Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:38, реферат
Цель исследования данной работы – изучение техногенных чрезвычайных ситуаций, и нахождение методов решения их последствий. Отсюда вытекают задачи:
1) определить, что такое чрезвычайные ситуации в целом, и дать им классификацию;
2) определить, что такое техногенные чрезвычайные ситуации, и их виды;
3) рассмотреть каждую группу ЧС;
4) сделать определённые выводы.
I. Введение __________________________________________-3 - 4-
II. Основная часть
1. Определение ЧС и их классификация __________________________-5-
2. Техногенные ЧС ____________________________________ -5 – 7-
1) Радиационно-опасные объекты _____________________ -8 – 9-
2) Опасные химические вещества ______________________-9 – 10-
3) Аварии на гидротехнических сооружениях ____________-10 – 11-
4) Аварии на транспорте:
а) аварии на железнодорожном транспорте___________-11-
б) аварии в метрополитене_______________________-11 – 12-
в) аварии на автомобильном транспорте______________-12-
г) аварии на морском и речном транспорте__________-12 – 13-
д) аварии на авиационном транспорте_______________ -13-
III. Заключение ____________________________________-14 – 15-
VI. Литература _______________________________________-16-
V. Приложение _____________________________________-17 – 19-
Радиоактивность – это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду. (Характеристика радиоактивных излучений представлена в таблице Приложения 2).
Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.
Рассматривая ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:
1. Альфа – излучение опасно при попадании во внутрь организма.
2. Защитой
от гамма и нейтронного
Радиоактивное загрязнение (заражение).
Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в двух случаях: при взрывах ядерных боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.
При
ядерном взрыве преобладают радионуклиды
с коротким периодом полураспада. Поэтому
происходит быстрый спад уровней радиации.
При авариях на АЭС характерно, во-первых,
радиоактивное заражение атмосферы и
местности легколетучими радионуклидами
(йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий
и стронций обладают длительным периодом
полураспада. Поэтому резкого спада уровней
радиации нет. При ядерном взрыве главную
опасность представляет внешнее облучение
(90 – 95% от общей дозы). При авариях на АЭС
значительная часть продуктов деления
ядерного топлива находится в парообразном
и аэрозольном состоянии. Доза внешнего
облучения здесь составляет 15%, а внутреннего
– 85%.
2) Опасные химические вещества (ОХВ)
Опасными химическими веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве, которые при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений.
Крупными запасами ядовитых веществ обладают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии.
Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, холодильниках, торговых базах.
На предприятиях создаются запасы ОХВ, обеспечивающие трёхсуточную работу. Их хранение осуществляется на специальных складах в ёмкостях повышенной прочности. Для каждой группы ёмкостей по периметру оборудуется замкнутая земляная обваловка или ограждающая стенка их несгорающих или антикоррозийных материалов.
Наиболее
распространённые ОХВ – хлор, аммиак,
сероводород, синильная кислота, фосген
и др. В большинстве случаев при обычных
условиях ОХВ находятся в газообразном или
жидком состояниях. Однако газообразные
ОХВ обычно сжижают. При авариях жидкость
переходит в газообразное состояние, образуя
зоны поражения различной площади и концентрации
в зависимости от приземного ветра. Зоны
поражения иногда достигают десятки километров.
3) Аварии на гидротехнических сооружениях
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и всё сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.
Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.
Значительные участки местности через 15 – 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По
каждому гидроузлу имеются
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
При
возвращении на прежние места
остерегаться оборванных проводов. Не
употреблять продукты, которые находились
в контакте с водными потоками. Воду из
открытых колодцев не брать. Прежде, чем
войти в дом, надо внимательно осмотреть
его и убедиться, что нет опасности разрушения.
Перед входом в здание обязательно проветрить
его. Спичками не пользоваться – возможно,
присутствие газа. Принять все меры для
просушивания здания, полов и стен. Убрать
весь влажный мусор.
4)
Аварии на транспорте
Аварии на железнодорожном транспорте.
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
Для
уменьшения последствий возможной
аварии пассажиры должны строго соблюдать
правила поведения в поездах.
Аварии в метрополитене.
Чрезвычайные
ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах
метрополитена возникают в результате
столкновения и схода с рельсов поездов,
пожаров и взрывов, разрушения несущих
конструкций эскалаторов, обнаружения
в вагонах и на станциях посторонних предметов,
которые могут быть отнесены к категории
взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных
веществ, а также в результате падения
пассажиров с платформы на пути.
Аварии на автомобильном транспорте.
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удаётся избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.
Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребёнок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нём.
Как
правило, после удара двери заклинивает,
и выходить приходится через окно. Машина,
упавшая в воду, может некоторое время
держаться на плаву. Выбираться из неё
нужно через открытое окно. Оказав первую
помощь, необходимо вызвать «скорую помощь»
и ГИБДД.
Аварии на морском и речном транспорте.
Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.
При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
Все
плавучие средства со спасёнными должны
держаться вместе и, если есть возможность,
плыть к берегу или к трассе прохождения
пассажирских судов. Необходимо организовать
дежурство по наблюдению за горизонтом,
воздухом; пищу и воду расходовать экономно;
нужно помнить, что человек без воды может
прожить от трех до десяти суток, тогда
как без пищи – более месяца.
Аварии на авиационном транспорте.
Безопасность полёта зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.
Заняв своё место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полёт будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При
взлёте и посадке пассажир должен пристегнуть
ремни безопасности. При аварийной посадке
самолёта эвакуация осуществляется через
аварийные выходы по надувным трапам.
Покинув самолёт, следует быстро оказать
помощь пострадавшим и не оставаться вблизи
самолета.
III. Заключение
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако, в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. Эти изменения нарастали и в настоящее время обрушились на человеческую цивилизацию. Стремясь к улучшению условий своей жизни человечество постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или не пригодных для утилизации. Это приносит угрозу и существованию биосферы, и самого человека.
Современное человечество
Промышленные аварии и катастрофы на транспорте, экологические последствия антропогенного воздействия на биосферу, применение противником в случае военных действий различных видов оружия, создают ситуации, опасные для жизни и здоровья населения.
В XX веке, бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности населения и даже опережает его прирост. В.И.Вернадский писал: "Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли". Это предупреждение пророчески оправдалось.
Последствия антропогенной масштабной (предпринимаемой человеком) деятельности особенно проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.
В законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".
В условиях чрезвычайных ситуаций общество, движимое естественным стремлением к самосохранению, предпринимает осознанные, заранее предусмотренные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Проблема защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя множество аспектов, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий по обеспечению безопасности населения, устойчивости объектов народного хозяйства и охране биосферы от антропогенного воздействия.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного времени. Техногенные ЧС