения»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. История алкоголя………….……………………………….....
2. История табакокурения...………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………….
12
О пьянстве и курении, алкоголизме - вредных
для здоровья факторах говорилось и говорится
очень много. Иногда их очень мягко называют
«вредными привычками». Алкоголь и никотин
нарекли «культурными» ядами. Но именно
они, эти «культурные» яды приносят множество
бед и страданий в семьях, трудовых коллективах,
являются социальным злом для общества.
Более того, в результате вредных привычек
сокращается продолжительность жизни,
повышается смертность населения, рождается
неполноценное потомство. О вреде курения
сказано немало. Однако беспокойство ученых
и врачей, вызванное распространением
этой пагубной привычки, растет, так как
пока еще значительное число людей не
считает курение вредным для здоровья.
Курение - не безобидное занятие, которое
можно бросить без усилий. Это настоящая
наркомания, и тем более опасная, что многие
не принимают всерьез. Проблема употребления
алкоголя также очень актуальна в наши
дни. Сейчас потребление спиртных напитков
в мире характеризуется огромными цифрами.
От этого страдает все общество, но в первую
очередь под угрозу ставится подрастающее
поколение: дети, подростки, молодежь,
а также здоровье будущих матерей. Ведь
алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся
организм, постепенно разрушая его.
1.
Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались. Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.
В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина".
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.
Одним из темных пятен прошлого, следы
которого еще сохранились у нас, являются
пьянство и алкоголизм. Надо ли говорить,
что Россия в смысле употребления спиртного
страна более чем особая. Тут свои, увы,
печальные традиции, свои стандарты. Превалирует
у нас употребление в виде "ударных
доз": большое количество выпитого в
сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря,
в России доминирует самый неблагоприятный,
так называемый "северный" тип пития.
И пьем мы исторически все больше и больше.
Если в1913 году продавалось 3,4 литра на
человека в год, то в 1927 - 3,7. К концу 1940 года
госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра,
а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом
только стремительный рост, и каждый всплеск
рекордный. Официально мы приблизились
к мировым "питейным стандартам".
А неофициально? Госкомстат СССР в то время
проводил секретные исследования на предмет
самогоноварения. Самогон, оказывается,
давал прибавку еще в размере 5 с лишним
литров. Итого 13,2 литра на каждого. Четырнадцатого
июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству,
которая потрясла все основы общества.
Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних,
а тех еще полновесных рублей, в два раза
возросло потребление самогона. Тем не
менее, именно к 1987 году возросла средняя
продолжительность жизни. Это произошло
без уменьшения смертности от отравлений
и несчастных случаев. В результате, как
бы мы не ругали кампанию, она сберегла
жизнь приблизительно 700 тысячам россиян,
да и заболеваемость снизилась. По данным
Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая
бутылка была фальсификацией горячительного
напитка, в 1993 - каждая четвертая. На сегодня
потребление спиртных напитков на земном
шаре характеризуется колоссальными цифрами.
2.
Курение как таковое (если рассматривать в этом качестве вдыхание дыма от сгорающих растений) ведет свой отсчет с незапамятных времен. Фрески в индийских храмах изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения специальных курительных трубок. Сходные по назначению трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируемых XXI–XVIII вв. до н. э. Великий Геродот, описывая быт и нравы скифов, упоминал, что им свойственна привычка вдыхать дым сжигаемых растений. Подобная практика зафиксирована и в древнекитайской литературе.
Есть предположение, что курение в виде вдыхания дымов особенных растений (например, конопли) возникло у народов Евразии как атрибут ритуальных действий, помогающих освободить сознание шамана и достигнуть особого состояния духа. Впрочем, несмотря на многочисленные свидетельства о подобном «досуге», нет оснований полагать, что «воскурение дымов» было широко распространено среди обычного населения. Однако такое положение существовало лишь до 1493 г., когда Старый Свет узнал о табаке. Индейцы, почитавшие табак священным растением, преподнесли пачку сухих листьев Колумбу, обучив его заодно и способу их курить. 15 марта 1496 г. в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Колумба «Эль Ниньо», неся на своем борту высушенные листья специальной травы для курения. Трава была «родом» из провинции Табаго и была представлена европейцам под именем «табак».
