Чрезвычайные ситуации мирного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
стр. 3

1. Определение ЧС.
стр. 4

2. Классификация ЧС по масштабам.
стр. 4

3. Классификация ЧС по характеру источника.
3.1. Техногенные ЧС.

3.1.1. Радиационно-опасные объекты.
3.1.2. Опасные химические вещества.
3.1.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
3.1.4. Аварии на транспорте.

стр. 5
стр. 5

стр. 6
стр. 8
стр. 9
стр. 10

4.Заключение
стр. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
стр.18

Работа содержит 1 файл

БЖД.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
 

    Рассматривая  ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

    1.    Альфа – излучение   опасно  при попадании во внутрь организма.

    2. Защитой от гамма и нейтронного  излучения могут быть убежища,  противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

 

Радиоактивное загрязнение (заражение).

 

    Радиоактивное загрязнение (заражение) местности  происходит в двух случаях: при взрывах  ядерных боеприпасов или при  аварии на объектах ядерной энергетики.

    При ядерном взрыве преобладают радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 – 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего – 85%.

 

    3.1.2. Опасные химические вещества (ОХВ).

 

    Опасными  химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.

    Крупными  запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

    Значительные  их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.

    На  предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трехсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в емкостях повышенной прочности. Для каждой группы емкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.

    Наиболее  распространенные ОХВ – хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др. В большинстве случаев  при обычных условиях ОХВ находятся  в газообразном или жидком состояниях. Однако, газообразные ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость переходит в газообразное состояние, образуя зоны поражения различной площади и концентрации в зависимости от приземного ветра. Зоны поражения иногда достигают десятки километров.

 

Хлор.

 

    Газ желто-зеленого цвета с резким, раздражающим специфическим запахом. Сжижается при –34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, движется в приземных слоях атмосферы. Пары раздражающе действуют на слизистую оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие на организм характеризуется загрудинной болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением координации, одышкой, резью в глазах, слезотечением. При длительном дыхании возможен смертельный исход.

 

    Первая  помощь:

    • Вывести или вынести пострадавшего из зоны поражения;
    • Снять загрязненную одежду и обувь;
    • Дать обильное питье;
    • Промыть глаза и лицо водой;
    • В случае попадания ядовитых веществ внутрь, вызвать рвоту или сделать промывание желудка;
    • Если человек перестал дышать. Сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;
    • Дать дышать кислородом  и обеспечить покой;
    • Для эвакуации использовать верхние этажи высоких зданий
    • Население эвакуируется в направлении, перпендикулярном направлению ветра.
 

    Хлор  обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.

    Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.

    Защита – противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Аммиак.

 

    Бесцветный  газ с запахом нашатырного  спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при –34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

    Вызывает  поражение дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

 

    Первая  помощь:

    • Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;
    • Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;
    • Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;
    • Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.
 

    Наличие и концентрацию аммиака в воздухе  можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

    Место разлива дегазируют слабым раствором кислоты и промывают большим количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

 

Ртуть.

 

    Жидкий  тяжелый металл. Очень опасен при  попадании внутрь организма. Пары при  вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.

    Необходимо:

    • Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;
    • Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;
    • Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;
    • Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).

    При сборке ртути запрещается использовать пылесос. Категорически запрещается выбрасывать собранную ртуть в канализацию или мусоропровод.

 
 

3.1.3.Аварии  на гидротехнических  сооружениях.

 
 

    Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

    Высота  и скорость волны прорыва зависят  от размеров разрушения гидросооружения  и  разности высот в верхнем  и нижнем бьефах. Для равнинных  районов скорость движения волны  прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.

    Значительные  участки местности через 15 – 30 минут  обычно оказываются затопленными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

    По  каждому гидроузлу имеются схемы  и карты, где показаны границы  зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено  строительство жилья и предприятий.

    В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

    При возвращении на прежние места  остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

 
 

3.1.4. Аварии на транспорте.

 

Аварии  на железнодорожном  транспорте.

 

    Чрезвычайные  ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

    При возгорании непосредственную опасность  для пассажиров представляют огонь  и дым, а также удары о конструкции  вагонов, что может привести к  ушибам, переломам или гибели людей.

    Для уменьшения последствий возможной  аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

 

Аварии  в метрополитене.

 

    Чрезвычайные  ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают  в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и  взрывов, разрушения несущих конструкций  эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

 

Аварии  на автомобильном  транспорте.

 

    Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.

    Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

    Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

    Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

 
 

Аварии  на морском и речном транспорте.

 

    Ежегодно  в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

    При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и  на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

    Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

 
 

Аварии  на авиационном транспорте.

 

    Безопасность  полета  зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного времени