Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:49, реферат

Описание работы

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека.
Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»

Содержание

Содержание ………………………………………………………………………..
2
Введение …………………………………………………………………………..
3
1. Теоретическая часть ……………………………………………………………
6
1.1. Компоненты становления самостоятельности ……………………………..
6
1.2. Роль самообслуживания в развитии ребёнка ……………………………….
8
1.3. Организация самообслуживания в ДОУ ……………………………………
10
1.4. Методы формирования навыков самообслуживания ………………………
10
2. Практическая часть …………………………………………………………….
14
Заключение ……………………………………………………………………….
17
Литература ………………………

Работа содержит 1 файл

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

Воспитание  самостоятельности у детей раннего  возраста в процессе формирования навыков  самообслуживания

                                                 Содержание

Содержание ………………………………………………………………………..

2

Введение …………………………………………………………………………..

3

1. Теоретическая часть ……………………………………………………………

6

1.1. Компоненты становления  самостоятельности ……………………………..

6

1.2. Роль самообслуживания  в развитии ребёнка ……………………………….

8

1.3. Организация самообслуживания  в ДОУ ……………………………………

10

1.4. Методы формирования  навыков самообслуживания ………………………

10

2. Практическая часть  …………………………………………………………….

14

Заключение ……………………………………………………………………….

17

Литература  ……………………………………………………………………….

18

Приложения

 

 

                                                       Введение

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека.

Впервые малыш открывает  для себя назначение предметов и  начинает их использовать функционально  грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»

Стремление малыша к  активным самостоятельным действиям  на первых  порах  носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны  и вполне доступны такие предметы  ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Как увлеченно действует малыш с большим стулом: тащит его, переворачивает, подползает, пытается сесть. Важно предоставить малышу возможность  таким путём удовлетворять свои  желания. Когда ребёнок требует: « Я сам!», он стремится тем самым ограничить опеку взрослого.

Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь  и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

«Я сам!» − решительно произносит малыш и тут сталкивается с определёнными трудностями. Всё, что так легко удаётся взрослому, становится недосягаемым для него самого: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол. Малыш на грани отчаяния. Теперь он умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он только что упорно отвергал. Следует воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребёнка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Малыш готов к обучению, он желает этого. Теперь уже взрослому следует менять стиль отношений с малышом: делать всё не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью и удовлетворением действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к объяснениям, старательно подражает во всём.

Взрослый обогащает  малыша знаниями, совершенствует его  умения и навыки. От того насколько  грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит  его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто  человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.

Педагоги рассматривают  ранний возраст как начальное  звено в единой системе непрерывного образования.

Благодаря ранней социализации, то есть  благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом  рациональная педагогика играет важную  роль в обеспечении фундамента общего развития.

Организация в ДОУ  образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т.д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.

Поэтому целью нашей  работы является: показать роль самообслуживания в развитии ребёнка раннего возраста, раскрыть особенности руководства  педагогом организацией самообслуживания в ДОУ, показать результаты достижения более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми раннего возраста.

                                 

 

                                   1. Теоретическая часть

1.1. Компоненты  становления самостоятельности

 

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить  то или иное действие самостоятельно.

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Ребёнок  постоянно  нуждается в одобрении, совете. Это  помогает формированию уверенности  в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может  потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для  него труд, требующий старания, настойчивости  в достижении цели.

Различают три компонента становления самостоятельности:

− Ребёнок действует  рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно  подражает во всём.

− Появление первых элементов  планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

− Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

В первой половине года начинается этап деятельности, когда  ребёнок с радостью действует  рядом со взрослым, следит за движениями, подражает во всём. Крайне важен для малышей этот этап. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. Способы действий с предметами домашнего обихода (одежда, посуда, мебель) стабильны, что облегчает задачу успешного их усвоения. На первых порах ему трудно овладеть умением есть с помощью ложки. Всё его внимание сосредоточено на пище. Постепенно он начинает устанавливать связь между действием и тем, на что оно направлено. Ребёнок начинает прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата, он знает, как это делается. Мотив, непосредственные практические действия и результат выступают для ребёнка в роли активаторов. Становятся понятной неиссякаемая деятельность малыша.

Со второй половины года у ребёнка происходит качественный скачок в развитии речи.

Теперь он уже  по собственной инициативе обращается к взрослому: «А как?» или «Посмотри, получилось!». Ему нужна поддержка  взрослого. Родители, сопровождая показ  объяснением, учат малыша первым элементам  планирования. Вымыть руки перед обедом – значит совершить ряд действий в определённой последовательности. Для этого следует засучить рукава, правильно держать руки под струей, чтобы не бежала вода по локтям на пол, намылить руки и тщательно смыть мыло. После этих действий следует снять своё полотенце, насухо вытереть руки, повесить полотенце на место, с помощью зеркала проверить опрятность своего внешнего вида (в одежде, причёске) и только после этого идти к столу.

Всё более возрастающая самостоятельность ребёнка способствует успешному овладению навыками правильного поведения среди людей. Малыш учится благодарить за оказанную услугу, не шуметь за столом, пользоваться салфеткой, носовым платком.

Успешность  формирования самостоятельности при  самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

С ростом уровня умелости растёт желание быть независимым  от взрослых. Ребёнок уже не говорит: «Я сам!», но в его самостоятельных действиях уже много рационального. В них аккумулируется знания, умения и навыки, а также опыт предшествующей деятельности. Овладения способностью соотносить результат с намеченной целью – это третий компонент в становлении самостоятельности. Этому предстоит ещё научиться.

А пока малыш  начинает проявлять инициативу, стремиться быть на равных со взрослым, действовать  вместе с ним. Теперь он уже сам  моет руки, взбирается на стул.

                 1.2. Роль самообслуживания в развитии ребёнка

Воспитание  самостоятельности у ребёнка  тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст  является сложным для ребёнка  и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к  самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание  играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание  – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков  приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется  под воздействием воспитания при  определённом уровне развития у ребёнка  общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание  связано с простыми операциями, что  облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки  опрятности:

1. При небольшой  помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок  в одежде, устранять его при  небольшой помощи взрослых.

Навыки  приёма пищи:

1. Жевать с  закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из  чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать)  различные предметы одежды в  определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц,  завязывание поясков, бантов на  одежде при небольшой помощи  взрослых.

Формирование навыков  самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные  условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка  подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания