Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:59, реферат
Человек живет в таких условиях, когда опасности подстерегают его на каждом шагу. Жилище несет в себе угрозу обрушения, пожара, загазованности и
т. п. На производстве опасность представляют химические, радиоактивные вещества, электромагнитные поля, вибрация, на улице – движение транспорта и дорожные происшествия.
На Земле природные стихийные бедствия имеют место с незапамятных времен. К таким катаклизмам можно отнести падение крупных космических тел, наступление ледниковых периодов, изменение климата, нашествие вредителей (саранчи, грызунов), засухи, заморозки в начале лета.
Введение 3
Глава 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях 6
Основные определения, источники опасности 6
Классификация чрезвычайных ситуаций 9
Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного характера 10
2.1. Общие положения 10
2.2. Землетрясения 12
2.3. Обвалы, оползни и сели 14
2.4. Бури, ураганы, смерчи 17
2.5. Наводнения 21
2.6. Лесные и торфяные пожары 22
2.7. Инфекционные заболевания людей и животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями 24
Глава 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 25
3.1. Общие положения 25
3.2. Транспортные аварии и катастрофы 27
3.3. Пожары и взрывы 28
3.4. Аварии с выбросом химически опасных веществ 33
3.5. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 37
3.6. Гидродинамические аварии 42
Глава 4. Чрезвычайные ситуации экологического характера 44
4.1. Общие положения 44
4.2. Загрязнения атмосферы, литосферы и гидросферы 46
Глава 5. Чрезвычайные ситуации социального характера 51
5.1. Общие положения 51
5.2. Боевые свойства ядерного оружия 52
5.3. Поражающее действие ядерного оружия 54
5.4. Боевые свойства и поражающее действие химического оружия 60
5.5. Боевые свойства и поражающее действие биологического оружия 62
Глава 6. Организация защиты населения, объектов хозяйствования и природной среды в чрезвычайных ситуациях 64
6.1. Системы обеспечения безопасности населения в Республике Беларусь 64
6.2. Государственная политика в области гражданской обороны 66
6.3. Основные принципы и мероприятия по защите населения 67
6.4. Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях 68
Заключение 71
Литература 72
В зависимости от причины происхождения аварии и катастрофы делят на 9 типов:
1) транспортные аварии и катастрофы;
2) пожары, взрывы, угрозы взрывов;
3) аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ;
4) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
5) аварии с выбросом
(угрозой выброса)
6) внезапное обрушение зданий, сооружений;
7) аварии на коммунально-
8) аварии на очистных сооружениях;
9) гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).
Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов:
– на производственных объектах: депо, станциях, аэропортах и т. д. (они носят общий характер);
– во время движения транспортных средств. Их особенностью является то, что они чаще всего происходят в местах, отдаленных от населенных пунктов, точек дислокации аварийно-спасательных служб).
Пожары и взрывы – самые распространенные причины чрезвычайных ситуаций в индустриальном мире. Наиболее часто они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего жилой сектор, промышленные предприятия, где используются взрывчатые, легковоспламеняющиеся и горючие вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химических, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) имеют, как правило, сложный комбинированный характер и сопровождаются тяжелыми последствиями. Опасны как для людей, так и для окружающей среды.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ могут произойти на радиационно опасных объектах (атомных электростанциях, предприятиях по переработке и захоронению радиоактивных отходов). Эти аварии могут сопровождаться выходом в атмосферу газоаэрозольного облака, из которого по пути его движения выпадают радиоактивные вещества, заражающие людей, животных и растения, значительные площади сельскохозяйственных угодий.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ случаются нечасто. Они способны вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах.
Внезапное обрушение зданий, сооружений часто вызывается внешними причинами – большим скоплением людей на ограниченной площади, сильной вибрацией и др. Такие обрушения приводят к человеческим жертвам, необходимости сноса аварийных зданий, большим затратам на строительство новых.
Аварии на коммунально-энергетических системах (КЭС) редко сопровождаются гибелью людей, но являются причиной остановки работы объектов энергетики, создают существенные затруднения в жизнеобеспечении людей, особенно в холодное время года.
Аварии на очистных сооружениях связаны, как правило, с залповыми выбросами в окружающую среду химически вредных веществ и их воздействием не только на обслуживающий персонал, но и жителей близлежащих населенных пунктов.
Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений (ГТС), чаще всего плотин. Их последствия – затопление обширных территорий, поражение людей, разрушение (повреждение) сооружений, оказавшихся в зоне затопления.
