Чрезвычайные ситуации природного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Растительные экосистемы, находящиеся на территории России ввиду своих масштабов оказывают существенное влияние на состояние биосферы, а пожары являются фактором, который способен изменить их экологический потенциал. Только в лесном фонде площадь гарей превышает площадь вырубок почти в 5 раз.
Признавая роль лесов и других растительных экосистем как элементов поддержания устойчивости биосферы, сохранения качества среды обитания и сырьевого ресурса экономики, Правительство РФ взяло на себя функции охраны лесов от пожаров.

Работа содержит 1 файл

лесные пожары.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

  На  основании прогноза развития пожара с учетом лесопатологической характеристики участков, окружающих пожар, с учетом возможных опорных линий (рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляется план остановки пожара, определяются приемы и способы остановки пожара.

  Наиболее  сложной и трудоемкой является локализация  пожара. Как правило, локализация  лесного пожара проводится в два  этапа. На первом этапе осуществляется остановка распространения пожара путем непосредственного воздействия  на его горящую кромку. На втором этапе производится прокладка заградительных полос и канав, обрабатываются периферийные области пожара с целью исключения возможности возобновления его  распространения.

  Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся  способы локализации пожаров  не менее надежно исключают возможность  их возобновления.

  Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его  локализации.

  Окарауливание пожарища состоит в непрерывном  или периодическом осмотре пройденной пожаром площади и, в особенности, кромки пожара, с целью предотвратить  возобновление распространения  пожара. Окарауливание пожарищ производится путем систематических обходов  по полосе локализации. Продолжительность  окарауливания определяется в зависимости  от погодных условий.

  Тушение подземных пожаров осуществляется в основном двумя способами. При  первом способе вокруг торфяного  пожара на расстоянии 8—10 м от его  кромки роют траншею (канаву) глубиной до минерализованного слоя грунта или  до уровня грунтовых вод и заполняют  ее водой.

  Второй  способ заключается в устройстве вокруг пожара полосы, насыщенной растворами химикатов. Для этого с помощью  мотопомп, оснащенных специальными стволами-пиками (иглами) длиной до 2 м, в слой торфа  сверху нагнетается водный раствор  химически активных веществ-смачивателей (сульфанол, стиральный порошок и  др.), которые в сотни раз ускоряют процесс проникновения влаги  в торф. Нагнетание осуществляют на расстоянии 5—8 м от предполагаемой кромки подземного пожара и через 25—30 см друг от друга.

  Этот  способ с целью повышения производительности, по-видимому, можно усовершенствовать, проложив на участке 100— 200 м специальный  пожарный рукав с отводами для  подключения питательных шлангов-игл, предварительно установленных в  грунте. Одна пожарная машина с комплектом игл (300— 500 шт.) и рукавов может  перемещаться вдоль кромки подземного пожара и нагнетать раствор.

  Попытки заливать подземный пожар водой  успеха не имели.

  При тушении пожаров личный состав формирований подвергается воздействию дыма, а  также оксида (окиси) углерода. Поэтому  при высокой концентрации оксида углерода (более 0,02 мг/л, что определяется с помощью газосигнализатора) работы должны проводиться в изолирующих  противогазах или фильтрующих с  гопкалитовыми патронами.

  Основными компонентами существующей системы  охраны лесов России, обеспечивающими  реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и  технические средства других предприятий  и организаций, привлекаемые для  борьбы с огнем в условиях высокой  и чрезвычайной горимости лесов.

  Специализированная  служба авиационной охраны лесов  представляет собой сеть из более  чем 20 региональных авиабаз и свыше 300 авиаотделений с приданными им воздушными судами, средствами пожаротушения, связи и транспорта. Из общей активно  охраняемой площади в 760 млн. га. обслуживаемая  авиацией территория охватывает около 725 млн. га лесов и около 110 млн. га оленьих пастбищ. При этом около 550 млн. га лесов, расположенных в  таежной зоне с редкой сетью дорог, отнесены к районам преимущественного  применения авиационных сил и  средств пожаротушения, а остальные 175 млн. га - к районам преимущественного  применения наземных сил и средств  пожаротушения с авиапатрулированием.  

