Гололед и гололедица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.
Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".
Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Гололёд: понятие, виды и образование…………………………….5
2. Гололедица: понятие и образование……………………………….8
3.Примеры к гололёду и гололедице…………………………………11
4. Опасности гололёда и гололедицы для человечества……………15
5. Правила безопасности от гололёда и гололедицы………………..17
Заключение……………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………20

Работа содержит 1 файл

Гололед и гололедица.docx

— 109.02 Кб (Скачать)

Поезд мчался к югу. Чувствовалась близость Чёрного  моря. Скоро Туапсе, Лазаревское, Сочи. Неожиданно для всех в окна вагонов застучали крупные капли дождя. Падая, они растекались и замерзали, превращаясь в плотный слой стекловидного льда. Контактные провода начали искриться. Поезд замедлил ход и вскоре остановился. Провода, деревья, кустарники, почва — всё покрылось толстым панцирем льда. Первыми не выдержали натиска стихии провода. Под тяжестью льда и под действием ветра они стали рваться. Затем начали ломаться телефонные и телеграфные столбы. Словно подкошенные, они валились на землю, увлекая за собой арматуру и провода. Металлические опоры высоковольтных линий электропередачи, стоявшие на вершинах гор, не выдержали тяжести льда и упали.

 




                              

Условные, но часто встречающиеся гололёдные отложения на проводах: А — диаметр провода; В — наибольшая длина отложения; С — наибольшая ширина отложения.

Наиболее ожесточённым оказался „поединок“ между гололёдом  и лесом. Вековые дубы и грабы, приняв на свои мощные кроны тонны льда, вначале лишь слегка покачивались, но по мере того, как увеличивались отложения льда и усиливался ветер, начали ломаться ветви, затем верхушки деревьев и, наконец, стволы. Тысячи деревьев, вывороченных с корнями, падали на землю… Деревья перекрывали шоссейные дороги, ложились на провода телефонных и осветительных линий, обрывая их.

Температура у поверхности  земли была — 3–5°С. Дул сильный северо-восточный ветер. Эти условия способствовали нарастанию гололёда. Максимальная толщина отложений льда на телеграфных проводах вместе с сосульками достигала 350 мм, а вес отложений на одном погонном метре провода — около 7 кг! Такого гололёда не помнили старожилы и не регистрировали метеорологические станции за многие десятилетия.

Через 25 лет, в декабре 1988 года, ситуация повторилась. На Северном Кавказе сложились крайне неблагоприятные погодные условия: снегопады, дождь, которые из-за низкой температуры превращались в гололёд. Поездам приходилось буквально пробиваться сквозь „стеклянные“ дожди. Электровозы выходили из строя… Их заменяли на тепловозы , что значительно снижало скорости. Многочасовые опоздания дорого обошлись и стране и пассажирам…

Ещё дороже обходится  гололёд в крупных городах. Вот одно из газетных сообщений (6 января 2000 года): 2088 петербуржцев обратились в „Скорую помощь“ за минувшие выходные дни. Пик травм пришёлся на 1 января: медицинскую помощь вызвал 721 петербуржец, 62 человека госпитализированы. Кроме того, 79 человек пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий.

4. Опасности гололёда и гололедицы для человечества.

 

Опасности гололёда и гололедицы:

    • дороги превращаются в ледяной каток;
    • увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;
    • парализуется уличное движение,  на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;
    • движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;
    • обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;
    • затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;
    • корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;
    • создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;
    • ограничивается применение воздушного транспорта;
    • скалывание льда с машин вызывает их порчу;
    • намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;
    • ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;
    • образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;
    • при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;
    • гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;
    • снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.

 

Как действовать  во время гололёда и гололедицы.

Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или  гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва. При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.

 

5. Правила безопасности  от гололёда и гололедицы.

Помните!

Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.

 

Чтобы не попасть в число  пострадавших, надо выполнять следующие  правила:

    1. Обратите внимание на свою обувь: подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе. Модницам рекомендовано отказаться от высоких каблуков.
    2. Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
    3. Будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.
    4. Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
    5. Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
    6. Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.
    7. Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках. Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь тебе.

Заключение

Гололед значительно опаснее  гололедицы и с точки зрения управляемости  и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой  водой  поверхности значительно  ниже, чем при отсутствии осадков  в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой  перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы  колесам его машины было за что  зацепиться.

В гололед же замерзающий  дождь покрывает всю поверхность  дороги независимо от того, сколько  колес по ней уже проехало.

Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.

При падении  чаще страдают руки – лучевые кости от локтя  до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом  своего тела обрушивается на нее. При  неловком падении на бок может  пострадать предплечье.

Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому  нередко способствует обувь на высоком  каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом  бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может  вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев  – это удел женщин.

Необходимо помнить, что  чем быстрее будет оказана  медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.

Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где  дорожки посыпаны песком, где есть освещение.

Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от  земли.

Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит  догонять  отходящий  общественный транспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. В. М. Котляков / Гляциологический словарь. Ред. В. М. Котляков, 1984. — Л. Гидрометеоиздат, 1984. — С. 104.

 

  1. П. П. Лобанов (глав ред.). Издание третье, переработанное - М., Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949, с. 620.

 

  1. Газета „Известия“, 2004 г., январь, № 1.

 

 

 

 


Информация о работе Гололед и гололедица