Характеристика условий труда бухгалтера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

Работа содержит 1 файл

БЖД бухголтерия.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Таблица 4. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений (в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96)

Наименование  параметра Допустимые  значения
Напряженность электрической составляющей электромагнитного

поля  на расстоянии 50см от поверхности видеомонитора

10В/м
Напряженность магнитной составляющей электромагнитного

поля  на расстоянии 50см от поверхности видеомонитора

0,3А/м
Напряженность электростатического поля не должна превышать:

для взрослых пользователей

для детей  дошкольных учреждений и учащихся

средних специальных и высших учебных  заведений

 
20кВ/м 

15кВ/м

 

     Для снижения воздействия этих видов  излучения рекомендуется применять  мониторы с пониженным уровнем излучения (MPR-II, TCO-92, TCO-99), устанавливать защитные экраны, а также соблюдать регламентированные режимы труда и отдыха.

  4.3. Эргономические требования к рабочему месту

 

     Проектирование  рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важных проблем  эргономического проектирования в  области вычислительной техники.

     Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места бухгалтера должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения[12].

     Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.

     Главными  элементами рабочего места бухгалтера являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

     Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление  бухгалтера. Рациональная планировка рабочего места предусматривает  четкий порядок и постоянство  размещения предметов, средств труда  и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

     Для комфортной работы стол должен удовлетворять  следующим условиям:

  • высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
  • нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы бухгалтер мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
  • поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения;
  • конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).
  • высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760мм. Высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650 мм.

     Большое значение придается характеристикам  рабочего кресла. Так, рекомендуемая  высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.

     Создание  благоприятных условий труда  и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет  большое значение как для облегчения труда, так и для повышения  его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.

4.4. Режим труда

 

     Как уже было неоднократно отмечено, при  работе с персональным компьютером  очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В противном случае у персонала  отмечаются значительное напряжение зрительного  аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.

     В табл. 5 представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необходимо делать при работе на компьютере, в зависимости от продолжительности рабочей смены, видов и категорий трудовой деятельности с ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ (в соответствии с СанПиН 2.2.2 542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ»).

Таблица 5. Время регламентированных перерывов при работе на компьютере

Категория работы с ВДТ или ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при  видах работы с ВДТ Суммарное время регламентированных перерывов, мин
Группа  А, количество знаков Группа Б, количество знаков Группа В, часов При 8-часовой  смене При 12-часовой  смене
I до 20000 до 15000 до 2,0 30 70
II до 40000 до 30000 до 4,0 50 90
III до 60000 до 40000 до 6,0 70 120
 

     Примечание. Время перерывов дано при соблюдении указанных Санитарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требованиям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

     В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера, разделяются на три группы:

  • группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;
  • группа Б: работа по вводу информации;
  • группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

     Эффективность перерывов повышается при сочетании  с производственной гимнастикой  или организации специального помещения  для отдыха персонала с удобной  мягкой мебелью, аквариумом, зеленой  зоной и т.п.

  4.5. Расчет освещенности

 

     Расчет  освещенности рабочего места сводится к выбору системы освещения, определению  необходимого числа светильников, их типа и размещения. Исходя из этого, рассчитаем параметры искусственного освещения[10].

     Обычно  искусственное освещение выполняется  посредством электрических источников света двух видов: ламп накаливания и люминесцентных ламп. Будем использовать люминесцентные лампы, которые по сравнению с лампами накаливания имеют ряд существенных преимуществ:

  • по спектральному составу света они близки к дневному, естественному свету;
  • обладают более высоким КПД (в 1,5-2 раза выше, чем КПД ламп накаливания);
  • обладают повышенной светоотдачей (в 3-4 раза выше, чем у ламп накаливания);
  • более длительный срок службы.

     Расчет  освещения производится для комнаты  площадью 15 м2 , ширина которой 5 м, высота - 3 м. Воспользуемся методом светового потока [11].

     Для определения количества светильников определим световой поток, падающий на поверхность по формуле:

      ,

     где

     F - рассчитываемый световой поток, Лм;

     Е - нормированная минимальная освещенность, Лк (определяется по таблице). Работу бухгалтера, в соответствии с этой таблицей, можно отнести к разряду точных работ, следовательно, минимальная освещенность будет Е = 300 Лк;

     S - площадь освещаемого помещения (в нашем случае S = 15 м2);

     Z - отношение средней освещенности к минимальной (обычно принимается равным 1,1…1,2, пусть Z = 1,1);

     К - коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы в результате загрязнения светильников в процессе эксплуатации (его значение зависит от типа помещения и характера проводимых в нем работ и в нашем случае К = 1,5);

     n - коэффициент использования, (выражается отношением светового потока, падающего на расчетную поверхность, к суммарному потоку всех ламп и исчисляется в долях единицы; зависит от характеристик светильника, размеров помещения, окраски стен и потолка, характеризуемых коэффициентами отражения от стен (РС) и потолка (РП)), значение коэффициентов РС и РП были указаны выше: РС=40%, РП=60%. Значение n определим по таблице коэффициентов использования различных светильников. Для этого вычислим индекс помещения по формуле:

       , где

     S - площадь помещения, S = 15 м2;

     h - расчетная высота подвеса, h = 2.92 м;

     A - ширина помещения, А = 3 м;

     В - длина помещения, В = 5 м.

     Подставив значения получим:

     

     Зная  индекс помещения I, по таблице 7 [11] находим n = 0,22

     Подставим все значения в формулу для  определения светового потока F:

       

     Для освещения выбираем люминесцентные лампы типа ЛБ40-1, световой поток которых F = 4320 Лк.

     Рассчитаем  необходимое количество ламп по формуле:

       

     N - определяемое число ламп;

     F - световой поток, F = 33750 Лм;

     Fл- световой поток лампы, Fл = 4320 Лм.

       

     При выборе осветительных приборов используем светильники типа ОД. Каждый светильник комплектуется двумя лампами.

  4.6. Расчет уровня шума

 

     Одним из неблагоприятных факторов производственной среды является высокий уровень  шума, создаваемый печатными устройствами, оборудованием для кондиционирования воздуха, вентиляторами.

     Для решения вопросов о необходимости  и целесообразности снижения шума необходимо знать уровни шума на рабочем месте  бухгалтера.

     Уровень шума, возникающий от нескольких некогерентных источников, работающих одновременно, подсчитывается на основании принципа энергетического суммирования излучений отдельных источников [12]:

     

     где Li – уровень звукового давления i-го источника шума;

     n – количество источников шума.

     Полученные  результаты расчета сравнивается с  допустимым значением уровня шума для  данного рабочего места. Если результаты расчета выше допустимого значения уровня шума, то необходимы специальные  меры по снижению шума. К ним относятся: облицовка стен и потолка зала звукопоглощающими материалами, снижение шума в источнике, правильная планировка оборудования и рациональная организация рабочего места бухгалтера.

Информация о работе Характеристика условий труда бухгалтера