Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:21, реферат
Производственные аварии и катастрофы относят к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Они могут сопровождаться выбросами опасных веществ, пожарами, взрывами, затоплениями и другими тяжелыми последствиями для населения и природной среды.
Авария — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.
1. Определение и классификация ЧС техногенного характера.
2. Назовите причины возникновения и роста ЧС техногенного характера.
3. Аварии на химически опасных объектах. Классификация аварий.
наиболее распространенные ХОВ, свойства, признаки поражения:
хлор;
аммиак;
сернистый ангидрид.
4. Аварии на радиационно-опасных объектах. Классификация. Допустимые дозы облучения.
5. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Характеристика ПВОО.
понятия о физико-химической основе горения. Классификация процессов горения. Виды строительных материалов.
характеристика взрывчатых веществ и взрывных устройств.
виды огнетушащих веществ. Способы тушения пожаров. Виды огнетушителей.
6. Аварии на гидродинамически опасных объектах. Типы гидротехнических сооружений. Причины прорыва на ГОО.
7. Аварии на транспорте. Причины. Пути предотвращения.
особенность ДТП на дорогах;
причина наибольшего количества ДТП в городах.
8. Рекомендации населению при ЧС техногенного характера по обеспечению БЖ.
порошки типа ВСЕ – основным компонентом этих порошков могут быть бикарбонат натрия или калия; сульфат калия; хлорид калия; сплав мочевины с солями угольной кислоты и т.д.;
порошки типа Д – основной компонент – хлорид калия; графит и т.д.
В зависимости от назначения порошковые составы делятся на порошки общего назначения (типа АВСЕ, ВСЕ) и порошки специального назначения (которые тушат, как правило, не только пожар класса Д, но и пожары других классов).
В качестве поверхностно-активной основы заряда воздушно-пенного огнетушителя применяют пенообразователи общего или целевого назначения. Дополнительно заряд огнетушителя может содержать стабилизирующие добавки (для повышения огнетушащей способности, увеличения срока эксплуатации, снижения коррозионной активности заряда).По химическому составу пенообразователи подразделяют на синтетические (углеводородные и фторсодержащие) и протеиновые (фторпротеиновые).
Гидродинамически опасный объект - сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него.
Гидротехническое сооружение - народнохозяйственный объект, находящийся на или вблизи водной поверхности, предназначенный для:
- использования кинетической энергии движения воды с целью преобразования в другие виды энергии;
- охлаждения отработавших паров ТЭС и АЭС;
- мелиорации;
- защиты прибрежной территории от воды;
- забора воды для орошения и водоснабжения;
- осушения;
- рыбозащиты;
- регулирования уровня воды;
- обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, судоходства;
- подводной добычи, хранения
и транспортировки (
К основным гидротехническим сооружениям относятся; плотины, водозаборные и водосборные сооружения, запруды. Система гидротехнических сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водоперетока, составляет гидроузел.
Плотины - гидротехнические
сооружения (искусственные плотины)
или природные образования (естественные
плотины), ограничивающие сток, создающие
водохранилища и разницу
Основным следствием прорыва
плотины при гидродинамических
авариях является катастрофическое
затопление местности, заключающееся
в стремительном затоплении волной
прорыва нижерасположенной
Катастрофическое затопление характеризуется:
- максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;
- расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;
- границами зоны возможного затопления;
- максимальной глубиной
затопления конкретного
- длительностью затопления территории.
При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления.
В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидродинамической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей.
Время, в течении которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов до нескольких суток.
Прогнозирование времени
прорыва естественных плотин базируется
на прогнозе уровня воды до 80- 85 % высоты
перемычки водохранилища с
Сведения о характеристиках волны прорыва и последующего затопления местности необходимы для принятия решений для проведения спасательных работ.
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июне
в Башкортостане произошла
В октябре 1988 г. на станции
Свердловск-Сортировочная при
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Знание механизма дорожно-
При расследовании дорожно-
несоблюдение дистанции, особенно в городе.
Неожиданное препятствие - и 3-5 машин собираются вместе.
алкогольное опьянение;
превышение допустимой скорости движения;
разговоры по мобильному телефону;
неиспользование ремней безопасности;
использование неисправного транспортного средства;
разговор с пассажирами;
курение за рулём;
еда за рулем;
управление электронными устройствами (например радио, CD проигрывателем или GPS) во время движения;
прослушивание музыки.
усталость водителя. Водитель
при сильной усталости может
уснуть за рулём. В утренние часы реакция
замедленна. Вечером после работы
может сказываться
автоподставы (умышленное создание аварийной ситуации)
За последние 10 лет по официальным данным ГИБДД количество ДТП выросло на 27 % со 159 тыс. случаев до 203 тыс.
В тоже время количество смертельных случае сократилось на 12 % за счёт использования автомобилей иностранного производства с более прочной конструкцией кузова.
Существующие виды ДТП:
Столкновение
Опрокидывание
Наезд на пешехода(стоящее средство, препятствие, велосипедиста, пешехода, гужевой транспорт, животных)
Падение груза
Падение пассажира, даже если он упал в салоне.
8. Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов.
В зависимости от конкретных
природно-климатических
В настоящее время наметилась тенденция уменьшения числа стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации. Эта положительная тенденция вызвана как естественно-природными, так и социально-экономическими причинами, заключающимися в поступательном развитии экономики России в последние 3 года и увеличении расходов на текущие и капитальные защитные мероприятия.
С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой заблаговременностью. Тем не менее, можно говорить об общих особенностях природного фона 2006 года, на котором будут развиваться события. Этот фон сохранит в целом глобальные закономерности, заложенные начале ХХI века.
В последние годы в связи
с общими тенденциями изменения
климата отмечается потепление почти
на всей территории России. Наиболее четко
этот тренд прослеживается в азиатском
секторе России, где повышается опасность
засух и пожаров в лесных массивах.
Кроме того, в 2006 году продолжится
цикл повышенной солнечной активности,
что позволяет ожидать