Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:18, реферат
В нашей стране государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет более чем 60-летнюю историю. Ее основы были заложены при создании 4 сентября 1932 года Противовоздушной обороны страны. В этот комплекс входила, как самостоятельная структура местная противовоздушная оборона (МПВО), которая была предназначена для защиты населения и объектов народного хозяйства при бомбардировках с воздуха.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).
В нашей стране
государственная система
В июле 1961 года МПВО была преобразована
в Гражданскую оборону (ГО) СССР, ставшую
составной частью системы общегосударственных
оборонных мероприятий, проводимых в мирное
и военное время.
Правительство России 25.11.92 года утвердило
Положение о Государственном комитете
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (ГКЧС). Одновременно началось
создание Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС),
которая в полной мере начала функционировать
уже в 1994 году. В январе 1994 года ГКЧС преобразуется
в Министерство по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Основополагающим документом, регламентирующим
и определяющим общие для РФ организационно-правовые
нормы в области защиты граждан, всего
земельного, водного, воздушного пространства,
объектов производственного и социального
назначении, а также окружающей природной
среды является Федеральный закон от 21
декабря 1994 года «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
В нём приведены задачи Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций:
Во исполнение
его и в результате реализации
предложений МЧС России
Единая система объединяет органы управления,
сипы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления
и организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов защиты населения и территорий
от ЧС, и осуществляет свою деятельность
в целях выполнения задач, предусмотренных
Федеральным законом № 68.
Единая система, состоящая из территориальных
и функциональных подсистем действует
на федеральном, региональном, территориальном,
местном и объектовом уровне.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются
в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации
ЧС в пределах их территорий и состоят
из звеньев, соответствующих административно
- территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств,
порядок функционирования территориальных
подсистем РСЧС определяются положениями
об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими
органами государственной власти в субъектах
РФ.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются
федеральными органами исполнительной
власти для организации работы по защите
населения и территорий от ЧС в сфере их
деятельности и порученных им отраслях
экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок
деятельности функциональных подсистем
РСЧС определяются положениями о них,
утверждаемыми руководителями соответствующих
федеральных органов исполнительной власти
по согласованию с МЧС.
Исключение составляет Положение о функциональной
подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации
последствий аварий с ядерным оружием
о РФ, которое утверждается Правительством
РФ.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие
органы; постоянно действующие органы
управления, специально уполномоченные
на решение задач в области защиты населения
и территорий от ЧС, органы повседневного
управления, силы и средства, резервы финансовых
и материальных ресурсов, системы связи,
оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
Положения о
КЧС утверждаются руководителями соответствующих
органов исполнительной власти и организаций.
Органы управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ
ГОЧС);
Органы повседневного управления РСЧС:
Размещение
органов повседневного
Силы и средства
РСЧС.
В состав сил и средств РСЧС входят силы
и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления
и организаций, участвующих в соответствии
с возложенными на них обязанностями в
наблюдении и контроле за состоянием окружающей
природной среды, потенциально опасных
объектов и ликвидации ЧС.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных
ситуаций состоят из военизированных
и невоенизированных противопожарных,
поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных,
восстановительных и аварийно-технических
формирований федеральных органов исполнительной
власти.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные
формирования, укомплектованные с учетом
обеспечения работ в автономном режиме
в течение не менее трех суток и находящиеся
в состоянии постоянной готовности (силы
постоянной готовности).
Сипы и средства органов внутренних дел
применяются при ликвидации ЧС в соответствии
с задачами, возложенными на них законами
и иными нормативными правовыми актами
РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций
объектов на базе существующих специализированных
организаций, служб и подразделений (строительных,
медицинских, химических, ремонтных и
других) могут создаваться внештатные
аварийно-спасательные формирования,
предназначенные для проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ при ЧС.
Предупреждение
чрезвычайных ситуаций.