Основными причинами аварий и катастроф в промышленности и на транспорте являются:
– ошибки человека;
– природные явления (стихийные бедствия).
Ошибки человека выражаются:
– в нарушении трудовой и технологической дисциплины;
– в нарушении требований безопасности;
– в снижении степени воздействия руководителей на исполнителей и снижении ответственности на всех уровнях управления.
Кризисные явления в экономике республики добавили еще несколько причин возникновения аварий и катастроф. Среди них такие, как:
– сверхнормативный износ основного технологического оборудования, основных фондов;
– ухудшение материально-
3.2. Транспортные аварии и катастрофы
Существует множество видов транспорта – железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, гужевой…
Но не существует транспортных средств абсолютно безопасных: самолеты падают, автомобили сталкиваются, корабли тонут, поезда сходят с рельсов… Наиболее часто аварии происходят на городском автотранспорте. Даже чаще, чем на воздушном.
Любой общественный транспорт, (в том числе и электрический) пожароопасен. В городском транспорте можно получить травму при входе и выходе, при резких остановках и торможении (особенно это опасно в гололед).
Самым опасным видом транспорта считается автомобильный.
Главными причинами аварий на дорогах являются:
– нарушение правил дорожного движения;
– превышение скорости;
– управление автомобилем в нетрезвом виде;
– неисправность автомобиля.
В метро наиболее вероятны несчастные случаи и травмы, связанные с неизбежной скученностью сотен людей в узких переходах, на краю платформы. Человек может споткнуться, упасть, потерять сознание, проявить беспечность, находясь в нетрезвом состоянии, а скорость головного вагона приближающегося к станции электропоезда составляет 60 км/ч.
В метро сверхопасен пожар. Во время пожара в метро дым более опасен, чем сам огонь, так как в замкнутом пространстве тоннелей содержащиеся в нем ядовитые газовые смеси очень быстро скапливаются и медленно выветриваются.
3.3. Пожары и взрывы
Пожары и взрывы являются наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пожары и взрывы могут возникать:
– в промышленных сооружениях;
– на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
– на транспорте;
– в жилых зданиях и зданиях социально-бытового и культурного назначения.
Чаще всего они возникают на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО).
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. При пожаре происходят химические и физические явления: химические реакции горения, выделение и передача тепла, выделение и распространение продуктов сгорания, газовый обмен.
Горение – это реакция окисления, при которой выделяется тепло.
Для возникновения горения необходимо наличие в одном месте и в одно время горючего вещества; окислителя; источника воспламенения.
Воспламенение и горение большинства горючих веществ происходит, когда они находятся в форме газа или пара. Преобразование твердых и жидких горючих веществ в газообразное и парообразное состояние происходит в результате их нагревания.
Различают полное и неполное горение.
Полное горение – это горение, в результате которого образуются продукты, не способные к дальнейшему окислению.
Неполное горение – это горение, при котором
из-за недостатка окислителя происходит
неполное окисление продуктов разложения
сгорающего вещества. Признаком неполного
горения является дым, представляющий
собой смесь парообразных, твердых и газообразных
частиц.
В большинстве случаев на пожарах наблюдается
неполное горение веществ и как следствие - сильное выделение дыма.
Обстановка на пожарах во многом зависит от конструктивных особенностей зданий. Все строительные материалы и конструкции по критерию огнестойкости классифицируются на три группы:
– горючие (древесина, пластмасса, рубероид, битум);
– трудногорючие (древесно-стружечная и древесно-волокнистая плиты);
– негорючие (кирпич, бетон, металл, гипс, камень).
Каждый объект обладает определенной огнестойкостью.
Под огнестойкостью понимают сопротивляемость строения огню, что характеризуется пределом огнестойкости.
Предел огнестойкости конструкции определяется временем (в часах), в течение которого на ней не появляются сквозные трещины, сама конструкция не теряет несущей способности, не обрушивается и не нагревается до температуры выше 200°С на противоположной от огня стороне.
По степени огнестойкости сооружения бывают:
– I и II степени огнестойкости – основные конструкции таких сооружений выполнены из несгораемых материалов;
– III степени огнестойкости – строения с кирпичными стенами и деревянными оштукатуренными перекрытиями;
– IV степени огнестойкости – деревянные оштукатуренные постройки;
– V степени огнестойкости – деревянные строения.
Все промышленные объекты в зависимости от характера технологических процессов по пожаро- и взрывоопасности делят на следующие категории:
Категория А (взрыво- и пожароопасные). Применяются горючие газы, легковоспламеняющиеся горючие жидкости (ЛВГЖ) с температурой вспышки 28°С в количестве, достаточном для образования топливовоздушной смеси (ТВС) и воздушной ударной волны (ВУВ) с избыточным давлением более 5 кПа.
Категория Б (взрыво- и пожароопасные). Выделяются и используются горючая пыль, волокна, ЛВГЖ с температурой вспышки выше 28°С в количестве, достаточном для образования взрывоопасных газовоздушных смесей (ГВС) и ВУВ с избыточным давлением более 5 кПа.
Категории В1–В4 (пожароопасные). Используются горючие и трудногорючие материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или другими веществами только гореть.
Категория Г. Применяются негорючие материалы в горячем состоянии, при обработке которых выделяется световая энергия, искры или пламя.
Категория Д. Предприятия по холодной обработке и хранению металла и других несгораемых материалов.
Пожары в зданиях и
В последние годы число пожаров
в жилых зданиях имеет
в поведении самих жильцов.
К пожарам приводит неправильная
эксплуатация электрических сетей
и электроприборов, сопровождающаяся
перегрузками, коротким замыканием и
т. д. Оставленные без присмотра
включенными в электросеть
Особо следует сказать о пожарах, возникших от зажженных сигарет и непотушенных окурков. Исследования показали, что тлеющая сигарета имеет температуру 350–400°С, а длительность ее тления может доходить до 12 минут и более. Контакт горящей сигареты с твердым и волокнистым веществом или пылью вызывает появление очага тления, который при достаточном доступе воздуха и при условиях, способствующих аккумуляции выделяющегося тепла, вызывает воспламенение вещества.
Так тлеющая сигарета вызывает воспламенение:
– древесины через 2–3 часа (пламя появляется при температуре 450–500°С);
– стружек через 1,0–1,5 часа;
– бумаги, сена, соломы через 0,25–1,0 час (в зависимости от их влаж-ности и плотности);
– хлопчатобумажных тканей через 0,5–1,0 час (в зависимости от плотности ткани).
Взрыв – это освобождение большого количества энергии в ограниченном пространстве за короткий промежуток времени.
Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие предметы.
Взрывы происходят в результате освобождения химической энергии (главным образом взрывчатых веществ), внутриядерной энергии (ядерный взрыв), механической энергии, энергии сжатых газов (при превышении предела давления на стенки сосуда, баллона, трубопровода).
Взрывоопасный объект – это объект, на котором хранят, используют, производят, транспортируют вещества, способные при определенных условиях взрываться.
К таким объектам относят предприятия оборонной, нефтеперерабатывающей, химической, газовой, хлебопродуктовой и текстильной промышленности, склады ЛВГЖ, сжиженных газов, боеприпасов.
Часто причиной взрывов
является образование топливо-, газо
(паро)- или пылевоздушных смесей. Такие
взрывы возникают как следствие разрушения
емкостей с газом, коммуникаций агрегатов,
трубопроводов или технологических линий.
Истечение газов может привести к образованию
взрыво- или пожароопасной смеси. Взрыв
такой смеси происходит при определенной
концентрации газа в воздухе. Например,
если в 1 м3 воздуха содержится 21 л пропана, то возможен взрыв, если
95 л – возгорание.
При взрыве ТВС, ГВС образуется очаг поражения с ударной волной и световым излучением («огненный шар»). Очаг взрыва характеризуется тремя сферическими зонами (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Зоны в очаге
поражения при взрыве.
ТВС R1, R2, R3, – радиусы внешних границ соответствующих
зон
Зона I – зона детонационной волны. Находится в пределах облака взрыва. Радиус зоны определяется формулой:
R1 – радиус зоны, м;
Q – масса сжиженного газа, т.
В пределах зоны I избыточное давление можно считать постоянным и равным 1700 кПа.
Зона II – зона действия продуктов взрыва, которая охватывает всю площадь разлета продуктов взрыва ТВС в результате ее детонации. Радиус зоны II в 1,7 раза больше радиуса зоны I, то есть R2 = 1,7 R1, а избыточное давление по мере удаления уменьшается до 300 кПа.
Зона III – зона действия взрывной ударной волны (ВУВ). Здесь формируется фронт ВУВ. Величина избыточного давления определяется по графику (рис. 3.2).
Информация о работе Характеристика стихийных бедствий, аварий, катастроф в Республике Беларусь