Чрезвычайные происшествия и аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – проанализировать количество и виды чрезвычайных происшествий и аварий на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения в РХ за период 2000-2009 гг.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ количества аварий на коммунально-энергетических системах в РХ;
представить анализ видов аварий на коммунально-энергетических системах в РХ;
показать динамику аварий на коммунально-энергетических системах в городских муниципальных образованиях РХ

Содержание

Введение
I. Сущность техногенных аварий
1.1 Особенности техногенных аварий
1.2 Аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения
II Объект и методы исследования
2.1 Объект исследования
2.2 Методы исследования
III. Результаты исследования
3.1 Анализ количества аварий на коммунально-энергетических системах РХ за 2000-2009 гг
3.2. Анализ видов аварий на коммунально-энергетических системах РХ за 2000-2009 гг
3.3 Анализ аварий на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения в городских муниципальных образованиях РХ за 2000-2009 гг
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Чрезвычайные происшествия и аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

     Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

     Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

     При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

     Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

     Безопасность пассажиров самолета при авиационных техногенных авариях зависит не только от экипажа самолета, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

     Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

     Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

     При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

     Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

     Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии;
  • жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением;
  • дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства;
  • чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности;
  • тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы;
  • оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии (Уайзман, 2007).

     Таким образом, техногенные аварии представляют собой чрезвычайные происшествия, связанные с выходом из строя технологического оборудования, средств транспорта, зданий и сооружений, в результате чего возникает возможность загрязнения окружающей среды и гибель людей. Для борьбы с причинами возникновения техногенных аварий проводятся профилактические работы, направленные на ремонт оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, беседы с работниками производства и пассажирами. Для ликвидации последствий техногенных аварий проводятся спасательные мероприятия. 

     1.2 Аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения 

     Коммунально-энергетическая система жизнеобеспечения населения - это сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающие и поддерживающие условия для жизнедеятельности населения. Система жизнеобеспечения состоит из подсистем, реализующих для населения соответствующие его виды.

     Коммунально-энергетическая система занимает одно из основных мест в топливно-энергетической структуре нашей страны. На долю этого сектора приходится порядка одной трети всей тепловой энергии, которая вырабатывается в стране, а также порядка 13% всей электрической энергии. Вся эта энергия в той или иной степени потребляется системами содержания и эксплуатации предприятий электроснабжения, теплоснабжения и освещения населенных пунктов, а также системой обеспечения водоснабжения (Русак, 2005).

     Конечная цель системы энергоснабжения потребителя - это постоянное и бесперебойное воссоздание естественной среды обитания человека. Это и горячее водоснабжение жилых помещений, и отопление, и освещение. Сюда же можно отнести поддержание биоэнергетического потенциала человека - производство различных предметов потребления и продуктов питания, создание условий труда, транспортное обеспечение и прочее.

     Разделение энергетики на «большую энергетику» и «отраслевую» также предполагает выделение такого вида, как коммунальная. На самом деле это разделение весьма условно, поскольку вся разница состоит лишь в параметрах и масштабах воспроизводства такой энергии, статусах государственной иерархии и отраслевой принадлежности.

     Коммунальный сектор производит подавляющую долю тепловой энергетики на ее же источниках. При этом функционирование всех элементов осуществляется на основе достаточно скромного потенциала энергоносителей - их средние температуры составляют 350 градусов по Цельсию, давление 3 мегапаскаля, напряжение до 35 киловатт. Также коммунальная энергетика несет достаточно важную социальную нагрузку, ведь именно она обеспечивает эффективное обслуживание конечного потребителя - населения, которое находится в жилых микрорайонах, жилых и общественных зданиях, сельских населенных пунктах.

     Именно поэтому коммунальное энергосбережение имеет двойственный характер.

  • промышленный процесс, главные функции которого - это воспроизводство и транспортировка энергии с большой долей в себестоимости ресурсов;
  • непосредственная форма предоставления услуг населению в организации процесса потребления этой же энергии, которую, кстати, никто корме ЖКХ не предоставляет в полной мере (Ужегов, 2005).