В целях заблаговременного проведения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и максимально возможного снижения
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения
осуществляется планирование действий
в рамках РСЧС на основе федерального
плана действий, региональных планов взаимодействия
субъектов РФ, планов действий федеральных
органов исполнительной власти, планов
действий субъектов РФ, планов действий
органов местного самоуправления, планов
действий организаций и объектов.
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется
силами и средствами предприятии, учреждений
и организаций независимо от их организационно-правовой
формы (далее именуются — организации),
органов местного самоуправления, органов
исполнительной власти субъектов РФ, на
территориях которых сложилась чрезвычайная
ситуация, под руководством соответствующей
комиссии по ЧС.
Ликвидация локальной ЧС осуществляется
силами и средствами организации, местной
- силами и средствами органов местного
самоуправления, территориальной - силами
и средствами органов исполнительной
власти субъекта РФ, региональной и федеральной
- силами и средствами органов исполнительной
власти субъектов, оказавшихся в зоне
чрезвычайной ситуации.
При недостаточности собственных сил
и средств для ликвидации локальной, местной,
территориальной, региональной и федеральной
ЧС начальники ГО могут обращаться за
помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным
ситуациям.
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется
по решению Правительства РФ в соответствии
с нормами международного права и международными
договорами.
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные
Силы, войска гражданской обороны, другие
войска и воинские формирования в соответствии
с законодательством России.
Ликвидация ЧС считается завершенной
по окончании аварийно-спасательных и
других неотложных работ (АСДНР) (Постановление
Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996г.).
Общественные объединения могут участвовать
в ликвидации ЧС под руководством соответствующих
органов управления по делам ГО и ЧС при
наличии работников соответствующей подготовки,
подтвержденной в аттестационном порядке.
Режимы функционирования РСЧС:
-повседневной
деятельности при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановке, при
отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
-повышенной готовности - при ухудшении
перечисленной выше обстановки и при получении
прогноза о возможности возникновения
ЧС.
-чрезвычайной ситуации - при возникновении
и во время ликвидации ЧС.
Каждому режиму характерен перечень мероприятий,
которые организуются и осуществляются
в подсистемах и звеньях РСЧС.
Для проведения первоочередных работ
при ликвидации ЧС создаются на всех уровнях
РСЧС резервы финансовых и материальных
ресурсов за счет их бюджетов.
О роли, месте
и задачах гражданской обороны
в РСЧС.
Гражданская оборона является составной
частью РСЧС в решении проблем, возникающих
при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени,
т.е. входит органически в РСЧС, как направление
подготовки к деятельности в особых условиях
военного времени.
Организация и ведение ГО - одна из важнейших
функций государства, составная часть
оборонного строительства, элемент национальной
безопасности. В мирное время гражданская
оборона своими постоянно действующими
органами управления, специально уполномоченными
на решение задач а области защиты населения
и территории от ЧС, органами повседневного
управления РСЧС, силами и средствами
наблюдения и контроля, а также силами
и средствами ликвидации чрезвычайных
ситуаций участвует в решении отдельных
задач РСЧС в соответствии с Федеральным
законом: «О гражданской обороне» (1998г.)
ГО организуется в целях защиты населения
и объектов от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий. Для достижения этой цепи
ГО заблаговременно, а мирное время, организует
и осуществляет комплекс мероприятии
для решения стоящих задач. Общее руководство
ей в стране возложено на Председателя
Правительства Российской Федерации.
Он является по должности Начальником
гражданской стороны России. Министр РФ
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий является по должности первым
заместителем Начальника гражданской
обороны Российской Федерации.
Руководство ГО в республиках в составе
РФ, краях, областях, автономных образованиях,
районах и городах, министерствах и ведомствах,
учреждениях и на предприятиях, независимо
от форм собственности, возлагается на
соответствующих руководителей органов
исполнительной власти, министерств, ведомств,
учреждений, организаций и предприятий.