  Наземная  охрана лесов наибольшее развитие получила в регионах страны с развитой инфраструктурой. Она осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует  до 2,6 тыс. пожарно-химических станций  и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек. К районам наземной охраны отнесено около 210 млн. га, в том числе к районам наземной охраны без авиапатрулирования лесов - 35 млн. га.

  Доминирующую  роль в обнаружении и тушении  лесных пожаров в течение нескольких десятилетий играла авиационная  охрана лесов. Авиацией обнаруживалось до 70% всех пожаров, возникающих на всей обслуживаемой ею территории лесного  фонда и до 95% пожаров в районах  преимущественного применения авиационных  сил и средств пожаротушения. С применением авиации ликвидировалось  до 45% пожаров, возникающих на всей обслуживаемой  авиацией территории, и до 95% пожаров  в районах преимущественного  применения авиационных сил и  средств пожаротушения.

  Доминирующая  роль авиалесоохраны, численность которой  на порядок ниже численности персонала  государственной лесной охраны в  составе лесхозов, обеспечивалась ее более высокой организованностью  и мобильностью, лучшей оснащенностью  современными средствами пожаротушения, связи и транспорта, а также  высокой профессиональной подготовкой  летчиков-наблюдателей, парашютистов и десантников-пожарных. Структура  и механизм функционирования авиалесоохраны в наибольшей степени отвечают условиям и специфике работ по обнаружению  и тушению пожаров в многолесных  регионах страны, резкому варьированию горимости лесов по территории страны и периодам пожароопасных сезонов.

  Службы  авиационной и наземной охраны лесов  успешно справлялись с огнем  в условиях низкой и средней горимости  лесов, но периодически терпели провалы  в условиях высокой и чрезвычайной горимости. Резкое снижение ассигнований, выделяемых на охрану лесов в последние  годы, привело к существенному  ослаблению лесопожарных служб. В наибольшей степени это отразилось на авиационной  охране лесов, финансируемой из средств  федерального бюджета. Численность  парашютистов и десантников-пожарных за последние 5-6 лет снизилась в 2 раза, количество арендуемых воздушных  судов - в 1,5 раза, кратность авиапатрулирования и налет часов - более чем в 3 раза.

  Следствием  ослабления авиалесоохраны явилось  заметное ухудшение результатов  ее работы и снижение общего уровня противопожарной защиты лесов. Доля обнаруживаемых авиацией пожаров на обслуживаемой ею территории снизилась  за последние годы с 70,0 до 40,0%, а доля потушенных с применением авиации  пожаров - с 45,0 до 19,0%. На обслуживаемой  авиацией территории число оперативно (в день обнаружения) потушенных лесных пожаров снизилось с 48,0 до 36,0%, а  число пожаров, ликвидированных  на площади до 1 га, - с 58,0 до 46,0%. Служба наземной лесной охраны в силу крайне слабой оснащенности средствами пожаротушения, связи и транспорта оказалась  недостаточно подготовленной к возросшим  объемам работ по борьбе с огнем  в многолесных районах страны. Следствием этого явилось существенно  возросшее число выходящих из-под  контроля лесных пожаров, принимающих  характер стихийного бедствия. 
 
 

  4.Защита  населенных пунктов  от лесного пожара.

  Особое  внимание при борьбе с лесными  пожарами уделяется защите населенных пунктов. Для населенных пунктов, расположенных  в лесных массивах, органами местного самоуправления разрабатываются и  выполняются мероприятия, исключающие  возможность переброса огня при  лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка  лиственных насаждений, удаление в  летний период сухой растительности и другие).

  Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать  емкость (бочку) с водой или иметь  огнетушитель.

  На  территории сельских населенных пунктов, блокконтейнерных зданий, дачных и  садоводческих поселков должны устанавливаться  средства звуковой сигнализации для  оповещения людей на случай пожара и создаваться запасы воды для  целей пожаротушения, а также  определен порядок вызова пожарной охраны.