     Основываясь на этом, все объекты коммунально-энергетического комплекса юридически являются частью комплекса жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и также ставят своей главной целью обслуживание всех элементов этой структуры. Они отнесены к группе элементов локальной системы монополии, что отличает их от объектов большой энергетики, объектов Газпрома и Российских железных дорог (РЖД), которые относятся к естественной монополии.

     Коммунальные энергетические структуры непосредственно находятся в подчинении и управляются местными администрациями. Но именно коммунальные энергетические предприятия несут прямую ответственность за качество исполняемых услуг. Это и финансирование, и техническая эксплуатация, и содержание объектов согласно признанным нормам и стандартам, а также качество и объемы обслуживания, разнообразные экономические показатели. Это целая живая система, которая поддерживает жизнь другой системы, в которой живет сам человек.

     Современные суровые реалии четко диктуют курс на снижение общего уровня жизни, и, как следствие этого, - уменьшение платежеспособности как населения, так и государства, что оказывает значительное влияние и на коммунальный сектор.

     В энергетике появилась отрицательная тенденция, которая заключается в волевом разделении технологического процесса теплоснабжения, состоящего из трех звеньев, на меньшие составляющие. Создаются дочерние структуры, которые занимаются невнятной и совершенно неконтролируемой деятельностью, что напрямую ведет к развитию безответственности и снижению общего качества работы всей системы в целом. Все чаще имеют место «веерные» отключения от энергоснабжения целых микрорайонов, что серьезно вредит всем сторонам этой системы. Еще одна беда всего коммунального хозяйства - это очень большая изношенность производственного фонда. Согласно статистическим данным, более 70% основных фондов были на балансе ЖКХ еще в прошлом веке и до сих пор до конца так и не были обновлены (Михайлов, 2007).

     Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током.

     Аварии на электроэнергетических системах делятся на три вида:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения;
  • аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и территорий;
  • выход из строя транспортных электрических контактных сетей (Ястребов, 2005).

     Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

     Аварии на очистных сооружениях делятся на две группы:

  • на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн;
  • на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ (Хван, 2004).

     Аварии в системах водоснабжения нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья.

     Аварии на тепловых сетях в зимнее время года приводят к невозможности проживания населения в не отапливаемых помещениях и его вынужденной эвакуации.

     Аварии на коммунальных системах, как правило, ликвидируются в кратчайшие сроки, однако не исключено длительное нарушение подачи воды, электричества, отопления помещений. Для уменьшения последствий таких ситуаций создайте у себя в доме неприкосновенный запас спичек, хозяйственных свечей, сухого спирта, керосина (при наличии при наличии керосиновой лампы или примуса), элементов питания для электрических фонарей и радиоприемника.

     Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения в основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения. Можно выделить четыре группы аварий:

  • на канализационных системах;
  • на тепловых сетях;
  • в системах водоснабжения;
  • на коммунальных газопроводах (Бондаренко, 2000).

     Гидродинамические аварии - это аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты - плотины, водозаборные станции запруды для различных целей. Разрушение или прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека. Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие следствие неуправляемое перемещение больших масс воды несущих разрушение и затопление обширных территорий.

     Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии 5 характерных фаз:

  • первая - накопление отклонений от нормального процесса;
  • вторая - инициирование аварии;
  • третья - развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и окружающую экологию;
  • четвертая - проведение спасательных работ, локализация аварии;
  • пятая - восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии (Михайлов, 2007).

     Таким образом, коммунально-энергетическая система жизнеобеспечения представляет собой сочетание органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающие и поддерживающие условия для жизнедеятельности населения. Основными задачами данной системы является обеспечение людей теплом, водой и электроэнергией. Аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения редко приводят к человеческим жертвам, но создают сложности в жизнедеятельности человека, особенно в зимний период, при авариях на тепловом, водном или электрическом оборудовании. 

 

      II. Объект и методы исследования 

     2.1 Объект исследования 

     Объектом исследования данной работы является коммунально энергетические системы РХ. При написании работы использовались статистические данные о количественном и качественном составе чрезвычайных происшествий и аварий коммунально-энергетических систем жизнеобеспечения на территории Республики Хакасия.

Информация о работе Чрезвычайные происшествия и аварии на коммунально-энергетических системах жизнеобеспечения