Они несут персональную ответственность
за осуществление о организацию гражданской
обороны, создание и обеспечение сохранности
накопленных фондов индивидуальных и
коллективных средств защиты и имущества,
а также за подготовку и обучения населения
и персонала действиям в чрезвычайных
ситуациях на подведомственных территориях
и объектах.
Непосредственное руководство гражданской
обороны РФ возложено на МЧС, которая отвечает
за общую готовность к выполнению возложенных
на нее задач и осуществляет разработку
основных направлений развития и совершенствования
ГО.
РСЧС и ГО, как ее составная часть, созданы
по территориально -производственному
признаку на всей территории России. Это
значит, что организацию и осуществление
всех ее мероприятий проводят как организации
государственной власти и управления
от парламента и Правительства РФ до органов
местного самоуправления, так и министерства,
их ведомства, предприятия, учреждения,
и организации, ведающие производственной
и хозяйственной деятельностью.
Вместе с тем при создании РСЧС был заложен
и второй принцип - полное соответствие
друг другу как мирного, так и военного
времени, т.е. обеспечение постоянной готовности
сил и средств, органов управления, раннее
выявление и своевременная ликвидация
последствий ЧС в самой сложной обстановке
мирного и военного времени.
Права, обязанности и ответственность
граждан при ЧС.
В ст. 18, 19 и 28 Закона «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
определены права, обязанности и ответственность
граждан за участие в мероприятиях по
защите людей, материальных ценностей
и участие в работах по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Граждане России имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества
в случае возникновения ЧС в любом регионе,
в любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства
коллективной и индивидуальной защиты,
другое имущество органов исполнительной
власти республик, краев, областей, органов
местного самоуправления и организаций,
предназначенное для защиты людей в чрезвычайных
ситуациях;
получать информацию о надвигающейся
опасности, о риске, которому может подвергнуться
население на той или иной территории,
о правилах поведения и мерах безопасности
с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять
в государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения
и территорий от ЧС;
участвовать (в установленном порядке)
в работах по предупреждению и ликвидации
ЧС;
на возмещение ущерба, причиненного их
здоровью и имуществу вследствие аварий,
катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
на медицинское обслуживание, компенсации
и льготы за проживание и работу в зонах
чрезвычайных ситуаций;
на государственное социальное страхование,
на получение компенсации и льгот за ущерб,
причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе работ по ликвидации
ЧС;
на пенсионное обеспечение в случае потери
трудоспособности в связи с увечьем или
заболеванием, полученными при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий
от ЧС, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие
трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери
кормильца, погибшего или умершего от
увечья или заболевания, полученных при
выполнении обязанностей по защите населения
и территорий от ЧС.
Каждый гражданин России обязан:
активно содействовать выполнению всех
мероприятий, проводимых МЧС РФ;
соблюдать законы и иные нормативные и
правовые акты в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выполнять меры безопасности в быту и
повседневной трудовой деятельности,
не допускать нарушений производственной
и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые
могут привести к экстремальным ситуациям:
изучать основные способы защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными
и индивидуальными средствами защиты,
постоянно наращивать и совершенствовать
свои знания и практические навыки для
действий в любых складывающихся условиях;
знать сигналы оповещения и порядок действий
по ним;
четко выполнять правила поведения при
угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций;
при первой возможности оказывать содействие
в проведении аварийно-спасательных и
других неотложных работ.
Кроме этих обязанностей и требований,
имеющих общий характер, на каждом объекте,
исходя из его специфики, должны быть разработаны
свои правила поведения и порядок действий,
как всего персонала, так и каждого сотрудника
на его рабочем месте на случай ЧС.
Ответственность за нарушение законодательства
РФ в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций определена
в ст. 28 данного Закона:
Должностные лица и граждане, виновные
в невыполнении или недобросовестном
выполнении законодательства РФ в области
защиты населения и территорий, несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
и уголовную ответственность. В свою очередь
организации (предприятия, учреждения,
учебные заведения) несут административную,
гражданско-правовую ответственность
в соответствии с законодательством РФ
и законодательством ее субъектов.
Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).