В середине XVI в. табак распространяется по Западной Европе и Турции, где великолепно ассимилируется и дает отличные урожаи. В XVII в. он проникает в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. в мире уже нет ни одной страны, где бы он не «присутствовал». Правительства разных стран пытались бороться с табакокурением, именуя последнее «бесовской пагубой». Так, в Великобритании и Османской империи в конце XVI в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали «усекновением головы». На Руси в XVII в. при царе Алексее Михайловиче курильщиков вразумляли палками, а после большого московского пожара 1634 г. наказание ужесточили до смертной казни. Тем не менее победного шествия табака по Старому Свету никакие наказания остановить не смогли.
Одной из причин столь молниеносного распространения
заморской привычки стало глубокое убеждение
тогдашних просвещенных умов в целебных
свойствах табака. В 1571 г. испанский доктор
Николас Мондарес опубликовал труд о целебных
растениях Нового Света. В нем ученый отмечал,
что табак может излечивать до 36 разнообразных
болезней. Екатерина Медичи считала табак
лекарством и спасалась им от мигрени.
При французском дворе его использовали
в качестве средства от зубных болей, ломоты
в костях и желудочных расстройств. Курение
быстро становится привилегией богатых
и знатных людей. В XVII в. табак уже настолько
популярен, что его используют во взаиморасчетах
вместо дечный капитан». В конце XVIII в.
во время войны за независимость Американские
Штаты рассчитывались табаком со своими
французскими кредиторами. В том же XVIII
в. в большинстве европейских стран осознали
бесполезность борьбы со «злостной привычкой»
и отменили запреты на курение. Торговля
табаком стала государственной монополией,
существенно пополнившей государственную
казну. В России запрет на курение был
отменен Петром I в 1697 г., который вернулся
на родину после путешествия по Европе
заядлым курильщиком.
Музей курения в Париже.
Конечно, не увековечить столь блистательную
и долгую историю невозможно. Так, во Франции
существует единственный в своем роде
Музей курения. Он расположен в Париже,
на улице Паш, рядом с площадью Бастилии.
Экспозиция музея воспроизводит историю
курения на примере эстампов, гравюр, различных
экспонатов, растений и предметов. В течение
многих веков курение рассматривалось
одними как волшебство, другими – как
дьявольская напасть, а третьими – как
признак умения жить, свидетельством чему
являются выставленные в музее фотографии
и картины. В экспозиции представлена
великолепная коллекция трубок разнообразных
форм, и каждая из них имеет свою историю.
Среди необычных экспонатов – освежители
воздуха для помещений, мельница для сухих
листьев, трубки с секретными отделениями,
шаманский табак с Амазонки. Выставка
посвящена не только сигаретам, но и всему
тому, что можно курить – сигарам, конопле
и т. д. В небольшой теплице растут табак
и кустики помидоров (существует мнение,
что они содержат никотин). Однако нельзя
сказать, что выставка только пропагандирует
табак. Здесь можно найти профилактические
и информационные брошюры о вреде курения.
В небольшой лавке при музее можно приобрести
различные вещи и устройства для комфорта
курильщиков: увлажнители воздуха, курительные
трубки из вереска и стекла, а также методические
брошюры о том, как бросить курить.
Сигары, сигареты, трубки.
Курение изначально было доступно лишь знатным и состоятельным людям. Пока табак не начали выращивать в Турции, каждый тюк табачных листьев преодолевал нелегкое путешествие через Атлантику. В те времена большинство испанских и португальских сеньоров курили сигары, скрученные особым способом из тонких табачных листьев. Сигары были безумно дороги, и большинству обычных людей приходилось довольствоваться в прямом смысле слова окурками. Растирая оставшийся в них табак, небогатые курильщики сворачивали самокрутки, ставшие прообразом будущих сигарет и папирос. Сигареты приобрели широкую популярность лишь в ХХ в., их «расцвет» связан с первой мировой войной. В те времена сигареты называли «солдатским куревом» и табачные компании выпускали их в картонных пачках, без мундштука и фильтра. Появлением мундштука мы обязаны дамам начала века. Когда курение вошло в моду среди эмансипированных дам, то табачные компании, идя навстречу прекрасной половине своих того чтобы табак не попадал в рот, а бумага не размокала от губной помады. Новшество прижилось и получило название «папиросы». В середине 20-х годов Philip Morris и American Tobacco Company выпускают марки сигарет, предназначенные специально для женщин – Marlboro и Lucky Strike.