  В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или  при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и  предприятиях, дачных поселках, садовых  участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных  работ на определенных участках, топка  печей, кухонных очагов и котельных  установок, работающих на твердом топливе, может быть временно приостановлена.

  В этих случаях силами местного населения  и членов добровольных пожарных формирований организуется патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовка для  возможного использования имеющейся  водовозной и землеройной техники, проводится соответствующая разъяснительная  работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

  В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организуется дежурство граждан  и работников предприятий, расположенных  в населенном пункте.

  Населенные  пункты и отдельно расположенные  объекты должны быть обеспечены исправной  телефонной или радиосвязью для  сообщения о пожаре в пожарную охрану. В большинстве лесных населенных пунктов нет подразделении пожарной охраны.

  Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно  проводятся мероприятия по прокладыванию  и расчистке просек и грунтовых  полос шириной 5-10 м в сплошных лесах и до 50 м в хвойных  лесах, в населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы.

  Опасность лесных пожаров для людей связана  не только с прямым действием огня, но и большой вероятностью отравления из-за сильного обескислороживания атмосферного воздуха, резкого повышения концентрации угарного газа, окиси углерода и  других вредных примесей. Поэтому  основными мерами защиты населения  от лесных пожаров являются:

  - спасение людей и сельскохозяйственных  животных с отрезанной огнем  территории;

  - исключение пребывания людей  в зоне пожара путем проведения  эвакуации из населенных пунктов,  объектов и мест отдыха;

  -ограничение  въезда в пожароопасные районы;

  -тушение  пожаров;

  -обеспечение  безопасного ведения работ по  тушению пожаров. 

  5. Лесные пожары  в РФ на апрель 2011года. В России начались лесные пожары. МЧС утверждает о своей готовности к стихии и оперативно локализирует и тушит возгорания на территориях Сибири, Забайкалья и Дальнего востока. В центральном регионе начало горения торфяников ожидается уже в начале мая

  Москва. 20 апреля. INTERFAX.RU - МЧС России отмечает резкое увеличение в этом году площадей природных пожаров и количества их очагов. Всего с начала пожароопасного периода 2011 года, по данным министерства, на территории РФ возникло 905 очагов природных  пожаров (по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года - 80 очагов - увеличение в 11 раз) на общей площади 22514,55 га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 160,53 га - увеличение в 140 раз). Наиболее сложная обстановка с  природными пожарами складывается на территории Забайкальского края и Республики Бурятия, где действует 12 пожаров  на площади 332 га, сообщают в ведомстве.

  Только  за 20 апреля в России было зарегистрировано 158 очагов природных пожаров на общей  площади 2753,83 га, отмечают в МЧС. В  течение суток потушено 137 очагов природных пожаров на общей площади 2260,93 га. Площадь, пройденная природными пожарами за сутки, составила 1935,03 га, из них 1409,23 га - лесная, 525,80 га - степная. Продолжает действовать 21 очаг природных пожаров  на общей площади 492,9 гектар.

  С начала пожароопасного периода в  Бурятии зарегистрировано 204 очага  на общей площади 4 тыс. 217,7 га леса. В  республике в связи с ухудшением лесопожарной обстановки введен особый противопожарный режим. В 135 населенных пунктах лес подходит вплотную к  жилым домам. В Забайкалье с начала года зарегистрировано 242 возгорания на7 тыс.гектарах леса.

  Кроме того, за 20 апреля  на территории Сибирского федерального округа локализовано 11 очагов лесных пожаров из 20, площадь не локализованных - 301 га. Пресс-служба Сибирского регионального  центра МЧС заверяет, что крупных  пожаров на территории округа нет. Основная причина возникновения пожаров - деятельность местного населения, говорится  в сообщении. По данным космического мониторинга за минувшие сутки на территории СФО обнаружено 616 термических  точек (528 - в 5-километровой зоне), в том  числе 345 несанкционированных палов  травы, камыша и т.д., контролируемый отжиг (114), отжиг мусора и порубочных остатков (56), три лесных пожара (два  в Бурятии и один в Новосибирской  области), 98 точек не подтвердились.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации природного характера